Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Начало 21 века ознаменовалось бурным развитием информационных технологий, внедрением их в различные сферы жизни, в том числе и в образование. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, научить этому своих учеников – основная задача современной школы.
В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования. Современный учитель словесности должен использовать компьютер в своей профессиональной деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Одним из путей решения данной задачи, считаю использование ресурсов сети Интернет. Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка в настоящее время становится одним из способов повышения качества преподавания в современной школе. В этой связи актуальность данного исследования не вызывает сомнения.
Цель исследования- описать Интернет-ресурсы, продуктивно используемые в работе учителя – словесника.
Объект исследования – Интернет-ресурсы.
Предмет исследования- использование Интернет-ресурсов педагогом-словесником в практике преподавания русского языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
-рассмотреть особенности и место Интернет технологий в современном образовательном процессе;
-описать, какие Интернет-ресурсы правомерно использовать на уроках русского языка с целью повышения качества образования.
База исследования: Интернет пространство и информационно-методические ресурсы по русской словесности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В современном мире Интернет считается одним из важнейших источников образовательной информации, выполняя основные функции канала письменной коммуникации. С точки зрения преподавания русского языка в школе, Интернет может рассматриваться как средство обучения и как источник учебных материалов, кроме того, он даёт возможность создания новых учебных материалов и авторские программных оболочек, функционируя как механизм организации межкультурной коммуникации. Многие исследователи утверждают, что общая теоретическая база компьютерного обучения русскому языку так и не сформировалась, ее части рассредоточены по большому числу научных статей, диссертаций, и монограмм, которые посвящены рассмотрению вопросов компьютеризации русского языка и проблемам создания электронных учебников по русскому языку.
Общеизвестно, что отличительной чертой Интернет-ресурсов является возможность удаленного доступа к образовательным технологиям и источникам информации, возможность реализации проектов дистанционного обучения и открытость общения специалистов разных предметных областей, находящихся в разных регионах и странах. Именно этим объясняется активная востребованность образовательных сайтов и сайтов с образовательной тематикой, занимающих по статистике четверное место среди ресурсов интернета.
На современном этапе развития Интернет технологий в большом количестве создаются общегосударственные образовательные порталы, которые объединяются в сеть, как, например, Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru. Данные порталы позволяют педагогам быть в курсе актуальных законодательных и методических новостей в России. Кроме того, порталы данного уровня информируют педагогов о
а) электронных библиотеках,
б) электронных учебниках,
в) дистанционных курсах,
г) базах данных текстов и аудиовизуальных материалов [7].
В последнее время наблюдается в Рунете функционирование электронных библиотек с представленными учебными пособиями, лекциями по разным тематикам, программами (см., например, портал, в котором содержится информация об электронных библиотеках www.lib.ru, отдельных электронных библиотеках www.feb.ru, www.infolio.ru и др.).
Интернет-ресурсы, обладая многообразными функциями такими, как вещательные (электронные учебники и библиотеки учебные пособия и справочники), поисковые (каталоги и поисковые системы) и коммуникационные (конференции, социальные сервисы, блоги, форумы), активно используются для осуществления образовательных целей в различных областях знаний.
Интернет на современном этапе своего развития как информационного пространства представляет большое количество текстов, объединённых между собой различными связями такими, как темы, ключевые слова, гипертекстовые ссылки, расположение в сети и др. К основным особенностям веб-технологий, помогающим определять, как функционирует текст в сети Интернет относятся:
1) интерактивность, диалоговость;
2) индивидуальный подход, ориентированный на потребителя, который учитывает потребности и интересы разных групп пользователей;
3) мгновенность передачи информации;
4) измеримость, представляющая собой инструментарий, контролирующий количество посещений, востребованность образовательных ресурсов;
5) взаимосвязанность, которая построена на гипертекстовой технологии, позволяющей соединить любой текст с другими текстами и др. [5].
Подача информации в Интернете постоянно изменяется, ежедневно дополняются старые ресурсы, образуются новые. Особенности, имеющиеся в информационном ресурсе: передаваемость, трансляционность, доступность, актуальность, безграничность, органичность, эффективность, выборочность и др.
С умением использовать образовательные ресурсы Интернета мы сможем расширить виды учебной деятельности. Например, при сопоставлении тем образовательных ресурсов огромное значение имеет представление пользователя об особенностях структурирования и описания материала, а также умение описывать и устанавливать основные категории пользователей этих ресурсов. Одним из подходов к структурированию множества образовательных ресурсов можно считать ориентацию на пользователей (студентов или преподавателей). Электронная информация для преподавателя и студента будет различна.
Следующий подход – разделение образовательных электронных изданий и ресурсов на справочные (включающие информацию на различные темы), учебные и общекультурного характера. Общая информационная поддержка процессов обучения предоставляется справочными источниками информации [7]. Учебные электронные пособия помогают обеспечить учебный процесс, представляющийся систематизированным материалом в учебной дисциплине. Издания и ресурсы общекультурного характера помогают формировать и расширять культурную среду при помощи виртуальных экскурсий, путешествий по странам, изданий, посвященных искусству, кино, балету и др. Классификацию ресурсов основывают на тематическом принципе, например, существующие в Интернете политические, исторические, а также экономические ресурсы. В учебных целях при отборе текста используется немалое количество различных классификационных признаков (тем, жанров, типов ресурса, типов технологий - текстов, видео или аудиоматериалов и др.).
В образовательной сфере широко применяется множество следующих информационных технологий: электронных учебников, интерактивных обучающих ресурсов (тренажеров), виртуальных сред (виртуальных лабораторий, виртуальных сред проектирования и др.), компьютерных демонстраций, универсальных обучающих сред, электронных баз данных, справочно-информационных источников (он-лайн переводчиков, словарей), электронных библиотек, электронных периодических изданий, баз данных и архивов, электронных коллекций (коллекций звуко, фото, видеофайлов) [1].
Главное функциональное предназначение образовательных ресурсов Интернета служит основой сетевого взаимодействия между пользователями сети Интернет и учебным заведением, базой данных и др. Такая функция применяется в тестировании on-line и дистанционном обучении. Данные функции представляют специальные сервисы, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие с пользователем. Учебные организации на своих сайтах размещают различные образовательные ресурсы. Базы данных, справочники, расписания, электронные библиотеки и лекции по праву могут считаться самыми распространенными ресурсами на сайтах институтов. Гораздо реже мы встречаем методические пособия, программы курсов и учебные материалы.
Хочется обратить внимание на то, что ряд сложностей существует в классификации баз данных: