Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена сохранением специализированных прокуратур, не смотря на реформирование правоохранительных органов. Например, специализированные природоохранные прокуратуры стали создаваться еще в Советском Союзе с конца 80-х гг. XX в.
В настоящее время природоохранные прокуратуры существуют в субъектах РФ на правах районных прокуратур. Всего их сейчас 42, в том числе в Центральном федеральном округе - 8, в Северо-Западном федеральном округе - 6, в Южном федеральном округе - 1, Северо-Кавказском - 1, Приволжском федеральном округе - 8, Уральском федеральном округе - 5, Сибирском федеральном округе - 6, Дальневосточном федеральном округе - 7.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи со специализированными прокуратурами.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие деятельность специализированных прокуратур.
Целью настоящей работы является изучение полномочий, функций и задач специализированных прокуратур.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть значение Прокуратуры Российской Федерации и специализированных прокуратур;
• Исследовать функции и задачи специализированных прокуратур;
• Проанализировать полномочия военных прокуратур;
• Изучить задачи и полномочия природоохранной прокуратуры Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Значение, функции и задачи специализированных прокуратур
1.1. Прокуратура Российской Федерации и специализированные прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», она является государственной военизированной организацией. В прокуратуре предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные учреждения, редакции печатных изданий, прокуратуры городов и районов, а также другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Специализированные прокуратуры Российской Федерации - выделенная по принципу специализации неотъемлемая часть единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, в строго определенной сфере.
Деятельность специализированных прокуратур основана на общих для органов прокуратуры принципах; они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; перед ними стоят общие для всех органов прокуратуры задачи; они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Однако в их системно-структурном построении, а также в объектах и предмете надзора за исполнением законов есть некоторые особенности и свойственная им специфика.
Составной частью прокуратуры Российской Федерации является военная прокуратура, которая относится к специализированным, но в силу того, что она имеет свою автономную систему, которая замыкается непосредственно на заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора, а также ввиду специфики сферы надзора и статуса военных прокуроров, ее особо выделяют из общего перечня специализированных прокуратур.
Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов администрациями предприятий и учреждений железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта по вопросам безопасности движения, соблюдения прав человека и гражданина, а также органами таможни и внутренних дел на транспорте.
Природоохранные прокуратуры призваны обеспечить надзор за единообразным исполнением законов, направленных на охрану окружающей среды. Цель прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства - выявление нарушений экологического законодательства, допускаемых как юридическими, так и физическими лицами; установление обстоятельств, способствующих этим нарушениям, и принятие мер к их устранению, принятие мер по привлечению к установленной законами ответственности лиц, допустивших нарушения природоохранительного законодательства; предупреждение нарушений природоохранительного законодательства.
Прокуратуры по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемых судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
1.2. Функции и задачи специализированных прокуратур
Профессор Е.Р. Ергашев провел исследование, на основании которого сформулировал принципы институтов прокурорского надзорно-охранительного права. Среди принципов, определенных Е.Р. Ергашевым применительно к институту надзора за исполнением законов и к институту надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, им не исследован предметный принцип организации проверки. Это связано с тем, что Е.Р. Ергашев вел речь о принципах институтов прокурорского надзорно-охранительного права, а круг наших научных интересов составляют принципы осуществления проверки, т.е. принципы институтов прокурорской деятельности.
Общепринято, что термины «предметный принцип», «предметно-зональный принцип» применяются в теории прокурорской деятельности, в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ при раскрытии принципов организации работы прокуратуры (ее различных структурных подразделений, органов и учреждений) и распределения служебных обязанностей между прокурорскими работниками, т.е. применительно к организации прокурорского надзора (Ю.Е. Винокуров, А.Д. Воронов, Ф.М. Кобзарев, Д.В. Гурулев и др.). Согласно абз. 5 п. 24 Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, Главная военная прокуратура РФ должны наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы, а также установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур.
Следует отметить теоретические разработки А.Д. Воронова и Ф.М. Кобзарева по вопросам «предметной компетенции». Эти авторы акцентируют внимание на «предметной подведомственности» и на «предметной компетенции» территориальной прокуратуры районного звена и специализированных прокуратур, а также на «предметно-зональном принципе распределения обязанностей между прокурорскими работниками» в прокуратуре районного звена. Также исследователи отмечают, что «в сфере деятельности территориальной прокуратуры районного звена находятся все органы, учреждения, предприятия, организации, расположенные на территории города, района, в которых в соответствии с предметной подведомственностью проводятся проверки исполнения законов и проверяется законность издаваемых руководителями и органами этих структур правовых актов».
В свою очередь, «предметная подведомственность специализированных прокуратур обусловлена необходимостью осуществления функций органами прокуратуры в специфических сферах правовых отношений (в военной, природоохранной, транспортной и иных сферах), не связанных с федеративным устройством и административно-территориальным делением государства». При этом А.Д. Воронов и Ф.М. Кобзарев уточняют: «Предметная компетенция этих прокурорских работников и конкретные полномочия детализируются в приказах и распоряжениях».
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2014, N 12, ст. 1201.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Федеральный закон от 04.06.2014 N 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.06.2014, N 23, ст. 2930.
7. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3170.
8. Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью (утв. Постановлениями Московской городской Думы от 7 декабря 2011 г. N 372 и Мособлдумы от 7 декабря 2011 г. N 1/177-П, заключено 29 ноября 2011 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Правительства Севастополя от 21 июня 2016 г. N 605-ПП «Об организации использования охотничьих ресурсов на территории города Севастополя в сезон охоты 2016 - 2017 гг.» // Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru/docs/253/23110/.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 327-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Рыбхоз прогресс» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 26 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Винокуров Ю.Е. Внутриорганизационные принципы деятельности прокуратуры // Прокурорский надзор: Учеб. для бакалавров / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров; под общ. ред. А.Ю. Винокурова. М.: Юрайт, 2014. С. 87.
12. Воронов А.Д., Кобзарев Ф.М. Организация работы в прокуратуре города (района), приравненной к ней прокуратуре // Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2012. С. 66 - 75.
13. Горохов Д.Б. О некоторых тенденциях в современном российском законотворчестве // Законодательство и экономика. 2016. N 6. С. 19 - 38.
14. Горохов Д.Б. Проблемы правотворчества и соблазн сомнительной легитимизации: когда охота пуще неволи // Адвокат. 2016. N 2. С. 24.
15. Гурулев Д.В. Организация работы с использованием компьютерных технологий в прокуратуре субъекта Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении дел арбитражными судами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 13.
16. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 64.
17. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. Принятие Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 5. С. 37 - 42.
18. Охрана объекта животного мира: правовые и организационные аспекты: Сб. научн. трудов / Под ред. А.Ю. Винокурова. М.: РИТМ, 2016. С. 59.
19. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. С. 92.
20. Чертков А.Н. Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 11. С. 18 – 26.