Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внешнеторговая политика любого государства представляет собой важнейшую составную часть общеэкономического курса правительства, а в более узком плане - одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.
Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций.
Государственная политика в сфере внешнеэкономической деятельности в мировой практике нацелена на разработку системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями, наделенные соответствующими полномочиями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта страны, поощрения притока иностранного капитала.
Одним из результатов внешнеторговой политики является большее или меньшее вовлечение экономики страны в мировое хозяйство. При этом участие страны в мировом хозяйстве может содействовать ее экономическому развитию и созданию более эффективной и динамичной экономики путем углубления участия страны в международном разделении труда. Такой курс внешнеторговой политики предполагает постепенное открытие экономики страны, т.е. создание таких условий, при которых взаимодействие национальной и мировой экономик становится более свободным.
Степень научной разработанности темы исследования представлена разнообразными теориями, гипотезами, моделями и стратегиями: М. Делягина, А.А. Казанцева, Л. Клепацкого, И. Куклиной, И.Н. Тарасова и др.
Объект работы - международные торговые взаимоотношения государств.
Предмет работы - международная торговля государств.
Цель курсовой работы – рассмотреть внешнюю политику и торговлю России.
Задачи:
- определить сущность и основные положения внешней торговли и внешнеторговой политики государства.
-дать характеристику принципам внешнеэкономической политики.
- выявить методы государственного регулирования международных экономических отношений.
- проанализировать внешнеторговую политику РФ: развитие и современное состояние.
- определить приоритетные направления внешнеэкономической политики РФ.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере политологии.
Используются общие методы научного познания: систематизации и анализа информации, сравнительный, типологический, системный. Кроме того, в работе применены структурно-функциональный, нормативно-ценностный подходы, позволяющие раскрыть сущность международной политики и торговли.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты внешней торговли и внешнеторговой политики государства
1.1. Сущность и основные положения внешней торговли и внешнеторговая политика государства
Внешняя торговля, представляет собой важнейшую форму международных экономических отношений, наряду с международным научно-техническим, производственным и иными формами сотрудничества.
Внешняя торговля – это обмен экономическими благами (товарами и услугами) между национальными экономиками. Для анализа внешней торговли рассчитывают суммарный объем экспорта, импорта, а также внешнеторговый оборот национальной экономики (который представляет собой сумму экспорта и импорта). Также используются такие показатели, как экспортные и импортные квоты, которые характеризуют зависимость страны от внешних рынков, а также степень вовлеченности национальной экономики в международное разделение труда .
Экспорт – это вывоз, продажа товаров и услуг на внешние рынки. Конкурентоспособность экспорта по цене означает то, что страна вывозит продукцию, затраты на производство которой несколько ниже мировых.
В современных условиях конкурентоспособность экспортируемой продукции определяется не столько ценой, сколько другими параметрами – качеством, инновационностью, уникальностью, функциональностью, эффективностью маркетинга и т. д.
Выигрыш страны от экспорта во многом зависит от соотношения внутренних и мировых цен на данный товар или услугу, а также от производительности труда в экономиках, участвующих в международной торговле.
Импорт (ввоз) означает, что национальная экономика покупает товары и услуги, производство которых либо экономически невыгодно, либо неприоритетно, либо же возможно с относительно более высокими издержками. Также страна может покупать продукцию, которую национальные предприятия пока еще не способны произвести (например, высокотехнологичные товары, некоторые медицинские препараты).
Страны часто импортируют недостающие энергоресурсы (например, нефть и газ) и продукты питания (так, в Японии почти отсутствует сельское хозяйство и поэтому страна полностью покрывает потребности в продуктах питания за счет импорта) .
В условиях открытой рыночной экономики динамика внешней торговли оказывает значительное влияние на основные макропоказатели экономики. Например, экспортируемые блага потребляют граждане других стран, но экспорт стимулирует развитие национальной экономики, поскольку способствует росту инвестиций, занятости, объемов производства и т. д. Среди основных функций внешней торговли можно выделить:
-функция восполнения недостающих элементов национальной промышленности (это могут быть, например, природные ресурсы, которыми национальная экономика попросту не обладает; либо же, это может быть сложная, наукоемкая продукция, которую страна пока не в состоянии произвести и т.д.).
