Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политико-территориальное устройство – важный атрибут любого современного государства и фактор его стабильного развития. Для такой страны как Россия с ее обширной территорией, региональным разнообразием условий жизни, многонациональным составом населения, качество политико-территориальной организации имеет особое значение. Именно это обстоятельство предопределяет особую актуальность исследования исторического развития и структурных особенностей политико-территориальной организации России.
Актуальность выбранной темы также обусловлена и тем, что проблемы, связанные с формой государства, являются, во-первых, одними из наиважнейших, так как характеризуют государство наиболее обширно, затрагивая при этом все принципы его построения и функционирования. Во-вторых, находятся в постоянном обсуждении со стороны политологов, философов, юристов и других учёных. И, в-третьих, в связи с множеством изменений, происходящих сегодня на мировой арене, такими, как, например, глобализация (в частности политическая), происходит смена форм государства, способствующая деформации сущности государственных образований и определяющая их дальнейшее развитие.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере регулирования государственного устройства Швейцарии и Российской Федерации.
Предметом выступают правовые нормы, регулирующие государственное устройство Швейцарии и Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является анализ сравнительной характеристики государственного устройства Швейцарии и Российской Федерации.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
– раскрыть понятие и виды форм государственного устройства;
– исследовать государственное устройство Российской Федерации;
– выявить особенности государственного устройства Швейцарии;
– провести сравнительный анализ государственного устройства Швейцарии и Российской Федерации.
При написании курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Д.В. Абражеева, А.В. Балакин, К.А. Лапина, Е.А. Цыганкова, А.А. Васильев, Е.Л. Пинясова, А.В. Баранов, У.Я. Жумаева, Е.С. Соболева, Е.А. Горлова, Е.Н. Ярмонова, А.З. Куканов, А.Э. Мамедов, Е.Ю. Позднякова и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы форм политико-территориального устройства государства
1.1. Понятие и виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, соотношение целого и его частей. Виды: унитарные, федеративные.
Унитарное государство (Польша, Франция, Украина, Латвия и др.) – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства . Признаки:
1) единая структура государственного аппарата;
2) все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, не обладают политической самостоятельностью;
3) единое гражданство;
4) единая система законодательства;
5) единая судебная система и система других правоохранительных органов;
6) одноканальная система.
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата, вводится прямой контроль над местными органами.
Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации. Признаки федерации:
1. Состоит из территорий субъектов (членов) федерации и является союзным государством.
2. Государственные образования, входящие в состав федерации, имеют определенную политическую самостоятельность.
3. Существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский. В федерации существует двухпалатный союзный парламент.
4. Наличие двойного гражданства, например, в США (не во всех федерациях).
5. Единая правовая система. Но субъекты федерации могут издавать собственное законодательство, не противоречащее федеральному.
6. Субъект федерации может иметь собственную судебную систему.
7. Двухканальная система налогов: федеральные налоги и налоги субъектов федерации. Все налоги – в общефедеральную казну, оттуда – распределение по субъектам.
8. Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов (главный вопрос) .
Два вида федераций:
1. Национальная (в основе национальные факторы – СССР, ЧССР, Югославия);
2. Территориальная (в основе экономические, географические и иные территориальные факторы – США).
Существуют межгосударственные объединения:
1. Конфедерация (с лат. confoederatio – сообщество) – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Это союз суверенных государств, обладающих сецессией.
2. Содружество (СНГ 1991 г., Британское содружество – до 1946 г.)
3. Союз России и Республики Беларусь от 1996 г.
4. Совет Европы (с 1949 г.) – объединение европейских государств, созданное для содействия более тесному европейскому сплочению. Приоритет – защита прав и свобод человека.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, образованный на основе конфедеративного договора для решения общих задач, стоящих перед ними. В такие союзы, по большей части, объединяются государства, которые имеют между собой общие границы и сходные интересы, которые могут пролегать в различных сферах их деятельности, например, военной или гуманитарной. Государства-участники конфедерации в таких случаях принимают на себя взаимные обязательства, которые непосредственно связаны с решением стоящих перед ними задач. При этом члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет, а также членство в различных международных организациях.
Органы конфедерации, как правило, не обладают никакой прямой властью в отношении образующих ее государств-участников, а решения в большинстве случаев принимаются на основании взаимных совещательных соглашений между всеми сторонами.
Решения конфедеративных органов вступают в законную силу только после того, как произведена ратификация соответствующими органами власти стран-участниц . Следует обратить внимание, что конфедерация, как правило, не имеет общей правовой и налоговой системы, но, тем не менее, обладает возможностью образования единого экономического пространства, а также введения единой валюты, общего гражданства (при сохранении гражданства государств-членов), общей зоны таможенной торговли и др.
Внутренняя организация конфедераций, как правило, обладает следующими характерными особенностями: а) ее финансовые ресурсы состоят из взносов, вносимых государствами-участниками; б) вооруженные силы конфедерации, независимо от того, находятся ли они под общим управлением конфедерации или нет, всегда относятся и принадлежат соответствующему государству-члену; в) если конфедерация принимает правовые нормы, то для государств-участников они могут быть обязательными только в том случае, если они были ратифицированы каждым из этих государств согласно внутреннему праву; г) при наличии законодательного органа в него входят представители всех государств-участников, которые при этом наделяются равными полномочиями; д) исполнительные органы конфедерации носят, как правило, коллегиальный характер; е) выступая на международной арене в качестве самостоятельного субъекта международного права, конфедерация представляет общую волю входящих в ее состав государств-участников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.
3. Союзная конституция швейцарской конфедерации от 18 апреля 1999 года // http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/swiss/swiss--r.htm (дата обращения: 05.03.2019).
4. Абражеева Д.В., Балакин А.В. Дискуссии о формах государственно-территориального устройства // Право: история, теория, практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). СПб.: Свое издательство, 2018. С. 1-3.
5. Армянинова А.А. Особенности государственного устройства Швейцарии как регионализированного государства // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 (65). С. 147-149.
6. Ерохина Д.С. Конфедерация и иные формы государственного устройства // Актуальные проблемы реализации российского права Сборник статей к 20-летию Рязанского филиала Московского университета МВД России. Рязань, 2018. С. 84-88.
7. Колыхалов М.И. Распределение властных полномочий между центром и регионами в Российской Федерации и Швейцарской конфедерации // Регионология. 2018. Т. 26. № 2 (103). С. 296-313.
8. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М.: Издат. Дом «Городец», 2004. С. 85-87.
9. Куканов А.З. Понятие и основные признаки унитарной формы государственного устройства // Правовая жизнь. 2018. № 2 (22). С. 69-77.
10. Мамедов А.Э. Конфедерация и формы межгосударственного объединения // Право, общество, государство: проблемы теории и истории Сборник материалов Международной студенческой научной конференции. 2018. С. 75-78.
11. Назаров В.В. Федерализм политики и политика федерализма в преодолении проблемных тенденций современного мирового развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С. 262-265.
12. Позднякова Е.Ю. Федерация и конфедерация: сходства и различия // Эпомен. 2018. № 17. С. 93-101.
13. Почепнев К.Е., Морозова А.С. Конституционные основы федерализма в России // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2016. № 5. С. 190-196.
14. Семичева А.С. Правовые тенденции становления российского федерализма: проблемы теории и практики // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 1 (48). С. 35-38.
15. Соболева Е.С., Горлова Е.А. Особенности административно-территориального устройства федерации и унитарного государства // Наука молодых – будущее России: Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах / Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 362-365.