Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ, которые накопили соответствующий опыт, опираясь при решении задачи воспитания будущего семьянина на комплексные программы «Детство», «Из детства в отрочество», «Я человек» автор С.А. Козлова и др.
Однако, сегодня семья и детский сад во многом действуют, автономно не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает воспитательные возможности этих социальных институтов [4].
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из–за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определения сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития [20].
Проблему исследования: каковы возможности формирования у детей 3–4 лет представлений о себе и своей семье.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования представлений о семье у детей 3–4 лет.
Предмет исследования – формирование представлений детей 3–4 лет о себе и своей семье.
Гипотеза исследования: формирование представлений о семье у детей 3–4 лет будет осуществляться более успешно, если:
– сформированы представления детей о семье и ее составе, отношениях родства, познакомить испытуемых с историями своих семей, социальными ролями своих родственников, их успехами и достижениями;
– сформированы представления детей о себе, как части семьи, представителе своего рода, составить собственную родословную.
– реализованы все этапы проекта в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования охарактеризовать процесс формирования у детей представлений о семье детей
2. Определить комплекс диагностических заданий и выявить уровень сформированности у детей представлений о семье и о себе
3. Разработать и экспериментально проверить содержание и организацию формирования у детей представлений о семье и о себе
Теоретической основой исследования явились: концепции личностно–ориентированного педагогического процесса и личностно–ориентированного обучения (Н. А. Алексеев, Ш. Л. Амонашвили, Д. А. Белухин, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, Н. Ф. Голованова, И. А. Зимняя, Б. Б. Косов, В. X. Нерадовский, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.)
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ научной литературы); эмпирические (тестирование и опросы); методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования. начальная школа–детский сад № 682 г. Санкт–Петербург.
Глава 1. Теоретические аспекты исследование представлений детей 3–4 лет о себе и своей семье
1.1 Формирование представлений о семье детей дошкольного возраста
Влияние семьи на развитие личности ребенка имеет огромное значение. Ее воздействие осуществляется постоянно и незаметно. Обычно, основное внимание уделяется обеспечению жизненно важных условий содержания – это является обязанностью родителей. Родителями считается, если малыш сыт, одет, имеет беспорядочное множество игрушек и этого достаточно. На самом деле гораздо важнее общение, мамам и папам необходимо проводить вместе с ребенком как можно больше времени.
В двадцать первом веке быстро меняются семейные приоритеты, так раньше в семье не уделялось внимание интеллектуальному развитию детей, этим занимались детский сад, школа, а в настоящее время малыши с самого раннего возраста занимаются в кружках, студиях, развивающих школах для малышей. Считается важным обучать детей и формировать определенные умения, навыки, знания, соответствующие, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня. Родители стремятся вооружить ребенка максимальным количеством знаний, умений, научить его самостоятельности, мотивировать на успешность. Разумеется, такая нагрузка не всегда оправдана и чревата различными дезадаптационными состояниями: тревожностью, переутомлениями, агрессивностью и прочее.
Следует помнить о том, что на развитие личности малыша непосредственно влияют на внутрисемейные отношения взрослых членов семьи, общение ребенка с родственниками. К сожалению, количество неполных семей пугает педагогов. Это даже стало почти нормой. Негативно сказывается на формирование характера малыша непостоянство воспитательных мероприятий, зависимость от настроения взрослых. Ребенку необходима спокойная и доброжелательная семейная атмосфера, забота, поощрение, а скандалы и выяснение отношений в присутствии ребенка негативно влияет на его психическое состояние. Способствуют невротизации, снижении защитных сил организма малыша.
Родители часто занижают свою роль в воспитании своего ребенка. Например, бесконечные замечания, одергивание малыша за шалости, проступки и тотальные запреты, воспитывают в детях недовольство, скрытность, угрюмость, боязливость, нередко — агрессивность. Надо знать, что именно доброе отношение учит детей справедливости, требовательности, дисциплинированности. А посильна домашняя обязанность воспитывает трудолюбие, целеустремленность, настойчивость и упорство. Помощь в уходе за домашними животными воспитывает в малыше чуткость, доброту, человечность. Общаясь с ребенком, необходимо отмечать любые достижения и успехи, поощрение возможно ласковой улыбкой, одобрительным словом. Замечания должны быть корректными, не унижающими. Излишество в ласке следует исключать, и не допускать вседозволенности. Умеренность воспитательных воздействий – залог успешности в воспитании достойного человека. Родителям следует помнить, что изнеженность и суровость одинаково вредны для малыша.
