Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внешнеэкономические связи – это неотделимая часть хозяйственной деятельности различных фирм и организаций. В настоящее время появля-ется все больший интерес к производственному, экономическому и науч-ному сотрудничеству с деловыми партнерами из разных стран. Внешне-экономические отношения в условиях глобализации можно представить как совокупность разнообразных форм, направлений и средств перерас-пределения финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов через границу страны. Это говорит о том, что степень вмешательства государства проводится с помощью государственной внешнеэкономической политики.
Внешнеторговая политика на протяжении долгого времени меняла свою направленность в зависимости от факторов, обуславливающих соци-ально – экономическое развитие страны. Основной задачей государствен-ного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает под-держание стабильности, а также продвижение интересов РФ. В условиях глобализации преобладающей формой внешнеэкономической деятельно-сти является международная торговля. Усиливается влияние внешней тор-говли на экономический рост национальных экономик.
Цель работы – раскрыть основные внешнеэкономической политики России.
Задачи работы:
- рассмотреть содержание внешнеэкономической политики РФ;
- раскрыть законодательные основы регулирования внешнеэкономи-ческой политики в России;
- раскрыть основные направления внешнеэкономической политики России;
- представить перспективы развития внешнеэкономической политики России.
1. Основы внешнеэкономической политики России
1.1 Понятие и содержание внешнеэкономической политики
Внешнеэкономическая политика представляет собой работу государ-ства в сфере развития и регулирования экономических отношений с зару-бежными странами. Основная задача заключается в создании благоприят-ных экономических условий для производства в стране, а также для вы-годного участия в международном делении и кооперировании труда в дея-тельности ее субъектов .
Внешнеэкономическая политика способствует сбалансированности внешнеэкономических операций с различными государствами, оптимизи-рует взаимодействие определенных субъектов данной деятельности со схожими предприятиями зарубежных стран и обеспечивает экономиче-скую безопасность государства. Внешнеэкономическая политика затраги-вает временной аспект, который определяет деятельность страны по фор-мированию и применению внешнеэкономических связей на данное время, а также на длительный период времени. Следовательно, внешнеэкономиче-ская политика делится на текущую и долговременную. Текущая внешне-экономическая политика направлена на оперативное регулирование внеш-неэкономической деятельности. А долговременная внешнеэкономическая политика решает масштабные внешнеэкономические задачи, которые тре-буют много времени и денежных средств. Данная политика охватывает до-статочно продолжительный период .
Основные направления внешнеэкономической политики – внешне-торговая политика, валютная политика, политика в сфере привлечения за-рубежных инвестиций и регулирования капиталовложений за границей государства, а также решение задач баланса внешнеэкономической дея-тельности с различными странами. Внешнеэкономическая политика может стать важным и эффективным средством усиления экономической безопас-ности страны на основе восстановления его научно-производственного по-тенциала до нужных масштабов и технологического уровня, который бу-дет способствовать удовлетворению потребностей не только внутреннего рынка, но и платежеспособного спроса зарубежных потребителей.
Внешняя торговля является наиболее динамично развивающейся формой внешнеэкономических отношений в настоящее время. Потребно-сти в получении различных товаров извне и сбыте национальной продук-ции становятся причиной заинтересованности многих стран в укреплении внешнеторговых связей на мировой арене. Сами по себе изменения заклю-чения договоров в виде статьи 451 ГК РФ закрепились в российском зако-нодательстве только в 1994 году, до этого они никак не регулировались на территории РФ. Говоря о международной торговле, следует, в первую очередь, иметь понятийное представление об этом виде деятельности.
Под понятием международной торговой сделки подразумевается та-кое соглашение или договор, которое заключается между двумя или не-сколькими предприятиями (сторонами), находящимися на разных госу-дарственных территориях, с согласованными условиями о поставке товара или предоставлению услуг . Важное значение имеет то, что торговля не является международной, если предприятия сторон, заключивших согла-шение, находятся на территории одного государства, даже если и имеют разную государственную или национальную принадлежность.
