Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В новом «Законе об образовании РФ» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт общего среднего образования впервые ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»).
Личностные результаты освоения основной образовательной предусматривают формирование у обучающихся осознанного выбора будущей профессии и создание возможностей реализации собственных жизненных планов, формирование отношения к профессиональной деятельности для участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Однако в настоящее время ресурсы решения этой важной государственной проблемы в практике профессиональной ориентации нуждаются в серьезном пересмотре и совершенствовании. Актуальным становится формирование у учащихся готовности и способности к проектированию индивидуально ориентированных маршрутов своей профессиональной карьеры [7]. При этом следует учитывать то, что фактором выбора данного пути становятся склонности, интересы, способности личности, а не потребности экономики.
Проблемам профессиональной ориентации подростков посвящены исследования Н.Е. Быстровой, Е.М. Дорожкина, Э.Ф. Зеера, Н.И. Калугина, А.П. Меньшикова, А. Л. Нагаевой, Л. Г. Нагаевой, Е.Е. Плотниковой, С.Н. Пятковской, А.Д. Саронова, С.Н. Чистяковой и других [7, 11, 24, 29, 39].
Профориентационная деятельность в общеобразовательной организации раскрывается в исследованиях Е.М. Дорожкина, Н.Н. Захарова, Э.Ф. Зеера. Ф.С. Исмагиловой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Э.А. Столбовой, Т.А. Шишковец и др. [7, 9,11, 13, 15, 26, 31, 43].
В современном обществе профессиональное самоопределение подростков представляет часто стихийный процесс. В то же время обществу необходим деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный себя реализовать в профессиональной сфере. Значительную роль в обеспечении таких качеств и возможностей играет школа. Поэтому в деятельность социального педагога общеобразовательной организации включена работа по профессиональной ориентации подростков.
Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы: «Профессиональная ориентация подростков как направление деятельности социального педагога в общеобразовательной школе».
Объект исследования: процесс профессиональной ориентации подростков.
Предмет исследования: организация деятельности социального педагога по профессиональной ориентации подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу профессиональной ориентации подростков
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ сущности понятия «профессиональная ориентация»
2.Рассмотреть средства, формы и методы деятельности социального педагога по профессиональной ориентации подростков.
3.Подобрать диагностические методики по профессиональной ориентации подростков и дать их характеристики.
4.Разработать программу по профессиональной ориентации подростков.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические: анкетирование, опрос, анализ педагогической документации.
1. Теоретические основы профессиональной ориентации подростков как направления деятельности социального педагога в общеобразовательной школе
1.1. Сущность и задачи профессиональной ориентации
Основной целью деятельности образовательной организации является формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими содержания обязательного минимума образовательных программ; адаптация их к жизни в социуме, создание знаниевой базы для осознанного выбора и овладения в будущем профессиональными образовательными программами; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам личности, любви и уважения к Родине, семье, бережного отношения к окружающей природе [16]. В соответствии с этим, содержание образования в школе должно быть направлено не только на освоение универсальных учебных действий, но и на подготовку подростков к дальнейшей самостоятельной жизни в социальной среде, обществе.
Современные теоретические исследования по вопросам профессиональной ориентации подростков характеризуются наличием широкого спектра общенаучных методов познания действительности и ее преобразования. Исследования в области профессиональной ориентации личности представлены учеными в контексте общественного развития и модернизации образования (М. В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский и др.), социализации личности и ее рефлексии в контексте образования (А.А. Деркач, С.Л. Рубинштейн, Л.Д. Столяренко), социальной зрелости личности (Г.М. Андреева, Е.М. Павлютенков, М.С. Пряжников и др.), ее социальной адаптации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина), [1, 4, 5, 16, 18, 22, 24, 25, 28, 32].
Современные подходы к профессиональной ориентации подрастающего поколения позволяют выделить следующие направления в исследованиях, которые позволят разрешить имеющиеся практические вопросы профессионального самоопределения подростков:
˗ системный подход в профессиональной ориентации (Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер, Н.К. Степаненков) [7, 24];
˗ общественно значимая мотивация в аспекте выбора профессии (Н.В. Быстрова, Е.М. Павлютенков, Е.Е.Плотникова) [22, 24];
˗ становление духовной культуры в процессе подготовки подростков к осознанному выбору профессии (С.Н. Чистякова, Г.П. Шевченко) [24, 39];
˗ применение методик изучения личности подростков с целью оказания им индивидуальной помощи при выборе будущей профессии (Л. М. Митина, В.И. Сепанский, В.Д. Шадриков) [18, 30, 40, 41];
˗ теоретические и методические аспекты профессионального консультирования молодежи (Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов) [13, 15]
В рамках рассматриваемой проблемы исследования, раскроем сущность понятия «профессиональная ориентация».
Например, Л.Д Столяренко считает: «профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» [32, с. 87].
Определение профориентации дают Е.Е. Григорьева и О.А. Махаева. Авторы понимают под профессиональной ориентацией «научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности» [17, с. 53].
Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер определяют профессиональную ориентацию как научно обоснованную систему, психолого-педагогических, социально-экономических, производственно-технических и медико-биологических мер, направленных на оказание подрастающему поколению личностно-ориентированной помощи для выявления и развития склонностей и способностей, познавательных и профессиональных интересов при выборе профессии, формирование готовности и потребности в трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, многоукладности форм предпринимательства и собственности [7, с. 68].
