Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В каждом учебнике по экономике можно встретить разнообразную трактовку термина «себестоимость». Но как бы ни звучало определение, его суть от этого не меняется.
3
Себестоимость продукции – это сумма всех издержек, которые несет предприятие по изготовлению товара и его последующей реализации.
Под издержками понимают траты связанные с закупкой сырья и материалов, необходимых для производства, оплатой труда работников, транспортировкой, хранением и реализацией готовой продукции.
На первый взгляд, может показаться, что произвести расчет себестоимости продукции довольно просто, но это не совсем так. На каждом предприятии такой важный процесс доверяют только квалифицированным бухгалтерам.
Осуществлять расчет себестоимости товара необходимо регулярно. Зачастую это делают через определенные промежутки времени. Каждый квартал, 6 и 12 месяцев. [4]
Актуальность исследуемой темы выражается в том, что себестоимость в условиях рынка является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений и важнейшим показателем экономической эффективности производства.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ФИРМЫ
1.1 Сущность и структура себестоимости продукции фирмы, факторы влияющие на величину себестоимости
Каждое предприятие, выпускающее продукцию или предоставляющее услуги, регулярно производит расчет себестоимости производимой продукции и себестоимости услуг. Этот показатель показывает насколько эффективно и рентабельно производство. Также себестоимость прямым образом влияет на ценообразование. [7]
Под себестоимостью понимаются все совокупные затраты, которые были понесены при изготовлении или покупке единицы товара (работ). Это понятие содержит в себе стоимостную оценку ресурсов, задействованных в ходе производства или приобретения продукции/услуги. [9]
Полученная при производстве или закупе продукция (услуга) имеет свою стоимость, которая состоит из следующих затрат:
1. Материальные затраты. Сюда входят все потраченные в процессе изготовления или покупки материалы.
2. Расходы на купленные товары, предназначенные для дальнейшей перепродажи.
3. Затраты на энергоносители и прочие природные ресурсы. Учитываются расходы на отопление, освещение помещений, а также пользование водой.
4. Сырьевые расходы. Необходимые затраты на используемое в процессе производства сырье.
5. Расходы на оплату труда. К этой категории относятся ресурсы, потраченные на обеспечение заработной платой задействованных работников, а также на отчисления в бюджет и внебюджетные фонды (ИНФС, ПФ, ФСС) налогов и страховых выплат за этих сотрудников.
4
6. Издержки по основным фондам. Дорогостоящее оборудование, применение которого необходимо при изготовлении или закупе продукции, принимается в затраты небольшими частями в течение длительного времени согласно начисленной амортизации.
7. Административные расходы включают в себя содержание управляющего аппарата.
8. Прочие издержки, которые могут образоваться в течение производственного цикла или в процессе приобретения товара. [15]
1.2 Функциональная модель системы управления себестоимостью продукции фирмы
Основными задачами хозяйственных субъектов в процессе их деятельности можно назвать действия, направленные на получение прибыли. В том числе и снижение себестоимости в разумных пределах.
Экономия на сырьевых ресурсах может существенно снизить качество продукции и привести к ее дальнейшей неликвидности.
Решением может быть приобретение более дешевых аналогов требуемого сырья, либо же закупка товара в больших объемах по оптовым ценам.
Необходимо также более экономное расходование запасов, исключающее порчу и возможные потери.
Затраты на коммунальные услуги носят постоянный характер, разумное расходование энергоносителей, воды, топливных материалов может привести к экономии денежных средств.
Предприятия вынуждены проводить эффективную кадровую политику. Квалифицированные и ответственные специалисты принесут больше пользы, чем сотрудники без надлежащего опыта работы. [5]
Подробный анализ каждого пункта затрат позволяет выявить необходимость тех или иных расходов, отыскать пути их возможного сокращения. Конечная цель этих задач ― получение максимально возможного объема прибыли.
