Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
У всех народов имеется свой язык, свои сказки, песни, обычаи, национальная одежда, понимание красоты и добра, отдается предпочтение отдельной пище, животным, растениям, предметам– все это объединяется народную культуру. Литература является отдельной частью культуры.
Биография и творчество Б. Пастернака, одного из самых ярких представителей русской литературы XX в., лауреата Нобелевской премии, подробно и глубоко изучены.
Творчество Пастернака длительное время было известно в достаточно узком кругу любителей и знатоков слова поэтического. Литературная одиночество, отделенность Пастернака отмечены критикой в течение множества лет и объяснялись теми трудностями в понимании текста самого, с которыми сталкивается читатель, впервые открывший его книги. «Читатели встретились с автором особого склада, — в конце 20-х годов писал один из критиков. — Чтобы его понять, необходимо сделать над собой усилие некоторое, перестроить, в известном смысле, привычный способ понимания. Его словарь и манера воспринимать казались неприемлемыми изначально, удивительными, и назойливые вопросы о «непонятности», о том, «как это может быть», сопровождали долго появление каждого произведения».
Актуальностью этой работы является изучение языковых репрезентаций универсальной категории восприятия запаха и аромата, проявляющей на мир индивидуальный взгляд.
Научная новизна работы связана с тем, что изучение внутреннего мира запахов и ароматов впервые проводится на материале поэтических текстов Б. Пастернака.
Материалом для изучения послужили произведения Б. Пастернака. Они были проанализированы.
Объектом изучения являются высказывания, показывающие на литературном уровне информацию в поэзии Б. Пастернака о чувственном восприятии ароматов и запахов.
Предмет изучения – способы показа запахов и ароматов.
Целью данной работы является изучение в поэзии Б. Пастернака способов показа ситуации чувственного восприятия и их анализ.
Эта цель обусловила постановку и решение задач следующих:
1) в лирике Пастернака описание тематического своеобразия;
2) выявление лексических единиц, вербализующие восприятие запаха. В работе использованы общенаучные методы синтеза и анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение вносит вклад в разработку знаний о категории восприятия в русской литературе и ее возможностях.
Практическая ценность работы заключается в том, что полученные в ходе изучения данные, можно применить на уроках русской литературы, а также в учебных заведениях высших и средних.
Структура работы включает в себя 2 главы. Первая глава посвящается семантике восприятия запаха и ее роль в формировании художественного образа пространства в произведениях Б. Пастернака и имеет 3 подпункта. Вторая глава включает в себя 3 подпункта и посвящается аспекту лингвистическому.
Глава 1. Семантика восприятия запаха и ее роль в формировании художественного образа пространства в поэтических текстах Б. Пастернака
1.1. Тематическое своеобразие в лирике писателя
Наследие стихотворное Бориса Пастернака очень большое. Оно отличается глубиной философского смысла и разнообразием. разных тем Огромное место в поэзии автора занимает любовная тема. Одним из знаменитейших сочинений поэта является произведение «Любить иных – тяжелый крест…». Казалось бы, что данное произведение – это обращение героя лирического к любимой им женщине, ее красотой восхищение:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
В данном произведении автор разделяет два мира – мир людей и мир естественной, природной красоты, мелочных мыслей, «словесного сора» и повседневных дрязг. Символична как времени роль весны тут перерождения и возрождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня как весна, она «основ подобных из семьи», она является проводником из одного мира в другой, как свежее дыхание ветра, мир естественного и прекрасного. В таком мире есть только место для истин и чувств. Ключом является красота к такой прекрасной и новой жизни.
В произведениях Пастернака нельзя точно выделять какую-либо одну тему. Реальное переходит у этого автора в абстрактное, в понимание человека и мира, в познание вселенских законов. Так, природа и жизнь – вещи нераздельные в творчестве поэта. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе расшиблась весенним дождем обо всех…» - писал поэт в одноименном произведении.
Поэт наделил природу смыслом философским. Интересно, что у него нет деления на природу неживую и живую, ведь все едино в мире. Поэт наделил свойствами весь мир окружающий, с человеком равными. Потому мир перестал быть объектом описания пассивным. Он – самобытен, без человека он.
Пастернак показал единство мира, собрал его разбросанные детали в одно единое целое. Явления и предметы смешиваются между собой, временами даже объединяясь. В таком смысле заметно произведение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Начинают взаимодействовать в картине «февраля» с лирического героя мечтами и одновременно воспоминаниями детали о весне мира окружающего. Так, за шесть гривен пролетка перенесла в мечты его о весне с пасхальными «слезами», «ливнем» и «благовестом». Данное явления разных уровней реальности, но в произведении они оказываются взаимопроникаемы. Это помогло автору создать более полную картину ощущений своих. Мир природы переплетается с внутренним человеческим миром. Так, неожиданно «обугленных груш», описание грачей, помогло нам взглянуть в мир внутренний героя лирического. Душа его полна грусти «сухой» от весеннего созерцания этих птиц оживления. Благодаря душевному оживлению, этой грусти, в душе Пастернака творчество вновь проснулось. Он снова сочиняет стихи «навзрыд», «случайно». Это герой, также, как и автор, считает для творчества истинного путем единственно верным:
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Явления природные помогли автору передать философские размышления по поводу вечных проблем человеческих. Показательно произведение «Снег идет». Сначала нам кажется, что в нем говорят о вещах обыденных– перекрестке, лестнице, снегопаде за окном. Но автор сравнил падающий снег с годами человеческой жизни. Таким образом он напомнил о мимолетности существования. Автор приравнивает к густому потоку снежинок человеческую жизнь, где каждая снежинка – это один из нас:
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи…
Предназначения поэта и его тема – в творчестве Пастернака одна из важных тем. По его мнению, художнику не должно зависеть от мнения обывателей: «Некрасиво быть знаменитым. Не это ввысь подымает». Поэт осудил внимание к внешнему благополучию, «успеху», «шумихе», потому что это все мешает только.
