Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы объясняется тем, что обусловленность возникновения и развития правоотношения определенным юридическим фактом подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность в действительности отделить одно от другого. Правоотношения по социальному обеспечению связаны с юридическими фактами, существующими в обществе.
Любые правоотношения возникают не на пустом месте, поскольку имеют характерные черты: определенную направленность, воздействие, которым выступает такой теоретический элемент, как объект. В правовой науке во всех случаях под объектом понимается явление, испытывающее воздействие со стороны других правовых средств (например, объект правового регулирования, объект преступного посягательства), что в целом отвечает общим положениям философии и логики. Отсюда следует, что объект, противостоящий воздействующему на него явлению, находится вне последнего, в связи с чем он не может быть его элементом. Притом такое воздействие на объект, не возникающее само по себе, сопровождается наличием определенных юридически значимых действий (бездействия) субъекта права, приобретающих форму совершенного юридического факта. В теории права под юридическим фактом принято считать конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий (правоотношений).
Объектом данной работы являются правовые общественные отношения.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовые отношения, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится анализ теории правоотношений.
Задачами работы является:
• Рассмотреть понятие, признаки и виды правовых отношений;
• Проанализировать состав правоотношения;
• Исследовать юпонятие и классификацию юридических фактов.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты.
B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие, признаки и виды правовых отношений
В процессе жизни и деятельности люди и их объединения вступают друг с другом в многочисленные взаимоотношения. Так как данные общественные отношения носят сознательный, волевой характер (люди и организации вступают в них по своей воле), то государство может воздействовать на них при помощи норм права. В зависимости от того, урегулированы данные отношения нормами права или не урегулированы ими, все общественные отношения могут быть поделены на две группы:
1) правовые отношения, то есть общественные отношения, урегулированные правом;
2) неправовые отношения, то есть общественные отношения, которые урегулированы не нормами права, а иными социальными нормами (обычаями, нормами морали, нормами религии, корпоративными нормами).
Таким образом, правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых связаны друг с другом субъективными юридическими правами и обязанностями.
Как разновидности общественных отношений правоотношениям присущи следующие признаки:
- их участники наделяются взаимными правами и обязанностями. Если один субъект правового отношения наделен правом, то на другой возлагается юридическая обязанность. Интересы одного участника могут быть реализованы лишь посредством другого;
- отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией их прав и обязанностей. Стороны, как правило, известны и могут быть названы поименно;
- имеют сознательно-волевой характер. С одной стороны, они складываются на основе норм права, в которых закрепляется воля государства. С другой стороны, часть правовых отношений возникает, изменяется и прекращается по воле самих субъектов права;
- гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Другие разновидности общественных отношений такой охраны не имеют.
Классификация правоотношений может осуществляться на основании различных критериев. Чаще всего они классифицируются по отраслям права. Управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, называются административно-правовыми отношениями. Имущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, называются гражданско-правовыми отношениями. Семейные отношения, урегулированные нормами семейного права, называются семейно-правовыми отношениями и т.д.
В зависимости от функций норм права, на основании которых созданы правоотношения, они подразделяются на регулятивные правоотношения, направленные на регулирование правомерного поведения в целях упорядочения и закрепления общественных отношений, и охранительные правоотношения, направленные на восстановление нарушенных прав и применение мер юридической ответственности в случае нарушения норм права. Могут быть и иные классификации правоотношений.
В качестве примера более подробно можно рассмотреть бюджетные правоотношения. Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе норм права, что выделяет их из ряда других социальных отношений. Все стадии бюджетного процесса в Российской Федерации урегулированы нормами права, преимущественную долю среди которых занимают нормы бюджетного права. В отношении данного факта сложилось довольно распространенное мнение о том, что бюджетный процесс влечет исключительно порождение бюджетных правоотношений.
На стадии исполнения бюджета совершаются действия по исполнению установленных нормативным правовым актом о бюджете на финансовый год норм зачисления и расходования бюджетных средств посредством совершения переводов денежных средств. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено 3 направления кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы: по доходам, по расходам и по источникам финансирования дефицита бюджета. Наибольшее количество групп правоотношений возникает при исполнении бюджетов по доходам, то есть при поступлении доходов в бюджет в связи с тем, что, помимо формирования централизованных фондов, большое правовое значение имеют вопросы установления и взимания платежей в качестве доходов, а также вопросы эффективного и бесперебойного перевода денежных средств при уплате доходов в бюджет.
Вопреки распространенному мнению в процессе поступления доходов в бюджет, помимо бюджетных правоотношений, возникают иные правоотношения, которые к тому же относятся не только к правоотношениям, регулируемым нормами финансового права. Для того чтобы классифицировать все правоотношения, возникающие при поступлении доходов в бюджеты, необходимо прежде всего разрешить два вопроса, относящихся к области теории права и бюджетного права:
- определить перечень правовых предпосылок возникновения правоотношений и особенностей их структуры, что позволит установить факт существования отдельных правоотношений;
- проанализировать процесс поступления доходов в бюджет при действующей в Российской Федерации казначейской системе исполнения бюджета, что позволит разграничить юридические факты, влекущие возникновение различных групп правоотношений при поступлении доходов в бюджет.
Все правоотношения возникают при наличии определенных теорией права предпосылок. Н.И. Матузов и А.В. Малько относят к таковым: 1) наличие не менее двух субъектов в правоотношении; 2) потребности субъектов, под влиянием которых они вступают в правоотношения; 3) ценность, благо.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823; 2013. N 31. Ст. 4191.
3. Постановление ФАС Центрального округа от 24 марта 2004 г. N 08-7606/03-22 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 томах. М.: Юридическая литература, 1982. С. 82, 86.
5. Винницкий Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 74.
6. Власенко В.А. Судебное решение как основание установления гражданских прав и обязанностей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012. С. 7 - 13.
7. Галаганов В.П., Пашкова Г.Г., Бондарева Э.С., Новикова Н.А., Назаров Е.Г., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
8. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. C. 84/
9. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. В.П. Мозолин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 93.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. С. 384.
11. Медведева Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: Монография. Екатеринбург, 2013. С. 27
12. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2013. С. 17.
13. Рожкова М.А. Юридические факты гражданского и процессуального права // СПС «Гарант».
14. Теория государства и права: Учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2010. С. 618 - 619.
15. Финансовое право: Учебник / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011. С. 49.
16. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: учебное пособие. М.: Статут, 2015. С. 92.
17. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 87.
18. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 41.