На снижение себестоимости влияет много факторов. Условно их можно разделить на следующие:
1) Внутрипроизводственные – те, на которые руководители предприятия могут оказать непосредственное воздействие. К ним можно отнести: сокращение штата сотрудников, автоматизация отдельных процессов, мотивация персонала и т.д.
2) Внепроизводственные – те, на которые не могут оказать влияние предприятие. Это стоимость топлива, сырья, тарифы, величина налоговых отчислений и т.д. [22]
Предприятие, которое сумело добиться снижения себестоимости продукции, всегда закрепляется на рынке. Благодаря сниженной цене на товар, его с большей охотой покупают потребители.
Эффективность от снижения себестоимости можно наблюдать и на самом производстве. На таком предприятии персонал более заинтересован, организован и трудолюбив. Новое оборудование облегчает труд рабочих, делая его более безопасным.
Руководство досконально знает все «слабые» и «сильные» стороны своего предприятия. Поэтому постоянно пытается усовершенствовать производство.
5
Такие организации работают, как один отлаженный механизм, что позволяет ему процветать и получать максимальную прибыль.
Предприятию, на котором необходимо снизить себестоимость продукции придется перейти на режим экономии.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «СУДАКОВ Н.А.»
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Судаков Н.А.»
ООО «Судаков Н.А.» расположен по адресу: г. Иркутск, Ленинградский проспект, д. 13.
Компания несет в повседневную жизнь людей больше красоты и уюта, больше модных и высококачественных вещей. ООО «Судаков Н. А.» хочет обеспечить высококачественным домашним текстилем нашего производства всех, кто любит свою семью, своих близких, свой дом.
ООО «Судаков Н. А.» постоянно развивается, чтобы продукция всегда соответствовала передовым представлениям о комфорте, качестве и моде. Специалисты Компании всегда в курсе технологических и стилистических тенденций в мировом производстве домашнего текстиля и внедряют инновационные технологии в производство.
ООО «Судаков Н. А.» заботится и о благополучии сотрудников. Личная заинтересованность каждого в развитии компании и высокая квалификация персонала – залог общего успеха.
По форме собственности анализируемая компания является обществом с ограниченной ответственностью.
В обществе с ограниченной ответственностью уставной капитал общества разделен на доли, размер которых определяется учредительными документами.
Основные учредительные документы - устав общества и договор. В уставе содержится информация о целях и предмете деятельности общества, правах и обязанностях участников общества, уставном капитале, вкладах участников общества в имущество общества, порядке хранения документов и ликвидации общества.
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Судаков Н.А.»
Проведем анализ финансового состояния ООО «Судаков Н.А.». Состав имущества ООО «Судаков Н.А., представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Состав имущества «Судаков Н.А.»
Анализируя данные таблицы, можно говорить о сокращение внеоборотных активов в последние три года в компании ООО «Судаков Н.А.». Это связано с сокращением основных средств в организации.
Рост оборотных активов компании ООО «Судаков Н.А.» связано с ростом дебиторской задолженности.
6
2.3 Анализ и формирование графа проблем управления себестоимостью продукции в ООО «Судаков Н.А.»
Анализируя деятельность ООО «Судаков Н.А.», можно сделать следующие вывод:
- наблюдается стабильный рост величины выручки;
- рост величины прибыли;
- рост величины чистой прибыли;
- рентабельность продаж составила всего 14,3%;
- рентабельность сотрудников составила 60,5%;
- за последние два года наблюдается рост себестоимости продаж.
Основными проблемами управления себестоимости продукции является:
- рост числа себестоимости продукции в 2018 году;
- низкая квалификация персонала;
- поставщики реализуют товары по цене выше рыночной;
- рентабельность продаж находится на достаточно низком уровне;
- высокий уровень издержек;
- высокие цены на коммунальные платежи.