Думая о творчестве, поет выводит его задачу главнейшую, основную: «самоотдача – цель творчества …» Художник прокладывает «в тумане» свой путь одинокий, где «не видать ни зги», слыша только «зов будущего» впереди. Ему нужно оставить «живой след» в современности, который «другие» продолжат.
Лирическое творчество Пастернака охвачено любовью к человеку и жизни. В своих произведениях он попытался в тайны мироздания проникнуть, одной из которых была души человеческой тайна. Произведения Пастернака – его ответы на вечные вопросы бытия, это его «картина мира»…
1.2. Человек, природа, творчество в лирике Пастернака
Главное место в произведениях Пастернака принадлежит природе. Содержание таких произведений шире чем обычные пейзажные зарисовки. Рассказывая о зимах и веснах, о рассветах и дождях, Пастернак повествует о природе жизни самой, бытия мирового, исповедует веру в жизнь, которая, как нам кажется, занимает главную роль в его стихах и составляет ее основу нравственную. В его толковании жизнь —что-то абсолютное, вечное, безусловное, величайшее чудо и всепроникающая стихия. Перед чудом существования удивление — поза, в которой застыл поэт, навсегда обвороженный своим открытием, пораженный: «опять весна».
Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Это она, это она.
Веет от его творений здоровьем, свежестью. По правильному замечанию О. Мандельштама, «Стихи Пастернака почитать – обновить легкие, дыханье укрепить, горло прочистить: такие стихи, должно быть, от туберкулеза целебны». Рассвет раз колыхнет свечу, Зажжет и пустит в цель стрижа. Напоминанием влечу:
Да будет так же жизнь свежа!
Заря, как выстрел в темноту.
Бабах! — и тухнет на лету
Пожар ружейного пыжа.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдевнина О. Ю. Закономерности формирования и потенциал художественной реализации. Саратов, 2013. С. 60–62.
2. Альфонсов, В. Н. Поэзия Бориса Пастернака [вступ. статья] / В. Н. Альфонсов // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы : в 2 т. – Л. : Сов. писатель, 1990б. – Т. 1. – С. 5–72.
3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие для филологов. Томск, 2004. Ч. 2. С. 104–109.
4. Валгина Н. С. Теория текста. Учебное пособие. М., 2004. С. 124.
5. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М, 1998. С. 45.
6. Гейко, Е. В. Смысловой тип пропозиции и его манифестация в современной русской речи (на материале высказываний, содержащих информацию о запахах) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Гейко Елена Васильевна. – Омск, 1999. – 26 с.
7. Григорьева О. Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в
8. публицистическом и художественном текстах. М, 2004. С. 157–168.
9. Двизова А. В. Ситуация чувственного восприятия и способы ее языковой репрезентации в поэзии Б. Л. Пастернака: автореф. дисс. … канд. филол. наук. Томск, 2014.
10. Демешкина, Т. А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики / Т. А. Демешкина. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. – 186 с.
11. Демешкина Т. А., Верхотурова Н. А., Крюкова Л. Б., Курикова Н. В. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в региональном и общероссийском дискурсе. Томск, 2006;
12. Костяев А. И. Ароматы и запахи в истории культуры: знаки и символы. М., 2009. С.8–10.
13. Крюкова Л. Б.,. Хизниченко А. В ТГУ, г. Томск Семантика восприятия запаха и ее роль в формировании художественного образа пространства в поэтических текстах И. Бродского и Б. Пастернака с.443-450)
14. Крюкова Л. Б. Языковые особенности репрезентации семантики вкуса в стихотворениях Б. Пастернака // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2014. № 2. С. 76–79;
15. Олицкая Д. А., Крюкова Л. Б. Авторское мировосприятие и способы его языкового выражения в оригинальной и переводной поэзии
16. Б. Пастернака // Мир русского слова, 2012. № 4. С. 92–99 и др. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: в 2 т. Ленинград, 1990.
17. Ранчин А. М. О пастернаковском пласте в поэзии Иосифа Бродского: стихотворение «Пришла зима и все, кто мог лететь…» // Образовательный портал «Слово». 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalslovo.ru/philology/47523.php#_edn1 (дата обращения: 15.05.2016).
18. Рузин, И. Г. Когнитивные стратегии именования. Модусы перцепции (зрение, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке / И. Г. Рузин // Вопросы языкознания. – 1994. – № 6. – С. 79–100.
19. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. М., 1999.
20. Труайя Анри Борис Пастернак
21. Харченко В. К. Лингвосенсорика: Фундаментальные и прикладные аспекты. М., 2012. С. 46.
22. Чернухина И. Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж, 1987. С. 9.
23. (https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=3264 Лирика Бориса Пастернака Дата обращения 27.03.19)
24. (https://students-library.com/library/read/46773-celovek-priroda-tvorcestvo-v-lirike-bl-pasternaka Человек, природа, творчество в лирике Б.Л. Пастернака).