Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Грамотное формирование ассортиментной политики аптечного предприятия, эффективное управление аптечным ассортиментом – одна из самых сложных задач, возложенных на плечи фармспециалиста. Маркетинговых инструментов для ее решения может быть несколько и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Каждая аптека использует свои подходы.
Основная цель социальной политики российского государства — последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, в т.ч. по обеспечению доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи, что также удовлетворяет критериям качества ВОЗ. Одним из условий доступности является постоянное наличие на рынке и в аптечной организации (далее – АО) достаточного ресурса качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств. Исходя из этого, важнейшим элементом организации лекарственного обеспечения является ассортиментная политика АО. Ассортиментная политика занимает одно из главных мест в маркетинге любой АО. От продуманного и успешного ее проведения, зависит положение, имидж организации на рынке.
При грамотной ассортиментной политике, учитывающей тенденции рынка и опирающейся на стратегию и ценности организации, ассортимент становится сильным звеном в формировании прибыли и серьезным фактором в конкурентной борьбе. В последние 10-15 лет ассортимент претерпел значительные изменения. Расширилась номенклатура лекарственных средств, появились новые категории товаров (БАД, косметика и другие виды парафармацевтической продукции), изменилась форма организации продаж в аптечных организациях - кроме традиционной закрытой используется инновационная открытая форма продаж. В связи с глобальной реструктуризацией АО стала очевидна необходимость в грамотном управлении ассортиментом и его оптимизации.
Хорошо сформированный ассортиментный портфель рассматривается сейчас как залог долговременного устойчивого развития аптечной организации на рынке. Специалисты считают, что неверный подбор всего нескольких процентов общего ассортимента может снизить продажи, если ошибка коснулась главных позиций. Именно поэтому одной из центральных задач аптечной организации является выработка процедуры обеспечения постоянного, пристального внимания к наиболее важным с коммерческой точки зрения лекарственным средствам. Развитие аптечного бизнеса в России является одним из приоритетных направлений современного фармацевтического рынка. Для успешной деятельности АО на рынке, в первую очередь, необходимо разработать правильную стратегию.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности формирования ассортиментной политики аптечных учреждений.
Задачи исследования:
1)
2)
3)
Объект исследования –
Предмет исследования –
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность и значение ассортиментной политики
Ассортиментная политика призвана делать ассортимент рыночно ориентированным и создавать положительные перспективы развития производства.
Ассортиментная политика представляет собой определение ассортимента, который наиболее актуален и предпочтителен для успешного функционирования компании на рынке.
Ассортиментная политика должна быть направлена на достижение максимальной экономической эффективности деятельности фирмы, ассортимент продукции которой всегда зависим от финансового состояния компании, ее стратегических целей и, конечно, же, от потребностей рынка. Как, правило, ассортиментная политика ориентирована на долгосрочную перспективу. Таким образом, ассортиментная политика – это одно из основных направлений маркетинговой деятельности фирмы.
Наибольшую значимость ассортиментная политика обретает в условиях жесткой конкуренции между производителями (в таких условиях, как правило, основная масса потребителей предъявляет очень высокие требования к ассортименту и качеству). В ожесточенной конкурентной борьбе за клиента часто лидером становится тот, кто больше всех компетентен в ассортиментной политике, владеет передовыми методами её воплощения на практике, способен эффективно ею управлять и т. д.
Ассортимент продукции фирмы должен максимально отвечать представлениям целевого потребительского сегмента. Именно ассортимент в последнее время все чаще является центральным элементом конкурентной борьбы между различными фирмами. Продуманная, рациональная и высокоэффективная ассортиментная политика дает возможность оптимизировать процесс обновления ассортимента и служит своеобразным ориентиром для принятия стратегических решений руководством компании.
Оптимизация ассортимента.
Ассортиментная политика предприятия Оптимизация ассортимента базируется на следующих концепциях:
Вертикальное изменение – элемент ассортиментной политики компании, направленный на изменение ассортимента в рамках налаживания собственного производства тех комплектующих, которые раньше приобретались у сторонних организаций.
Горизонтальное изменение – элемент ассортиментной политики компании, направленный на изменение ассортимента в рамках существующей деятельности.
Комплексное изменение – элемент ассортиментной политики компании, включающий в себя особенности вертикального и горизонтального изменения.
