Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждый из нас имеет творческие способности. Необходимо развить их в детях, чтобы он стал гармоничным, развитым и успешным человеком. Для этого ребенок должен иметь возможность заниматься разными видами деятельности: петь, танцевать, сочинять сказки, рисовать и т.д. Ключевым моментом в развитии творческих способностей является развитие воображения и мышления, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи. Воображение может быть воссоздающим или творческим. Это зависит от того, создает ли ребенок самостоятельные, оригинальные, яркие образы или пользуется образами из памяти.
Достижение следующих поставленных целей предусматривает на занятиях керамикой - формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Цель исследования – изучить и проанализировать методы развития творческих способностей на занятиях керамики.
Задачи исследования:
1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
2. Рассмотреть вопросы преподавания керамики как декоративно-прикладного искусства на занятиях в учреждениях дополнительного образования;
3. Определить факторы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий керамикой;
4. Провести исследование особенностей развития творческого потенциала школьников на разных возрастных этапах.
5. Выделить методы для развития творческих способностей детей.
Объект исследования – занятия керамикой.
Предмет исследования – методы развития творческих способностей.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Психологические особенности развития и возрастной особенности творчества с 3 до 17 лет
Определение сущности творчества неразрывно связано с философским пониманием деятельности и развития. Рассматриваемое в связи с философской категорией развития, творчество - это процесс создания чего-либо качественно нового, не существовавшего ранее. В гносеологическом аспекте творчество может рассматриваться как генерация нового знания В специальной литературе отмечается, что не всякая деятельность может быть названа творческой. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность репродуктивная, то есть не связанная с производством качественно новых материальных и духовных ценностей. В этом смысле творчество может трактоваться как высшая форма деятельности, а способность к такой деятельности - как высший уровень развития личностных качеств.
Творческая деятельность, то есть созидание новых материальных и духовных ценностей не может рассматриваться в отрыве от проблемы способностей индивида к такого рода деятельности. В этом смысле часто творческие способности отождествляются с гениальностью, а само творчество признается исключительным правомалантливого меньшинства. Л.С.Выготский имел поэтому другое мнение: "Конечно, высшее выражение творчества до сих пор доступно только не многим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество - есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека". Мы придерживаемся этой точки зрения и считаем, что способность к творчеству не является уделом исключительной, талантливой личности, признанного гения. Наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает художественное творчество. Именно художественное творчество рассматривается нами не только как структурный признак гармоничной, сформировавшейся личности, но и как движущий фактор развития личностных качеств .
В специальной литературе отмечается, что в процессе художественного творчества успешно развиваются наблюдательность, внутреннее видение, образный и эмоциональный потенциал внутреннего мира, конкретность мышления и воображения, способность к синтезу, совершенствуются познавательные процессы - память, представления, наблюдение. Структура творчески активной личности может быть представлена в виде четырехчленной иерархической системы, в которой каждый элемент низшего уровня выступает основой формирования элемента высшего уровня.
Педагогическая деятельность по формированию творчески активной личности должна быть направлена на целостную реализацию каждой составляющей этой системы:
- задатки - врожденные характеристики психофизиологической деятельности индивида как биологического существа;
- специальные способности - формирующиеся в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности, способности индивида к определенному виду деятельности, основанные на природных задатках;
- творческие способности - сформировавшиеся в процессе конкретной деятельности потенциальные способности индивида к самостоятельному решению сложных творческих задач в любой деятельности;
- творческая активность - реализованные в деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей творческие способности, являющиеся показателем высокого уровня развития личности.
Педагогическое воздействие, направленное на реализацию природных задатков в виде способностей, формирование и развитиетворческой активности, должно строиться с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития .
Средний школьный возраст - это период усиленной неравномерной анатомо-физиологи ческой перестройки всего организма. Подростки в это время очень эмоциональны и любознательны. Любознательность, стремление к получению новых знаний, к расширению сферы общения приводят подростков в систему дополнительного образования, они составляют основную массу посещающих кружки, студии, секции и другие объединения по интересам .
Характерными особенностями подросткового возраста являются способность и готовность ко многим видам обучения, а также склонность к экспериментированию, к поиску нестандартных путей решения проблемы. На смену целостному восприятию приходит аналитическое, поэтому в этом возрасте формируются зачатки исследовательского отношения к действительности.
Школьники среднего возраста уже способны концентрировать внимание достаточно долгое время, но при наличии интереса к предмету деятельности и его значимости для них. В подростковом возрасте активно начинает развиваться логическая память, прослеживается некоторая интеграция памяти и мышления.
Формируются основы творческого мышления, которое проходит свою первую стадию - анализа всего окружающего, критического его осмысления. Особое и первостепенное значение приобретает общение подростков со сверстниками. Подросток высоко чтит мнение коллектива, осваивает корпоративные манеры поведения и общения. Для детей среднего школьного возраста большее значение имеет групповая оценка, которая часто противоположна оценке, даваемой взрослыми - учителями, родителями. Подростки весьма критично относятся к миру взрослых и это необходимо учитывать учителям при работе с учащимися этого возраста. Старший школьный возраст (15 - 18 лет).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с.
2. Ведерникова М.Л., Тебенькова А.В., Яшина В.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 19-21
3. Гаврилова Л.В. Эстетическое воспитание детей в контексте внеурочной деятельности // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: Материалы IV Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. В 2 ч. – 2016. С. 397– 403
4. Илькевич Б.В. (общ. ред.) Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума (23 ноября 2016 г.). Сборник научных статей. — Гжель: ГГУ, 2017. — 1110.
5. Международная научная конференция «Гуманизация образовательного пространства» 20-21 октября 2016 г. — Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО Институт возрастной физиологии РАО. Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. — М.: Перо, 2016.
6. Молодежь в науке и творчестве. Материалы международного научного форума обучающихся (26 апреля 2017 г.). Сборник научных статей. — Гжель: ГГУ, 2018. — 821 с.
7. Молодой учёный 2016 №13 (117) июль - 1
8. Привалова Т. Д., Петрова О. Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1871–1875
9. Психология. Социология. Педагогика 2017 №07 (8) Июль. Научно-практический журнал. — М.: ИНГН. — 46 с.
10. Савенкова Л.Г. Инновационные тенденции интеграции и гуманитаризации образования. - М.: ИХОиК РАО, 2015. — 294 с.
11. Таврический научный обозреватель 2016 №01. часть 3. - Ялта, Крым: «Межрегиональный институт развития территорий, 2016. — 238 с
12. Влияние дополнительного образования на развитие творческих способностей детей и молодежи. - https://elibrary.ru/item.asp?id=26059604
13. Проект методики преподавания предмета «художественная керамика» в детской школе искусств. - https://elibrary.ru/item.asp?id=35136198