По мнению А.Д. Саронова профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность, направленная на подготовку подрастающего поколения к мотивированному выбору профессии с учетом личных склонностей, интересов, способностей и одновременно с учетом общественных потребностей в кадрах конкретных профессий с разным уровнем квалификации. Профессиональная ориентация – это единство междисциплинарной теории и практической деятельности, реализуемых не только в учебно-воспитательном процессе работы с обучаемыми, но и в рамках дополнительных общеобразовательных программ по профориентации, в образовательных организациях дополнительного образования школьников [29, с. 28].
В психологическом словаре М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович определяют профессиональную ориентацию таким образом: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на формирование у человека профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля» [8, с. 92].
Как правило, профессиональная ориентация учащихся, отмечает Н. Э. Касаткина, реализуется через учебно-воспитательный процесс, внешкольную и внеурочную работу с ними. Поэтому, профессиональная ориентация, по мнению автора, не конкретное единичное действие, а целый комплекс мер [14].
Т.А. Шишковец считает, что профессиональная ориентация подростков – это управляемая и организованная деятельность разных государственных и общественных организаций, школы и семьи, которая направлена на совершенствование в интересах общества и личности процесса профессионального самоопределения подростков [43, с.116].
С.Н.Чистякова, определяет профориентационную работу, как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой школой, семьей, производственными коллективами, образовательными организациями различных уровней, учреждениями культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника, требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране [39]. Поэтому, в широком смысле слова под профориентационной работой будем понимать механизм педагогического, общественного воздействия на подростков с целью подготовки их к осознанному выбору профессии, систему мероприятий, обеспечивающих научно-обоснованный выбор будущей профессии.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2012. – 234 с.
2. Барамзина С.А. Некоторые подходы к определению понятия «средство обучения» // Интеграция образования.– 2006. – №4.– С. 52-55
3. Бастрикова В.В. Деятельность социального педагога по профессиональной ориентации учащихся старших классов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.- практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.– С. 131-136.
4. Богуславский М.В. Стратегии модернизации российского образования ХХ века: теоретико-методологические подходы к исследованию // Проблемы современного образования.– 2013– № 4. – С. 5-18
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология –.М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008.– 671 с.
6. Дикая Л.Г. Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 352 с.
7. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика // Сибирский психологический журнал.– 2014.– № 52.–С. 67-77
8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2014. – 576 с.
9. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с.
10. Зеер Э. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. – Екатеринбург: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015.– 336 с.
11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика. – М.: Знание, 2005. – 306 с.
12. Иовайша Л.А. Проблемы профориентационной организации школьников.– М.: Народное образование, 2011. – 258 с.
13. Исмагилова Ф.С. Основы профориентационного консультирования. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 254 с.
14. Касаткина Н.Э. Организация профессиональной работы в условиях образовательной практики: учебно-методическое пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова, Т.Б. Игонина и др. – Кемеровский государственный университет – Кемерово, 2012. – 146 с
15. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 2014. – 183 с.
16. Леонтьев А.Н. Психология общения. – М.: Изд-во Московского университета, 1997. – 296 с.
17. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. – М.: Форум, 2016. – 177 с.
18. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 204 с.
19. Мордасова А.В. Формирование профессиональных интересов старшеклассников в процессе воспитательной работы социального педагога. – М.: Владос, 2016. – 198 с.
20. Нагаева Л. Г., Нагаева А. Л. Профессиональная ориентация старшеклассников // Царскосельские чтения.– 2011.– Том 1.– С. 391-394
21. Овсянникова Е.Н. Профориентация учащихся основной и старшей ступени общего образования. – Курск: Учитель, 2014, – 145 с.
22. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. – Киев: Рад. школа, 2014. – 143 с.
23. Панов А.И. Профориентация обучающихся // Сборник материалов ТОИПКРО. – Томск: ТОИПКРО, 2017.– С.60-81.
24. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Минского университета.– 2017.– №2 (19).– С. 8-18.
25. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – 501 с.
26. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения – М.: Академия, 2014. – 304 с.
27. Пятковская С.Н. Методы ориентирования учащихся на получение профессий, связанных с естественными науками // Пермский педагогический журнал.– 2012.– № 3.– С. 70-73.
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. – 705 с. – (Мастера психологии)
29. Саронов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П., Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 2014. – 195 с.
30. Степанский, В. И. Психологические факторы выбора профессии. Теория, эксперимент : учеб.-метод. пособие /В. И. Степанский. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. - 108 с.
31. Столбова Э.А. Профориентация - ступень профессионального самоопределения подростков // Профессиональное образование и рынок труда.– 2015:.– № 1-2.– С. 24-25
32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 542 с.
33. Тесты по профориентации для учащихся: Самый полный сборник тестов и тренингов / сост. А. А. Аркадьев. – Минск : Современная школа, 2008 . - 263 с . - (Психология)
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации . – М.: Просвещение, 2011 . – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
35. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения : 13.032.019)
36. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2019).
37. Формы и методы профориентационной работы с учащимися // Сб. материалов: Госуд. проф. обр. учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж». – Новокузнецк. 2016. – С. 5-10.
38. Чистяков В.Н., Назарова И.А. Комплексный подход к вопросам профориентации и профессионального самоопределения в условиях колледжа // Профессиональное образование и рынок труда.– 2018.– № 4.– С. 51-54
39. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование.– 2014.– № 3 (40).– С. 45-50.
40. Шадриков В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности.– М., 1982.– 185с.
41. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. – М.; Издательская корпорация «Логос», – 1996 320 с: ил
42. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 576 c.
43. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы / авт.- сост. Т.А. Шишковец.- 2-е изд.; перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.