Приведенные концепции дают возможность для развития ассортиментной политики в разных направлениях. Руководство организации периодически принимает решение о сужении либо расширении ассортимента, после чего выбирается стратегия формирования товарного предложения. Ассортимент либо дополняется нужными позициями, либо сужается на нерентабельные элементы.
Учитывая приведенные факты, следует помнить, что прогнозируемые ожидания от внедрения нового ассортимента могут отличаться от реальных результатов. В этой связи не стоит применять радикальные действия и принципиально менять ассортимент, чтобы обеспечить устойчивость позиций предприятия на рынке.
Формирование ассортимента неотделимо от ассортиментной политики, которая является одним из основных направлений маркетинговой деятельности на предприятии. Целью ассортиментной политики выступает оптимизация ассортимента и его ориентация на наибольшее удовлетворение потребностей, существующих на рынке. Для достижения установленной цели проводится анализ, оценивающий показатели затрат и рентабельности по каждой номенклатурной позиции. Именно оценка финансовых вложений и результатов в денежном выражении является основным параметром, решающим выгодность изменения существующего ассортимента.
Резюмируя вышеизложенное, можно определить ассортиментную политику как совокупность методов и действий, направленных на разработку ассортимента товаров, отвечающего потребностям рынка, но приносящего максимальный доход компании за счет использования ограниченных ресурсов.
Рассмотрим процесс оптимизации ассортимента на конкретном примере фирмы «А».
Фирма «А» является партнером разработчика программных продуктов на платформе 1С. Ассортиментный ряд данной компании включает в себя программное обеспечение, а также услуги по его сопровождению. Номенклатурные единицы программных продуктов жестко заданы поставщиком, и фирма «А» не вправе их менять. Однако относительно услуг сервисного обслуживания компании разрешается планировать самостоятельно весь спектр предоставляемых за дополнительную плату услуг, а также цены на них. Поэтому в рамках данного исследования будет рассматриваться ассортиментный ряд фирмы «А», включающий в себя услуги технической поддержки.
Ассортимент данной компании представлен на рисунке 2.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
3. Ассортиментная политика предприятий : учебное пособие / С.Ю. Кожевникова, Е.В. Чернорез. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 138 с.
4. Болыаков А.С., Михайлов В.И. Современный маркетинг: теория и практика / А.С. Балыаков, В.И. Михайлов. - СПб: Питер,2016 – 126 с.
5. Геллер Л.Н. Теоретические организационно-экономические основы стратегического управления системой фармацевтической помощи на уровне субъекта РФ: автореф. дис. докт. фарм. наук: (15.00.01) / Л.Н: Геллер; Москва, РУДН. - Москва, 2017.-46 с.
6. Капустенко И.С., Зорина Т.П. Ассортиментная политика // Международный студенческий научный вестник. – 2015. - № 4-1. – С. 49-50
7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. / Э.М. Коротков. -М.: ДеКа, 2017. – 180 с.
8. Кривошей А.С. Ассортиментная политика производственного предприятия // Качество информационных услуг: Сб. науч. трудов по материалам науч.- практ. семинара. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2013. Вып. XV. С48-51
9. Лобова Е.Д. Современные маркетинговые технологии в деятельности аптечных организаций // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов. – 2015. – Том 5. - № 5. – С. 336
10. Малышев А.А., Кузьмина М.В. Совершенствование товарной политики предприятия ОАО «Биосинтез» на основе исследования потребительских предпочтений при выборе фармацевтической продукции // Социально- экономические проблемы развития предприятий и регионов. – 2016. – С. 70-77
11. Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2010. – 789 с.
12. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей: Монография. – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 296 с.
13. Хуткина Г.А., Кугач В.В. Организация и экономика фармации. Методические указания. — Витебск: ВГМУ, 2012. — 18 с.
14. Автоматизация бизнеса нами выполнена для множества организаций. - http://usu.kz/avtomatizatsiya_apteki.php
15. Анкетирование. - https://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=30
16. Ассортимент товара в аптеке. - https://biznesplan-primer.ru/assortiment/apteka
17. Ассортиментная политика предприятия. - http://mirsovetov.ru/a/business-and-finance/finances/assortment-policy.html
18. Порядок хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в подразделениях лечебно-профилактического учреждения. - http://www.zdrav.ru/articles/76454-poryadok-hraneniya-lekarstvennyh-sredstv-i-izdeliy-meditsinskogo-naznacheniya-v
19. 7 важных шагов открытия аптеки в 2016 году. - http://regforum.ru/posts/1769_kak_otkryt_svoyu_apteku/