Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что институт конституционного контроля – это один из главных демократических институтов, обеспечивающий соблюдение Конституции как основного закона государства. Главенство Конституции страны – это один из ключевых принципов функционирования правового государства. Поэтому, считаем, что конституционный контроль считается главной задачей и обязанностью всех государственных органов и должностных лиц любой страны. В связи с этим в Конституциях многих стран закреплен вопрос о конституционном контроле.
Наряду с конституционным контролем России считаем интересным рассмотреть и зарубежный опыт данного института на примере республики Италии.
Объектом исследования являются особенности конституционного контроля в республике Италии и России.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при организации конституционного контроля в республике Италии и России.
Цель настоящего исследования дать сравнительную характеристику конституционного контроля в республике Италии и в России.
Задачи настоящего исследования:
рассмотреть конституционный контроль: его место, значение в правовой системе стран;
изучить специфику европейской модели конституционного контроля;
охарактеризовать конституционный контроль в современной России;
определить особенности конституционного контроля в Республике Италии.
Методологической основой исследования стали такие общенаучные методы, как анализ, дедукция, системный подход, сравнение; частно-научные методы – историко-правовой и сравнительно-правовой.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и сущность конституционного контроля
1.1 Конституционный контроль: его место, значение в правовой системе стран
Основой теории конституционного судопроизводства является доктрина профессора права Венского университета Ганса Кельзена («Чистая теория права»). Г. Кельзен внёс существенный вклад в развитие института судебного конституционного контроля, пытаясь обосновать юридические гарантии конституции с учетом иерархии правовых норм. По его мнению, вся система права имеет ступенчатое строение, при котором из основной нормы последовательно выходят все иные правовые нормы, образуя тем самым иерархию норм в виде пирамиды.
Говоря языком современных конституционалистов – Конституция является первоосновой для развития текущего законодательства.
На вершине ступенчатой пирамиды расположена «основная норма» (нормы конституции), а на нижней ступени – индивидуальные акты, судебные решения и даже конкретные сделки . Нормы конституции обладают высшей юридической силой, поэтому им должны соответствовать все другие правовые акты, поскольку без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели.
В современном мире подавляющее большинство государств содержат в правовой системе такой особый нормативный правовой акт как Конституция. Вне сомнений, что такие страны признают ее особый правовой статус, а также безусловное верховенство в иерархии законодательных актов государства.
Значимость Конституции не зависит от ее формы, то есть от способа изложения, организации и структурирования содержащихся в ней нормах. Наукой конституционного права принято различать два основных вида, это конституции писанные и неписанные.
Писаные конституции составлены в виде единого документа, составленного определенным образом. Как правило, она включает в себя преамбулу, основные положения, а также переходные либо сопроводительные положения. Преамбула предваряет основное содержание документа, исходя из особой роли и значимости конституции в системе законодательства страны, наличие ее носит определенный смысл, хотя и не несет нормативный характер, однако может использоваться для ее толкования. Конституции ряда стран Западной Европы (Франция, Испания, Германия) содержат в себе преамбулу, и, как правило, это новые и новейшие конституции. Учреждение государственных институтов, в сферу компетенции которых входит конституционный контроль, осуществляемый с целью защиты конституционности и верховенства конституции, а также соблюдения конституционного порядка довольно типичное явление для правовых систем современности. Так, охрану и защиту конституции, включая меры конституционного контроля, реализуют такие органы публичной власти: глава государства, парламент, правительство и другие органы исполнительной власти, прокуратура, органы местного самоуправления.
Стоит отметить, что научная литература традиционно указывает, что специализированный конституционный контроль (прежде всего в форме конституционного правосудия), в полноценной форме существует там, где принимается и начинает действовать в качестве основного закона писаная конституция.
Законодательное закрепление правомочий общих судов в сфере осуществления конституционного контроля реализуется в разной степени полноты компетенции. Одни страны такие полномочия представляют собой результат самой судебной практики, основываясь на толковании своей компетенции, другие регламентируют либо в общей форме, либо с помощью перечисления конкретных правомочий .
Работа указанных публичных органов власти по защите и охране конституции представляет собой одно из направлений их первостепенных функций, а возможно и самостоятельную либо дополнительную функцию. Такой вид контроля квалифицируется в качестве общеполитического конституционного контроля.
Однако более эффективным и действенным в сфере охраны
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Конституция Итальянской республики // Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 284-286
3. Основной закон Федеративной Республики Германии // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Уч. пособие / Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009.
4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
5. Федеральный закон о Федеральном Конституционном суде 1950 г. // Gasetz ueber Das Bundesverfassudgs-gerich in der Fassung der Bekanntmachung vam 11.08.1993. // BGBI J.S. 1473. Zuletzr geaendert am 16.07.1998. (GVBI J, S. 1823).
Учебная и специальная литература
6. Азнагулова Г.М. Типология современных правовых систем // Право и государство: теория и практика. 2014. № 3 (11). С. 7.
7. Газзаев Г.В. Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах в современный период // Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 285-292.
8. Дмитриева В.Ю. Институт конституционного контроля в Российской Федерации // Конституционализм и государствоведение. 2018. № 1 (11). С. 117-120.
9. Зорькин В.Д. Цивилизация права и развитие России. М., 2015.
10. Иванова И.К. Конституционная реформа в Великобритании: трансформация судебной власти // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 3 С. 176.
11. Казаков С.П. Правовая природа решений органов конституционного контроля и надзора: дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006.
12. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. проф. В.М. Маклаков. М.: Издательство БЕК, 2011.
13. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. и рук. авт. кол. д. юрид. наук. С.А. Авакьян. М.: НОРМА, 2010.
14. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М, 2014.
15. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М., 2004.
16. Никитин С.В. Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в развитии судебного нормоконтроля // Журнал росс. права. 2011. № 10. С. 56.
17. Пирожкова И.Г., Цыганкова Т.С. Статус конституционного уда Российской Федерации: новеллы правового регулирования и тенденции развития конституционного контроля // Право: история и современность. 2018. № 3. С. 38-45.
18. Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016.
19. Шашкова А.В. Конституционный контроль в Италии // Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / под редакцией Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской. М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 152-168.
20. Шашкова А.В. Проблемы и принципы функционирования судебной системы Испании // Социально-политические науки. 2018. №1. C. 33-37.