Занять определенное положение на рынке производителей возможно, лишь создав эффективную систему управления себестоимостью выпускаемой продукции на основе всестороннего учета затрат. Эта система включает следующие элементы:
- нормативный метод учета затрат, который позволяет отслеживать, анализировать и влиять на отклонение фактической себестоимости от расчетной в оперативном режиме;
- оптимизация общезаводских и общепроизводственных затрат;
- повышение технического уровня производства;
- постоянное совершенствование организации производства и труда при сохранении базовых элементов технологического процесса;
- постоянное улучшение системы снабжения предприятия сырьем и материалами;
- исследование состояния рынка в части номенклатуры наиболее ликвидной продукции и ее рыночных цен;
- последовательное внедрение новых видов продукции с необходимыми потребительскими свойствами, максимально используя элементы уже освоенных видов изделий;
- совершенствование логистики;
- поиск и внедрение дополнительных источников дохода в рамках действующего производства;
- подготовка кадров на основе их обучения и мотивации эффективности труда.
7
Для того чтобы сформировать модельный ряд продукции нужно четко определить ее потребительские свойства.
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ В ООО «СУДАКОВ Н.А.»
3.1 Формирование дерева целей: характеристика мероприятий по снижению себестоимости на предприятии ООО «Судаков Н.А.»
Дерево целей — это специальный иерархический перечень целей каждой организации. В нем цели нижнего уровня подчиняются и способствуют достижению целей высшего порядка. Самые главные и важные цели размещены на самом верху дерева.
Разделение главной миссии на более мелкие облегчает ее достижение. Таким образом создаются уровни задач до тех пор, пока не будет поставлена простая для достижения цель. Построение «дерева целей» осуществляется с учетом метода «от общего к частному». Качество такого плана зависит от уровня квалификации специалиста, которому его доверили создать.
3.2 Характеристика и расчет эффективности мероприятий по решению проблем по управлению себестоимостью в ООО «Судаков Н.А.»
Проведем характеристику и расчет эффективности мероприятий по решению проблем по управлению себестоимостью в ООО «Судаков Н.А.».
В ходе анализа, было выявлено, что при в ООО «Судаков Н.А.» работает низкоквалифицированный персонал. Необходимо отправить некоторых на курсы повышения квалификации, а некоторым дистанционно получить высшее образование.
Любая уважающая себя компания, которая занимается любым видом деятельности, среди основных вопросов всегда рассматривает повышение квалификации персонала. Чтобы не терять своих позиций на рынке, компании нужен персонал высокой квалификации.
Цели повышения квалификации могут быть:
Вооружить сотрудников новыми знаниями и навыками. Это позволит им не просто высказывать свежие идеи, но и справляться с различными сложностями в работе;
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у человека появляется стремление к повышению производительности труда;
Снижение уровня текучести персонала. Повышение квалификации считается эффективным способом борьбы с этим явлением. Этот принцип действует даже в том случае, когда не помогает даже премирование.
Внедрение новых технологий. Сейчас время компьютеров и высоких скоростей. От этого никуда не денешься, нужно развиваться, модернизировать производство. А с этим справится только команда настоящих профессионалов.
8
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, чем принимать на работу большое количество людей со стороны.
Понятно, что одновременно повысить квалификацию всех специалистов нереально. Получается, нужно выделить тех, кто в числе первых должен повысить свой уровень профессионализма.
К тому же существует риск, что время и финансовые средства будут потрачены на обучение тому, что сотрудник и так знает, и умеет. А еще хуже, когда работодатель оплачивает обучение сотрудника, а тот через некоторое время уходит на другое место работы.
Именно поэтому руководители предпочитают обучать сотрудников, которые принесут организации или предприятию максимум пользы, или сотрудников, которые занимают важные посты.
Проблема в том, что руководство молодой компании не всегда может определить, каков потенциал сотрудников. В этом случае можно проконсультироваться у специалистов, занимающихся обучением персонала. Также можно провести анкетирование сотрудников, а затем проанализировать полученную информацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя структуру реализации трикотажных изделий Иркутской области по гендерному признаку, можно сделать вывод, что наибольшую долю занимает реализация женского трикотажа – 55,6%, реализация мужского трикотажа составляет 44,4%.