-трансформационная функция. Внешняя торговля способна видоизменять структуру ВНП, приспосабливать ее не только к внутренним, но и к международным потребностям.
-эффектообразующая функция (среди выгод международного разделения труда можно выделить: положительный эффект от международной кооперации и специализации, оптимизацию структуры экономики, усиление конкуренции, импорт технологий и ноу-хау и т. д.).
-функцию экономии от увеличения масштабов производства (эффект масштаба); это очень важно для малых стран, с относительно небольшим внутренним рынком, поскольку способствует развитию крупномасштабного производства.
-повышение конкурентоспособности национальной продукции (международная торговля мотивирует национальных производителей повышать качество продукции, внедрять инновации, снижать издержки, для того чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке).
Внешнеторговая политика (ВТП) - это общий курс политики государства в международных экономических отношениях. Внешнеторговая политика государства определяет его экономические отношения с иностранными государствами. Главная цель внешнеторговой политики -создание благоприятных внешних и внутренних условий для развития национальной экономики страны .
В число основных задач внешнеторговой политики входят:
-защита торгово-политическими методами национальной экономики, обеспечение благоприятных условий для вывоза товаров и услуг данной страны на мировой рынок,
-создание благоприятных условий для выхода на мировой рынок национальных поставщиков товаров и услуг, развитие общей правовой базы взаимоотношений внешнеторговых операторов страны с их иностранными контрагентами .
Сфера внешнеторговой политики в современных условиях расширяется. Она включает наряду с внешней торговлей товарами, услугами
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров Е.Л., Круглов В.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. – М.: Финансовый университет, 2017. – 112 с.
2. Булатов А.Ю. Международное движение капитала: тенденции и перспективы/ Мировая экономика и международные отношения, 2018, № 8, Том 62. С. 16-25
3. Волгина Н.А. Международная торговля: учебник/ Н.А. Волгина. – Москва: КНОРУС, 2018. – 274 с.
4. Гавриш А.А. Влияние внешнеторговой политики на экономическое развитие России в условиях экономических санкций // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 12. – С. 7.
5. Гломба Е.А. Приоритетные направления внешнеэкономической политики РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 37-39.
6. Журнал «Российский внешнеэкономический вестник» 2018, №7, №11.
7. Иванов С.Ю. Экономическая структура и внешняя торговля // Мировая экономика и международные отношения, 2018, № 7, том 62. – С. 54-67.
8. Ильин, С.С. Экономика / С.С. Ильин, Т.И. Васильева. - М.: Эксмо. - 2018. - 544 с.
9. Информационный сайт статистики внешней торговли России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-stat.com/date-M201701-201712/RU/export/world
10. Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса: Учебное пособие [Текст] / В.А. Кундиус. – М.: КНОРУС, 2016. – 544 с.
11. Колычева В. А. Прибыльные и убыточные арт-инвестиции: статистический анализ рентабельности/ Вестник СПбГУ. Экономика. 2018. / Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. -2017. № 4, Том 33.
12. Лемещенко, П.С. Современная политическая экономия / П.С. Лемещенко. - М.: Книжный дом. - 2017.
13. Логинова И.В., Титарнеко Б.А, Саяпин С.Н. Экономические санкции против России // Мировая экономика и международные отношения, 2016, № 10. С. 38-44.
14. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под ред. Р. И. Хасбулатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 489 с.
15. Международные экономические отношения: учеб. пособие для академического бакалавриата / под ред. Л. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. 164 с.
16. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4–7.
17. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. Учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 467 с.
18. Тарануха Ю. В. Микроконкуренция: содержание и механизм действия / Вестник СПбГУ. Экономика. 2018. Т. 2. Вып. 1 - 102 с.
19. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. Режим доступа к ресурсу: http://www.gks.ru/
20. Чернова О.А., Климук В.В. Рациональное импортозамещение как императив реализации новой модели развития российской экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2016. № 5.
21. Щебарова Н.Н., Рашева Н.Ю. Выбор инструментов внешнеторговой политики России в современных условиях: экономико-правовые основы // Мировая экономика и международные отношения, 2018, № 11, том 62
22. Экономика. /Под ред. Р.П. Колосовой. - М.: Норма. - 2017. - 345 с.