Ребенку очень важно чувствовать свою успешность, уверенность в своих силах, что его любят таким, какой он есть. Воспитание уверенности, любознательности, будет побуждать дошкольника к новым достижениям и открытиям. Равнодушное отношение взрослого к проблемам ребенка влияет на его социальную активность, есть риск того, что малыш станет неуверенным, плаксивым, замкнутым, а может стать агрессивным со сверстников или даже с родителями. Советуем родителям быть более терпимыми, стремиться к пониманию своего ребенка, учиться вместе переживать все неурядицы и ошибки. Следует учить ребенка тактично и с доброжелательно общаться со взрослыми, видеть в сверстниках таких же детей, которые тоже чего–то хотят, пресекать проявление к ним агрессивности, воспитывать ответственное отношение к своим действия и поступкам. Монтессори писал об ограничениях для детей, что «…нельзя делать того, что вредит тебе самому! Нельзя делать того, что вредит твоим товарищам…»
Успешный ребенок – мечта мамы и папы. Каждый дошкольник, талантлив по–своему. Нам, взрослым, нужно увидеть эту одаренность, развивать ее, помогать ребенку и создавать для этого все необходимые условия. Успех приходит тогда, когда человек чувствует поддержку своих близких, точно знает, что если даже не получится, мама и папа его не разлюбят, а обнимут и посочувствуют, помогут. Если с раннего возраста родители приучают своего малыш добиваться результата в каждой игре, при обучении, а при неудачах не сдаваться и продолжать овладевать необходимым навыком, то тогда можно точно сказать, став взрослым человеком, их дитя добьется больших успехов в жизни. Его всегда будет сопровождать удача.
В последнее время стало модным быть конфликтным, раздражительным. Считается, что так легче добиться успеха. Но окружающим людям интереснее иметь дело с веселыми и жизнерадостными людьми, Позитивные и оптимисты чаще выходят из сложной ситуации победителями. На мой взгляд, родителям следует не забывать и этот важный момент в воспитании своего малыша.
Каждый ребенок талантлив, нам с вами, уважаемые родители, следует суметь его увидеть и создать все условия для его развития. В мире нет одинаковых людей, мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтоб его личность не ломали, принимали его таким, какой он есть, помогали становиться еще лучше, еще прекраснее. Особенно ценно такое отношение со стороны взрослых, родителей малыша и других близких ему людей. Одна из главных задач, которую необходимо решать родителям, — это предупреждение нарушений внутрисемейного общения. Для благоприятного развития личности ребенка, надо суметь воспитать его, не нанося ущерба его психологическому здоровью и личностному развитию. Для воспитателя каждый ребенок – это уникальное создание, со своим характером, потребностями и желаниями. Порой нелегко приходится, но найти индивидуальную тропинку к каждому человечку очень важно. Если воспитатели и родители объединяются в стремлении дать раскрыться малышу, то результат получается потрясающим.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ахтаов Р.А. Адаптация детей–инвалидов к социальнобытовой деятельности Историческая и социально–образовательная мысль. [Текст] / Р.А. Ахтаов, В.С. Бегидов, М.М. Хакунова 2016. Т. 8. № 5–3. С. 26–29.
2. Байкова М.А. Влияние алкоголизма родителей на суицидологические и личностно–психологические характеристики потомства Российский медико–биологический вестник им. академика И.П. Павлова. [Текст] / М.А. Байкова, А.В. Меринов 2018. Т. 26. № 4. С. 547–558.
3. Бородина Е.Н. Духовно–нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно–игровой деятельности Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Е.Н. Бородина 2016. № 5. С. 48–50.
4. Бызова В.М. Динамика представлений телесного образа у детей и подростков Актуальные проблемы психологического знания. [Текст] / В.М. Бызова, Е.И. Чикурова 2015. № 1 (34). С. 119–125.
5. Власова А.Н., Мельникова Т.А. Сенсорная комната как инновационная модель для предоставления качественных услуг родителям, осуществляющим образование детей с овз в условиях семьи Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / А.Н. Власова, Т.А. Мельникова 2018. № 7. С. 364–365.