Анализируя динамику трикотажных изделий Иркутской области, можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост в реализации трикотажных изделий. Так за анализируемый период реализация увеличилась на 16878 миллионов рублей.
ООО «Судаков Н.А.» расположен по адресу: г. Иркутск, Ленинградский проспект, д. 13.
Компания несет в повседневную жизнь людей больше красоты и уюта, больше модных и высококачественных вещей. ООО «Судаков Н. А.» хочет обеспечить высококачественным домашним текстилем нашего производства всех, кто любит свою семью, своих близких, свой дом.
Анализируя динамику выручки ООО «Судаков Н.А.», можно сделать вывод, что наблюдается рост выручки.
Всего рост выручки за анализируемый период составил 1 миллион рублей, так в 2015 и в 2016 годах выручка составляла 63 миллиона рублей. В 2017 году выручка выросла до 64 миллионов рублей.
Анализируя динамику показателя, прибыли ООО «Судаков Н.А.», можно сделать вывод, что прибыль за анализируемый период выросла на 13,7 миллионов рублей. В период с 2015 по 2016 год прибыли выросла на 0,7 миллионов рублей и составила в 2016 году 5,1 миллион рублей. В 2017 году прибыль выросла по сравнению с 2016 годом на 13 миллионов рублей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
9
1) Агибалов А.В. Международные финансы: учебное пособие / А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М. Алещенко – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 241 с.
2) Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Белендир – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: Дело и сервис, 2016. – 160 с.
3) Архипов, А. П. Финансовый менеджмент страховых организаций: учебник для вузов / А. П. Архипов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 356 с.
4) Афоничкин, А. И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Методология: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко; под ред. А. И. Афоничкина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.
5) Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
6) Берёзкин Ю.М. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.М. Берёзкин, Д.А. Алексеев. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. – 333 с.
7) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
8) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
9) Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 209 с.
10) Кириченко Т. В. Финансовый менеджмент: Учебник / Т. В. Кириченко. — М.:2013. — 484 с. 2013
11) Кондратьева, М. Н. Экономика предприятия: учебное пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 174 с.
12) Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. — М.: КНОРУС, 2016. — 480 с.
13) Литвиненко, М. И. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с новыми стандартами: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. И. Литвиненко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 168 с.
14) Мишле, Е. В. Региональные и местные налоги и сборы с организаций: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Мишле. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 148 с.
15) Овечкина, А. И. Корпоративные финансы. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / А. И. Овечкина, Н. П. Петрова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 227 с.
16) Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент: учебник / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 540 с.
17) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
18) Финансы: учебник / под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
19) Финансовый менеджмент: учебник / В.Ю. Барашьян, В.Д. Бджола, О.Г. Журавлева [и др.]; под ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. — М.: КНОРУС, 2015. — 520 с.
10
20) Финансовый менеджмент: учебник [Текст] / Латышева Л.А., Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Фролко С.В., Глушко А.Я., Кулешова Л.В., Скребцова Т.В., Шамрина С.Ю., Собченко Н.В., Нестеренко А.В., Башкатова Т.Н, Урядова Т.Н., Капустина Е.И.; под общ. редакцией Л.А. Латышевой. – М.: МИРАКЛЬ, 2016. – 340 с.
21) Эйхлер Л.В. Финансовый менеджмент: актуальные вопросы управления финансами предприятий\: учебное пособие Омск: СибАДИ 2013. –154 с.
22) Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под.ред. Булатова А.С. — М.: Экономисть, 2016 — 896 с.
23) Экономическая теория / под ред. Добрынина А.И., Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2016. - 544 с: ил.
24) Янова, В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов/В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип. — М: Издательство «Экзамен».2015, — 382с