На сегодняшний день существует множество форм международной торговли, которые не представляется возможным классифицировать по ка-кому-либо конкретному признаку. Тем не менее, следует выделить такие формы торговли на внешнем рынке как бартерные операции, компенсаци-онные сделки, давальческая схема, встречные закупки и промышленное сотрудничество. Суть встречной торговли заключается в обмене товарами.
Встречная торговля известна издавна и имеет достаточно широкое распространение, однако в современных условиях она приобрела новое значение. К данной форме торговой деятельности можно отнести операции на внешнем рынке, совершаемые при наличии контракта, в котором фик-сируются обязательства сторон произвести частичный или полный обмен товарами.
Образующуюся разницу в стоимости обычно покрывают посред-ством дополни тельных денежных платежей. Встречная торговля характе-ризуется такими разновидностями как встречные закупки и бартерные операции. При осуществлении встречных закупок большое внимание сле-дует уделять объему обязательств, указанному в контракте. В зависимости от этого критерия встречные закупки могут осуществляться в трех вариан-тах. В первом варианте обязательство встречной закупки должно содер-жать договор купли-продажи. При этом импортеру следует оплатить то-вар в полном размере в обмен на документы, подтверждающие поставку.
Экспортер в данном случае принимает на себя обязательство заку-пить встречные товары на всю сумму договора не позднее установленного срока. Второй вариант предусматривает заключение договора, по которо-му импортер обязуется оплатить 70% стоимости в денежном эквиваленте, а 30% - путем встречных поставок товара. Третий вариант аналогичен вто-рому, однако доли оплаты в виде денежных средств и встречных поставок в этой ситуации равны и составляют 50% суммы, указанной в договоре .
Компенсационные сделки к настоящему моменту занимают значи-тельную долю в международной встречной торговле. Этот вид торговли подразумевает участие экспортера в продаже товаров, ввозимых импорте-ром. Существует несколько основных видов компенсационных сделок, вы-деляемых современными учеными, основное деление которых идет на безвалютной, коммерческой основе и отдельно выделяют - на основе со-глашений о производственном сотрудничестве.
К безвалютной относятся сделки с единовременной поставкой, деля-щиеся, в свою очередь, на бартерные сделки и прямую компенсацию, а также на сделки с длительными сроками исполнения, делящимися на базо-вые соглашения, соглашения о товарообмене на основе писем-обязательств и протоколы о товарообмене.
К компенсационным сделкам на коммерческой основе относят крат-косрочные компенсационные соглашения, делящиеся на частичную, пол-ную и трехстороннюю компенсацию, а также на встречные закупки, деля-щиеся на параллельные сделки, джентльменское соглашение, сделки с пе-редачей финансовых обязательств и авансовые закупки.
Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве делят на крупномасштабные долгосрочные компенсацион-ные соглашения с обратной закупкой товаров, соглашения, в которых обя-зательства по компенсационным закупкам равны или ниже стоимости по-ставляемого оборудования, сделки «о разделе продукции» и сделки типа «развитие-импорт» .
Выход на международный рынок сопровождается многими условия-ми, которые для грамотного сотрудничества надо соблюдать. Нужно знать возможности внешнего рынка, определить способ выхода на этот рынок, оценить результаты деятельности, разработав стратегический план, рас-пределив ресурсы и организовав команду исполнителей.
Все встречные международные сделки классифицируются Организа-цией экономического сотрудничества и развития на торговую и промыш-ленную компенсацию. С помощью этих сделок закрепляются все условия, такие как установление срока выполнения работ, количества выполняемых работ, цене на эти работы и других. В них подробно прописывается по-ставка и соответствующая встречная поставка товаров и они осуществля-ются либо на основании единственного контракта купли-продажи в тече-ние срока, указанного в нем, либо указанного в договоре срока, в который включено условие о встречных обязанностях. Также они осуществляются с помощью соглашений о встречной или авансовой закупке(ах), условия ко-торых оговаривается в базовом контракте о последующих контрактах ин-дивидуальной закупки (конкретных договорах), заключаемых во исполне-ние встречных обязательств другой стороны. В качестве оплаты принима-ются как деньги или товары, так и комбинированный способ расчета.
