Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.
Проблема школьной адаптации не нова. Однако в силу современных условий (мобильность и глобализация мира; социальные, экономические и политические изменения) и устройства системы образования (системно-деятельностный подход; смена цели образования – «научить учиться», новые стандарты) актуальность данной проблемы возросла в разы.
Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.
• Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
• Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.
Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.
Актуальность работы обусловлена тем, что важную роль благополучной адаптации ребенка к школе играют его родители, их понимание проблемы и готовность участвовать в жизни и эмоциональных переживаниях ребенка. Только с помощью родителей и профессионального психолога-консультанта можно помочь ребенку пережить этот кризисный период. Классные руководители должны проводить первичные консультации и готовить морально родителей к возможным сложностям на пути адаптации первоклассника.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются такие ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики, как Амонашвили Ш. А., Беличева И. А., Безруки М. М., Выготский Л. С., Коробейников Н. Г., Лусканова Л. С., Овчарова Р. В.
Цель научно-практической работы: изучить психологические трудности семьи в период школьной адаптации ребенка и технологии ее психологического консультирования
Задачи научно-практической работы:
1.Изучить основные подходы и понятия в психологическом семейном консультировании;
2. Проанализировать психологические особенности в период школьной адаптации ребенка;
3. Рассмотреть технологии диагностики семьи в период школьной адаптации ребенка
4.Выявить технологии психологического консультирования семьи в период школьной адаптации ребенка
Объект изучения в рамках научно-практической работы: семья, имеющая первоклассника.
Предмет изучения в рамках научно-практической работы: семья, имеющая первоклассника.
Глава I. Теоретические основы психологического консультирования семьи в период школьной адаптации ребенка
1.1.Основные подходы и понятия в психологическом семейном консультировании
Современному человеку в эру технического прогресса все сложнее функционировать в социуме. Поэтому в наше время стала очень актуальна профессия психолога. Благодаря специальным знаниям, техникам и методам, психолог помогает человеку разрешить проблемы мягко и быстро, не прибегая к медикаментозному лечению.
В нашей стране пока еще не так остро востребована профессия психолога, как, например, в странах США. Русские люди либо не знают, кто такой психолог и зачем он нужен, либо представляют себе профессию психолога в двух крайностях. Одни считают, что к этим специалистам ходят только психически неуравновешенные люди. Другие же думают, что психолог - это кудесник, некий волшебник, который одним взмахом волшебной палочки сможет решить все их проблемы. Психолог - это в первую очередь обычный человек, наделенный специальными способностями (эмпатией, душевностью, умением выслушать и понять).
Также психолог - это специалист, обладающий уникальными знаниями в своей отрасли. С помощью определенных технологий, методов и приемов он способен помочь разрешить навалившиеся
Большинство таких специалистов используют в своей работе множество разных подходов. Это такие направления, как гештальт-терапия (в проблемах общения), арт-терапия и сказкотерапия (обычно применяют в работе с детьми), телесная терапия (при физических проблемах) и другие. Причины для обращения родителей к детскому психологу Практически каждый родитель в своей воспитательной практике слышал, что ребенка необходимо показывать психологу.
Обычно к специалисту обращаются во время рядовых возрастных кризисов у ребенка.
Кризисы и глобальные скачки роста случаются в следующие периоды:
1 год - 1.5 года;
три года; семь лет;
подростковый период.
На перечисленных возрастных этапах происходят резкие скачки роста, интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие ребенка. Родители, столкнувшись с непредсказуемым поведение ребенка, теряются и не знают, как себя дальше вести. Прошлый опыт отношений уже не помогает выстроить с сыном или дочерью диалог, и тогда на помощь приходит специалист в области детской психологии. Также есть целый перечень периодов в жизни родителей и ребенка, когда может понадобиться консультация психолога:
• Адаптация в детском саду и школе. Этот период часто негативно сказывается на психике малыша. И не всегда можно увидеть последствия адаптации без помощи специалиста.
• Проблемы в семье (конфликты, яркие ссоры, разводы и др.). В этом случае психологи настоятельно рекомендуют показать ребенка специалисту. Диагностика эмоционального состояния малыша в данной ситуации необходима для того, чтобы он мог спокойно перенести сложившуюся ситуацию и грядущие перемены в жизни семьи.
• Готовность к обучению в школе (6-7 лет). Психолог оценивает уровень подготовки ребенка с помощью комплекса методик и дает рекомендации по поступлению в конкретную школу (с углубленным обучением) или класс.
Родителям и в особенности педагогам необходимо понимать, что для ребенка школа - это центр знакомства с обществом, с его правилами и законами. Именно здесь он получает первый опыт межличностных взаимоотношений. Поэтому в школе необходима общая стратегия воспитания ребенка педагогом и родителями при участии психолога. Последний помогает выработать единую линию поведения взрослых при взаимодействии с малышом и корректировать ее в случае необходимости. В задачи психолога входит своевременная диагностическая, коррекционная работа с детьми, а также семейные консультации.
Диагностика проводится по следующим психическим процессам:
познавательным (память, мышление, внимание);
эмоциональной сфере ребенка.
При недостаточных показателях диагностических методик с каждым ребенком отдельно или в группе проводится коррекционная работа. В нее входят элементы игры, проективные методики (если ребенок младшего школьного возраста). Проведение всевозможных внеклассных мероприятий.
В современной России идет тенденция к тому, что людям, работающим в тех или иных организациях, разные специалисты советуют обратиться по тому или иному вопросу к психологу. Мало кто из пациентов действительно понимает, зачем психолог нужен человеку. Психолог лечит душевные раны. Если у человека болит сердце, то он идет со своей проблемой к кардиологу. Если у болит зуб, то он пойдет к зубному врачу - стоматологу. А если у человека болит душа, то ему необходимо обратиться к психологу - целителю душ. На самом деле психология - это наука о душе в дословном переводе.