6. Гибадуллин Н.В. Проблемы формирования семейных ценностей у детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. [Текст] / Н.В. Гибадуллин 2014. Т. 20. № 6. С. 268–271.
7. Гуляева А.Г. Нахождение идеала Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновацииСборник материалов III Всероссийской научно–практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо–Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова». [Текст] / А.Г. Гуляева 2018. С. 15–17.
8. Ефимова Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Ю.В. Ефимова 2016. № 5. С. 591–593.
9. Зданюк Е.Д. Вопрос об условиях заключения брака в правовой культуре ислама Аммосов–2014 Сборник материалов всероссийской научно–практической конференции, проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо–Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под ред. Н.В. Малышевой. [Текст] / Е.Д. Зданюк 2014. С. 190–193.
10. Зебзеева В.А. Позитивная социализация как приоритетная задача современного дошкольного образования педагогика xxi века: стандарты и практики материалы международной научно–практической конференции: в 2 частях. [Текст] / В.А. Зебзеева 2016. С. 97–102.
11. Нгуен В.Л. Представление в сознании онкологического больного своего ребёнка в будущем Мир науки, культуры, образования. [Текст] / В.Л. Нгуен, Г.А. Ткаченко 2016. № 5 (60). С. 257–258.
12. Орел В.И. Первой в стране кафедре социальной педиатрии – тридцать лет Медицина и организация здравоохранения. [Текст] / В.И. Орел 2016. Т. 1. № 1. С. 54–60.
13. Орел В.И. Первой в стране кафедре социальной педиатрии – тридцать лет Медицина и организация здравоохранения. [Текст] / В.И. Орел 2016. Т. 1. № 1 (1). С. 54–60.
14. Орлова А.В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста Азимут научных исследований: педагогика и психология. [Текст] / А.В. Орлова 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 316–318.
15. Петрова Е.А. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Е.А. Петрова, Р.В. Козьяков, И.И. Поташова 2016. № 5. С. 819–822.
16. Поливанова К.Н. Семейное образование в россии и за рубежом Современная зарубежная психология. [Текст] / К.Н. Поливанова, К.А. Любицкая 2017. Т. 6. № 2. С. 72–80.
17. Пономарева Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / Л.И. Пономарева 2016. № 5. С. 845–847.
18. Пьянкова С.Д. Представления российских дошкольников о богатстве и бедности (1992–2010) Психологические исследования: электронный научный журнал. [Текст] / С.Д. Пьянкова, Н.М. Зырянова, Баскаева О.В.2017. Т. 10. № 56. С. 11.
19. Решетина О.А. Программа "мы такие разные" Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / О.А. Решетина 2016. № 5. С. 860–862.
20. Родионова С.А., Иванова М.К. Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновацииСборник материалов III Всероссийской научно–практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. Кафедра возрастной и педагогической психологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо–Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова». [Текст] / С.А. Родионова, М.К. Иванова 2018. С. 136–141.
21. Романовская М.А. Социально–психологические типы мам детей, воспитывающихся в семье с наемным работником (няней) Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. [Текст] / Р М. Романовская 2016. № 1. С. 44–53.
22. Сайфутдинова Г.Б. Народная педагогика и практики социализации в традиционной культуре татар поволжья Проблемы современного педагогического образования. [Текст] / Г.Б. Сайфутдинова, Т.А. Титова, Гущина Е.Е.2018. № 60–3. С. 283–286.
23. Фоминых А.Я. Представления старших дошкольников о гендерных ролях Воспитание и обучение детей младшего возраста. [Текст] / А.Я. Фоминых 2016. № 5. С. 960–962.
24. Хайбулина Э.И. Представления о семье среди подростков в современной испании и россии Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. [Текст] / Э.И. Хайбулина 2016. № 9. С. 58–68.
25. Шальнева И.М., Савинова Е.С. Формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о строении внутренних органов на макете, выполненного из бросовых материалов Преемственность в образовании. [Текст] / И.М. Шальнева, Е.С. Савинова 2018. № 17. С. 694–701.
26. Шишкова И.М. Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. [Текст] / И.М. Шишкова 2018. Т. 6. № 3 (22). С. 563–574.
27. Щербак С.В. Приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре и природе родного края Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. [Текст] / С.В. Щербак, Т.В. Воропавева 2016. № 2 (6). С. 12.