Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В российских школах активно занимают свободное время детей. Внеучебная деятельность школьников – часть процесса воспитания, ответственность за который несут не только родители, но и педагоги. Дополнительное образование внутри школы обеспечивает досуг детей с пользой для их физического, умственного развития, будь то спортивная секция, кружок скорочтение или шахматный клуб. Одним из важнейших элементов внеурочных занятий для школьников еще с конца XIX века стал туризм. Речь не только об организованном летом лагере, когда ребята из одного класса под руководством опытного учителя отправляются на море, за город или же остаются в стенах родной школы. Поездки в соседние города с культурно-познавательной, развлекательной, оздоровительной, и даже научной целью в современных школах во время учебного года, пусть и редкая, но практика. Туризм позволяет решать задачи обучения, воспитания и образования в комплексе. Это создает возможности повышения физического и духовного потенциала школьника, уровня знаний и умений, удовлетворения потребностей детей в самовыражении и творчестве, общении с людьми и природой.
Цель исследования – изучить и проанализировать
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты школьного туризма;
2) совершить анализ школьного туризма в г. Москва
Объектом исследования являются родители школьников, а предметом мнение родителей о школьном туризме.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты школьного туризма
1.1 Школьный туризм: его сущность и особенности
Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания .
Под школьным туризмом понимаются временные выезды школьников в группе, с родителями или ближайшими родственниками, индивидуально в группах взрослых туристов или их временное проживание в семьях иностранцев. Выезды организуются с места постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, спортивных или иных целях.
Поскольку школьник ещё не вышел из-под родительской опеки, мнение его родителей и ближайших родственников относительно его возможного путешествия становится решающим. Это значит, организаторы поездок должны изучить и эти интересы, которые, совокупно с детскими, должны дать представление об оптимальной организации туризма школьников.
В таких обстоятельствах особенно важно изучить особенности школьного туризма и дать конкретные рекомендации по организации детских путешествий .
Дадим характеристику школьного туризма по вышеперечисленным критериям.
1) По способу организации поездки школьный туризм является организованным.
2) Продолжительность поездок школьников напрямую связана с каникулами. Чаще всего организованные группы школьников выезжают во время осенних, зимних и весенних каникул на срок до 14 дней. На летних каникулах длительность значительно увеличивается, но в большинстве случаев не превышает одного месяца. Школьный туризм может быть и краткосрочным (выходные дни, внеклассные занятия после уроков). От продолжительности каникул, как правило, зависит и дальность поездки школьников. Так как дальность поездки, в большой степени коррелирует со стоимостью, здесь также есть связь с источником финансирования и его возможностями.
3) Школьный туризм может быть, как внутренним, так и международным. По направлению туристского потока школьный туризм делится на выездной и внутренний. Выездной туризм включает в себя следующие направления:
1. Международный безвалютный обмен. Организуется руководителями образовательных учреждений двух стран, во многих случаях с поддержкой Департамента образования города, мэра, губернатора и т.д.
2. Образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.; познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе. Оплачиваются из фонда коммерческих и некоммерческих организаций; бюджета региона, страны.
3. Выезды в международные молодежные и детские центры лагеря. Оплачиваются за счет средств родителей, некоммерческих организаций.
Внутренний туризм подразделяется на:
1. Экскурсии для школьников организуются по архитектурным достопримечательностям города в рамках обзорной экскурсии; музеях, выставках, фабриках, парках, образовательных центрах и т.д.
2. Познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе. Разрабатываются турфирмами, специализирующимися на работе с детьми и имеющими необходимые документы.
3. Оздоровление и отдых в детских лагерях. Летние детские лагеря делятся на лагеря с дневным пребыванием (школьный лагерь), традиционные загородные лагеря, узкоспециализированные (образовательные, развлекательные, спортивные, военно-патриотические, православные). По другой классификации внутреннего школьного туризма, основанной на признаке перемещения, школьный туризм можно разделить на стационарный и мобильный.
Дадим также характеристику видов туризма, используемых в школьном туризме, исходя из цели поездки.
Культурно-познавательный. В основе этого вида туризма лежит потребность туриста в познавательной функции, расширении кругозора. Культурно-познавательную деятельность можно дифференцировать следующим образом:
а) посещения архитектурных памятников, музеев, исторически значимых мест;
б) посещения культурных представлений: кино, театры, концерты;
в) посещение лекций, семинаров, мастер-классов; Все вышеперечисленные мероприятия во многих случаях являются неотъемлемой частью поездок школьников.
Лечебно-оздоровительный. Один из наиболее популярных видов туризма, смысл которого заключается в путешествии с целью отдыха, оздоровления, лечения или же общего укрепления организма в специализированных санаториях, профилакториях, и иных схожих учреждениях. Данный вид туризма зародился ещё в античные времена, когда люди научились использовать лечебные грязи и минеральные воды в лечебных целях. В школьном туризме оздоровление может быть основной целью поездки (санаторий, оздоровительный лагерь) и дополнительной (кислородные коктейли; физические упражнения, направленные на укрепление организма).
Спортивный туризм. Является одним из самых динамичных и активных видов туризма. Его смысл заключается в преодолении естественных препятствий, и любого путешествия с целью отдыха, связанного со спортивной активностью. Основные виды спортивного туризма: пешеходный, лыжный, водный, парусный, конный, горный, спелеотуризм, дайвинг, каньонинг, велотуризм, экстремальный туризм.
Турфирмы в области спортивного туризма и активного отдыха разрабатывают маршруты и туры для людей с абсолютно разными физическими возможностями и подготовкой, в том числе для школьников разных возрастов.
Экологический туризм. Сравнительно молодое направление в туризме, которое стремительно набирает популярность. Делится на несколько направлений:
а) научный – ориентирован на изучение природы, проведение полевых исследований, различных наблюдений;
б) активный – пешие походы, альпинизм, велопрогулки;
в) исторический – поддерживает национальную самобытность, знакомит с культурными традициями;
г) путешествие в природные резерваты – разного рода заповедники, национальные парки;
д) агротуризм – наиболее актуален для жителей мегаполисов, которые отправляются в село, загородные домики, в лес и обучаются земледелию.
Школьный туризм может включать в себя любую из направлений экологического туризма.
Образовательный туризм – туристская поездка с образовательной целью. Особо распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Норвегии. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
а) учебные поездки с целью изучения иностранного языка или общеобразовательных, специальных предметов;
б) ознакомительные поездки в учреждения, организации;
в) научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях;