Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь в современном обществе связана с разнообразными рисками, к которым относятся геополитические, политические, социальные, экономические, финансовые, технологические и прочие. Риска как феномен имеет междисциплинарный характер и исследуется не только психологами, но и специалистами в области социологии, управления, экономики и т.д.
Психологические особенности личностного поведения в рискованных ситуациях стояли в центре внимания психологов в начале становления прикладной психологии, в частности, в 20-е гг. XX в. Склонность к риску изучалась в качестве личностного свойства, выступавшего как профессионально-важное качество в опасных профессиях или в качестве противопоказания в профессиях, где осторожность является необходимой.
В 70-е гг. XX в. склонность к риску изучалась в рамках экономической психологии. В условиях экономического кризиса и производственного спада конкурентоспособными оказались предприятие, которые были способны осуществлять гибкую управленческую политику, и, в связи с этим, риск стал изучаться в экономическом аспекте.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема психологии риска является актуальной для прикладной психологии. В связи с этим существуют основания, чтобы предположить, что в данной сфере еще есть аспекты, которые требуют общепсихологических, теоретических и эмпирических исследований. Например, отсутствуют данные об особенностях изменчивости склонности к риску, в зависимости от гендерной принадлежность, о связи склонности к риску и некоторых социально-психологических характеристик личности, в частности, самооценки.
В свою очередь, самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств. Она представляет собой наиболее существенную и наиболее изучаемую в психологической науке сторону личностного самосознания. При помощи самооценки осуществляется регуляция личностного поведения. Самооценка представляет собой одну из ключевых потребностей в самоутверждении.
Таким образом, актуальность темы исследования, наличие различного рода теоретических и практических аспектов по вопросу склонности к риску в связи с индивидуально-личностными особенностями обусловили выбор тематики курсовой работы.
Объект исследования – гендерные особенности самооценки и склонности к риску.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки со склонностью к риску у мужчин и женщин.
Цель исследования – провести исследование взаимосвязи самооценки со склонностью к риску в гендерных различиях мужчины и женщины.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследования самооценки и склонности к риску.
2. Провести исследование взаимосвязи самооценки и склонности к риску у мужчин и женщин.
Гипотеза исследования: существуют гендерные особенности взаимосвязи самооценки со склонностью к риску.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И СКЛОННОСТИ К РИСКУ
1.1 Сущность самооценки личности
Самооценка является центральной конструкцией в клинической, личностной, социальной психологии и психологии развития. Ее роль в психологическом функционировании изучалась более века. Конструкция самооценки породила исследовательскую литературу такого масштаба и богатства, что обобщить все данные достаточно сложно.
За короткую историю психологии немногие личностные конструкции получили большее теоретическое и эмпирическое внимание, чем самооценка. В 2004 году Гейне и Леман заявили, что за последние 35 лет было опубликовано более 18 000 исследований, посвященных самооценке. Между тем, интерес психологов к самооценке вырос за последние годы в геометрической прогрессии. Исследования по самооценке имеют долгую плодотворную историю в психологии.
Значение самооценки часто преувеличивается в той мере, в которой низкая самооценка рассматривается как причина всего зла, а высокая самооценка - как причина всего добра. Каждый д олжен любить себя выше или, по крайней мере, в равной мере с любым другим человеком. Это объясняет золотое правило, встречающееся в большинстве религий: «любить других так же, как любишь себя» 21, с. 45.
Розенберг, один из пионеров в этой области, заявлял, что самооценка относится к индивидуальной общей положительной оценке личности. Он также утверждал, что высокая самооценка состоит в том, что человек уважает себя и считает себя достойным. В том же ключе Седикидес и Гресс утверждали, что самооценка относится к восприятию или субъективной оценке индивида собственной самооценки, чувству собственного достоинства и уверенности в себе и степени, в которой индивид придерживается позитивных или негативных взглядов на самостоятельно. Самоуважение связано с личными убеждениями в отношении навыков, способностей и социальных отношений.
Самооценка также определяется как глобальный барометр «Я-концепции», включающей когнитивные оценки общей самооценки и аффективных переживаний себя, которые связаны с этими глобальными оценками. В то же время, что самооценка включает в себя оценку себя, после чего следует эмоциональная реакция на себя. Оценочные и аффективные элементы присутствуют во всех существующих определениях и теориях самооценки.
Браун, Даттон и Кук выделили три способа использования термина «самооценка»:
- глобальная самооценка или черта характера для обозначения того, как люди типично относятся к себе, то есть чувства привязанности к себе;
- самооценка для обозначения того, как люди оценивают свои различные способности и качества;
- чувство самооценки для обозначения мгновенных эмоциональных состояний, например, у человека выросла самооценка после большого продвижения по службе, или его самооценка резко упала после развода.
Таким образом, всамооценка - это удовлетворенность собой либо хорошее мнение о своем достоинстве или ценности.
Хьюитт стремился трансформировать взгляд на самооценку от универсальной психологической черты и мотивирующей силы к социально сконструированной эмоции, основанной на настроении. Эта точка зрения была основана на определении Смита – Ловина о самооценке как рефлексивной эмоции, которая со временем развилась в социальных процессах, которые люди учатся переживать и обсуждать, возникающие в предсказуемых социальных обстоятельствах, и подлежащие социальному контролю. Таким образом, самооценку можно определить как оценку и описательную концептуализацию, которую индивиды создают и поддерживают в отношении самих себя 21, с. 38.
Самооценка широко изучается современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование.
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Проблема личности является одной из самых востребованных как в отече¬ственной, так и в зарубежной психологии. К изучению различных ее проявлений обращались такие классики психологии как Б.Г. Ананьев [1], Л.И. Божович [4], Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [11], С.Л. Рубинштейн [16] и мн. другие. При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшему личностному образованию.
Что касается подходов к изучению самооценки в психологии, то их выделяется несколько:
1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности;
2) структурно-целостный подход, который рассматривает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности;
3) деятельностный подход – подход, предполагающий рассмотрение самооценки как фактора, влияющего на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной);
4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности;
5) психопатологический подход – самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности;
6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из основных функций личности.
Самооценка – это ментальная картина, обычно довольно устойчивая к изменениям, которая отображает не только детали, потенциально доступные для объективного исследования другими людьми (рост, вес, цвет волос и т. д.), Но также элементы суждений, которые этот человек узнал о себе либо из личного опыта, либо усвоив различные установки 13, с. 45.
Самооценка может относиться к самому себе или к определенным аспектам самости, таким как отношение людей к своему социальному положению, расовой или этнической принадлежности, физическим характеристикам, спортивным навыкам, работе или учебе. Теоретики выделили много различий в отношении различных типов самооценки, например, условная и безусловная; явная и скрытая; подлинная и ложная; стабильная или нестабильная; глобальная или частная. Что касается размерности самооценки, некоторые авторы воспринимают ее как унитарную глобальную черту, тогда как другие рассматривают ее как многомерную черту с независимыми подкомпонентами (производительность, социальная и физическая самооценка).
Самооценка состоит из двух компонентов:
- потребность считать себя эффективным, доверять своей способности мыслить, учиться, выбирать и принимать правильные решения, а также преодолевать трудности и производить изменения в собственной индивидуальности;
- потребность уважать себя, уверенность в своем праве быть счастливым и уверенность в том, что люди достойны уважения, любви и самореализации, возникающих в их жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. - М.: Высшая школа, 2009. – С.101-124.
2. Безродный А. В. Склонность к риску как личностная особенность одаренного ребенка (гендерный аспект)// Проблемы современной психологии: Сб. наук. работ Института психологии им. Костюка АПН Украины – 2011. – Выпуск 11. – С. 20-29.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 352 с.
5. Винокуров А. И. Взаимосвязь индивидных и личностных характеристик человека: Автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 // Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб., 2006. – 24 с.
6. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.: Академия 2007. –186 с.
7. Ильин Е. П. Дифференциональная психофизиология мужчины и женщины. – СПб: Питер, 2012. – 544 с.
8. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2014. – 408 с.
9. Котик М. А. Психология и безопасность. – Таллинн: Валгус, 2012. – 439 с.
10. Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. - 2014. - №6. - С. 99 -109.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М: Просвещение, 2013. – 304 с.
12. Маничев С.А. Риск в трудовой деятельности человека // Эргономика/ [под редакцией А.А.Крылова, Г.В. Суходольского]. – СПб: Речь, 2008. – С. 140-148.
13. Миллер Дж. Б. Личность: теории. – М.: Академия, 2009. – 213 с.
14. Моляко В. А. Творческая конструктология (пролегомены). – К.: Образование, 2017. – 388 с.
15. Петяйкин И. П. Проявление смелости и решительности спортивными гимнастами // Психофизиологические особенности спортивной деятельности: сборник статей. – СПб: Речь, 2011. – С.127-130.
16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 2012. - 54с.
17. Савина Е. А., Ванг Х. Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст / Е. А. Савина, Х. Т. Ванг // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 23-30.
18. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 360с.
19. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. – Р.-на-Д. : Феникс, 2016. – 704 с.
20. Чебыкин А. Я., Вдовиченко О. В. Выраженность риска у студентов: монография. – Одесса: Рекорд, 2004. – 200 с.
21. Branden N. The Psychology of Self-Esteem: A Revolutionary Approach to Self-Understanding that Launched a New Era in Modern Psychology – NY: Jossey-Bass, 2001. – 308 р.