Современная торговля в целом характеризуется новыми формами и подходами к организации международной торговли. Подробное изучение этих форм позволяет найти наиболее эффективные с учётом особенностей самих товаров и услуг, факторов политического и экономического харак-тера и других.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Рос-сийской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 64с.
2. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 03.08.2018 г. – М.: Омега-Л, 2018. – 478с.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О специальных за-щитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте» № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 (в ред. от 26.07.2017) // Справочно-правовая система «Кон-сультант-плюс».
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государ-ственного регулирования внешнеторговой деятельности»» №164-ФЗ от 8.12.2003 (в ред. от 28.11.2018) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об экспортном кон-троле» №183-ФЗ от 18.07.1999 (в ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая си-стема «Консультант-плюс».
6. Федеральный закон Российской Федерации «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государ-ствами» № 114-ФЗ от 19.07.1998 (в ред. от 04.06.2018) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
7. Федеральный закон Российской Федерации «О таможенном регу-лировании в Российской Федерации» №311-ФЗ от 27.11.2010 (в ред. от 28.11.2018) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных ин-вестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9.07.1999 г. (в ред. от 31.05.2018) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
9. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регули-ровании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-ФЗ (в ред. от 25.12.2018) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
10. Алуханян А.А., Кечеджиев Ф.А. К вопросу о внешнеэкономи-ческой политике России в новой экономике // Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: Сборник статей 11-й международной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: ДГТУ-ПРИНТ, 2018. – С.360-362.
11. Васильев В.С. Международная торговля: вчера, сегодня, зав-тра // Россия и Америка в XXI веке. – 2017. - №1. – С.19.
12. Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных вызовов / под ред. А.Е Ткаченко. – М.: Инфра-М, 2016. – 231с.
13. Казиев Т.А., Дышеков Т.Ю. Таможенные пошлины как элемент цены // Синергия наук. – 2017. - №11. – С.217-226.
14. Качалова С.М., Мешалкина В.А., Лебедева М.Г. Внешнеэконо-мическая политика: методы внешнеэкономической политики РФ // Цен-тральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. - №9. – С.93-95.
15. Литецкая Д.С. Перспективы развития внешнеэкономической де-ятельности в России // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. - №1. – С.134-138.
16. Мировая экономика. Экономика стран и регионов: Учебник для академического бакалавривата / под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. – М.: Юрайт, 2015. – 519с.
17. Нальгиева Х.Л., Албагачиева А.А. Направления развития внешнеэкономической деятельности в России // Известия Чеченского госу-дарственного педагогического института. – 2018. – т. 18. - №1. – С.222-229.
18. Пыльнева Т.Г., Пастухова М.А., Манаенкова А.С. Роль санк-ционной внешнеэкономической политики в развитии экономики России // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. - №9. – С.109-110.
19. Руднева А.О. Факторы динамики и тенденции развития между-народной торговли // Вестник Университета (Государственный универси-тет управления). – 2017. – №3. – С.77-82.
20. Степанов Е.А., Булычева Ю.В. Таможенная политика в совре-менной России // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. - №1. – С.249-260.
21. Федякина Л.Н. Международные экономические отношения: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 462с.
22. Шашло Н.В., Сердюк Е.В., Чжао Л. Причинно-следственные связи внедрения нетарифных барьеров в торгово-экономическом взаимо-действии стран // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – Т. 5. - №4. – С.403-407.
23. https://www.cbr.ru (Центральный Банк Российской Федерации). Последняя дата обращения 02.03.2019 г.