Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. К управлению тренировочным процессом относится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими упражнениями.
Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей [1].
Одним из основных условий эффективной тренировки является применение принципа чередования нагрузки и отдыха. Это связано с тем, что во время нагрузки развивается утомление. Отдых необходим для того, чтобы запустить процессы восстановления в организме. Восстановительные процессы сопровождаются развитием состояния гиперкомпенсации, при котором функциональные резервы организма не только восстанавливаются, но и увеличиваются, превышая прежние функциональные возможности организма. Именно это явление и лежит в основе тренированности организма.
Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нагрузки относятся количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем, скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число повторений). Физиологические параметры характеризуют уровень мобилизации функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема) [2].
Воздействие физических упражнений на человека связано с дозированной нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем, и с полноценным отдыхом, во время которого происходит восстановление организма. Утомление и восстановление, лежащие в основе нагрузки и отдыха – тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, представляющие собой одну из серьезнейших проблем физического воспитания, физиологии спорта. Кроме того, это основной показатель медико-биологической оценки тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, один из основных показателей здоровья и работоспособности организма. Сегодня крайне важной задачей становится правильное применение принципа чередования нагрузки и отдыха в организации тренировочного процесса. Это дает возможность применять имеющиеся знания для организации занятий, определения их эффективности, потенциала [1].
Проблематика исследования. Сегодня существует множество методов развития физических качеств и двигательной активности. При этом нужно понимать, что от интенсивности нагрузок во многом зависит уровень утомления в мышцах, а также уровень дальнейших восстановительных процессов в мышцах. Важно не только правильно рассчитывать нагрузку, но и чередовать ее с отдыхом, во время которого происходит восстановление и повышение функциональных возможностей организма. Знание принципа чередования нагрузки и отдыха может использоваться для дальнейшей разработки оздоровительных методик и здоровье сберегающих технологий, для разработки правильных методов и форма организации тренировочного процесса.
Объект исследования – взаимосвязь нагрузки и отдыха на занятиях физической культурой.
Предмет исследования – принцип чередования физических нагрузок и отдыха в тренировочном процессе.
Цель работы: изучить специфику применения принципа чередования физических нагрузок и отдыха при организации тренировочного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
2. Рассмотреть основные физические качества, определяющие уровень физической подготовленности спортсменов
3. Рассмотреть принципы организации нагрузок при занятиях физической культурой
4. Рассмотреть особенности организации нагрузок и отдыха и его роль в развитии восстановительных процессов в организме
5. Провести методологический анализ существующих подходов к организации учебно-тренировочного процесса в школе.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в основе качественной физической подготовки лежит правильно организованный тренировочный процесс. Для повышения эффективности тренировочного процесса, необходимо применять принцип чередования физических нагрузок и отдыха.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа); практические (педагогический эксперимент, тестирование), математико-статистическая обработка данных).
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для разработки занятий по физической культуры, для повышения эффективности тренировочного процесса, для повышения эффективности тренировок, совершенствования физической подготовленности организма.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Обзор научно-методической литературы по проблеме исследования
1.1. Характеристика основных показателей физической подготовленности
В ходе организации учебно-тренировочного процесса большое внимание уделяется развитию физических качеств и основных двигательных навыков. Развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения, человек может быстро приспосабливаться и выполнять освоенные движения в любой видоизмененной форме и в различных условиях двигательной деятельности [3].
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей человека, с помощью которых можно определить уровень физического развития. В первую очередь физические качества юноши определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция занимает особое положение среди множества других функций, она определяет способность человека к передвижению, а также способствует выполнению определенного объема движений. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [1].
Установлено, что развитие физических качеств тесно связано с формированием двигательных навыков. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно в юношеском возрасте. В этот период существенно ускоряется развитие силовых показателей. Эти параметры необходимо учитывать при организации работы по развитию основных двигательных навыков [4].
Основные физические качества - ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость. При любом виде движений проявляются двигательные качества и их комплекс. Однако преимущественное значение имеет один из основных видов движения, который является ведущим. В случае бега на короткие дистанции развивается быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость. В результате прыжков в длину и высоту развивается сила и выносливость, а также быстрота. Не смотря на то, что основное внимание необходимо уделять развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, все же не стоит забывать и о равномерном развитии гибкости, равновесия [5].
Под ловкостью понимают способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраиваться в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды в минимальные сроки [6]. Ловкость развивается в результате систематического выполнения новых упражнений, применения нового и разнообразного инвентаря, оборудования. В результате развития ловкости существенно возрастает пластичность нервной системы, улучшается координация движений, появляется способность к дальнейшему освоению новых и сложных видов движения. При помощи ловкости юноша приобретает способность к выполнению большого разнообразия движений в меняющихся условиях окружающей среды.
Важную роль в развитии ловкости играет организация подвижных игр, кикбоксинг, бокс, рукопашный бой, нетрадиционные методы физического воспитания. Необходимо выполнять упражнения, направленные на резкое переключение с одного вида движений на другой. Движения при этом заранее
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абзалов Р.А., Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности // Теор. и практ. физ. культ.- 1999.- №8.-С.24-26, 39.
2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 2015.
3. Беренштейн Г.Ф., Полевой Д.А., Нурбаева М.Н. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов // Теор. и практ. физ. культ.- 1993.- №11,12.-С.29-30.
4. Беркович Е.М. Энергетический обмен в норме и патологии. - М.: Медици¬на, 1964.-253 с.
5. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теор. и практ. физ. культ.- 2001.- №2.-С.28-31.
6. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2017. – 356 с.
7. Давыдова Е.К. Движение как сигнал.-М.: Наука, 1986.-91 с.
8. Дильман В.М. Большие биологические часы. -М.: Знание, 1982.-208 с.
9. Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. - Киев: Здоров'я, 1980. - 128 с.
10. Емельянов И.П. Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. - Новосибирск: Наука, 1986. -170 с.
11. Жбанков О.В., Царегородцева Л.Д. Технология комплексного тестирования - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ.- 2015.- №5.-С.17-20.
12. Иванов К.П. Основы энергетики организма. -Л.: Наука, 2017. - 307 с.
13. Коц Н.М. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ. -М.:ФиС, 2018.-240 с.
14. Лихницкая И.И. Что нужно знать о возрастных и физиологических резер¬вах организма.-Л.: Знание, 2017.-32 с.
15. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. -Киев: Здоров'я, 1989.-265 с.
16. Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам // Теор. и практ. физ. культ.- 1991.- №1.-С.23-27.
17. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теор. и практ. физ. культ.- 1999.- №1.-С.12-17.
18. Сашенков С.Л., Исаев А.П., Волчегорский И.А. и др. Проблемы и критерии адаптации спортсменов к экстремальным физическим нагрузкам в динамике тренировочно-соревновательного цикла подготовки // Теор. и практ. физ. культ.- 1995.- №10.-С.14-17.
19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. // Учебник для высших учебных заведений физической культуры. - М.:Терра-спорт, 2016. – 350 с.
20. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2017. – 64 с.
21. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития школьников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 368 с.
22. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школьная книга, 2017. - 233 с.
23. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов. Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С.33.
24. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2016. - 421 с.
25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2003. — 480 с.