Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Феномен личностной зрелости - сложное и неоднозначное явление. Анализ литературы показал, что в исследовании феномена личностной зрелости можно выделить различные аспекты: акмеологический, процессу-ально-стадиальный, ресурсноситуативный, видовой, личностно-инструментальный, методический.
В рамках акмеологического аспекта зрелость рассматривается как жизненный этап со сформированными знаниями, умениями, навыками в соответствии с принятыми в обществе возрастными нормами [2].
С позиции процессуально-стадиального аспекта зрелость обознача-ется как наиболее продолжительный период онтогенеза, наступающий с началом юности и характеризующийся тенденцией к достижению наивыс-шего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности [5, 7].
В рамках ресурсно-ситуативного аспекта зрелость понимается как определенное состояние, некий ресурс личности, находящийся в латентном состоянии до определенного момента, определенных условий и ситуаций, который заложен в личности изначально и который она стремится выра-зить [9].
Видовой аспект представлен многообразием различных форм и ви-дов зрелости. Существование обширного количества проявлений зрелости указывает на то, что зрелость - это сформированный комплекс развития той или иной системы организма человека или личности в целом [3].
Личностно-инструментальный аспект отражает тот факт, что зре-лость - сложное по структуре и содержанию, многокомпонентное явление. Данный аспект позволил нам выделить список ценностей, способностей, индивидуально-личностных особенностей, характеризующих личностную зрелость [6, 7].
В рамках методического аспекта мы проанализировали работы, в которых экспериментально изучался феномен зрелости, и обнаружили, что экспериментальные исследования данного феномена были направлены на изучение личностной и социальной зрелости в период зрелости (взросло-сти), где преимущественно изучалась система ценностей.
Содержание сложившихся в каждом из аспектов представлений о личностной зрелости позволило нам определить ее структуру и обозна-чить ее компоненты, обобщить условия актуализации личностной зрело-сти, обсудить ее критерии. Многокомпонентная структура личностной зрелости, главным образом, выстраивается из понимания личностной зре-лости в процессуально-стадиальном и личностно-инструментальном аспек-тах, в которых рассматри-вается индивидуальное развитие личности, стремящейся к зрелости. Зрелость личности или личностная зрелость - это сформированная на данный момент система ценностей и мотивов, опреде-ленный уровень развития эмоционально-волевой и поведенческой сфер, развитое самосознание субъекта жизнедеятельности, проявляющееся в вы-раженности оценок, отношений, суждений личности к различным сторо-нам действительности [12].
В литературных источниках можно обнаружить различные форму-лировки определения феномена личностной зрелости. Существующие де-финиции содержательно отличаются друг от друга. На наш взгляд, лич-ностная зрелость характеризует личность, которая одновременно связана с окружающей действительностью и относительно независима, реализует собственные мотивы и потребности, руководствуясь личностными или со-циальными ценностями.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью данной работы является изучение личностной зрелости как показателя уровня развития личности.
Объектом изучения является личностная зрелость.
Предметом изучения является личность.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
1. изучить феномен личностной зрелости.
2. изучить личностную и социальную зрелость.
3. описать определение личностного развития.
4. описать уровни становления развития личности.
5. рассмотреть стадии развития личности.
6. изучить критерии зрелой личности и чувство любви.
Глава 1. Феномен личностной зрелости
1.1 Личностная и социальная зрелость
Личностью принято считать одну из базовых категорий психологи-ческой науки, а также одно из самых распространенных понятий.
Обычно в психологии личностью называют более развитый уровень человеческой субъективности. Реальность, описываемая понятием «лич-ность», может проявлять уже в этимологии данного термина. Слово «лич-ность» первоначально имело значение маски, надеваемые актерами в древнегреческом театре. Со временем это понятие приобретало все боль-шее многообразие смысловых значений, оттенков, диапазон которых в ка-кой-то мере является специфическим для конкретного языка.
Определение 2.
В русском языке слово «личность» приближено к слову «личина», которое В. И. Даль обозначил как исполнение чужой роли, притворная внешность, общественное лицо, которое обращено к окружающим.
Исходя из этого, значение слова «личность» приобретает два глав-ных смысла: несоответствие между собственными характеристиками чело-века и содержанием роли, исполняемой им; социальная типичность роли, которая исполняется, ее открытость другим людям.
Определение 3.
Ролевая теория личности рассматривает личность как систему роле-вого поведения, которое обусловлено суммой устойчивых социальных ожиданий, исходящих со стороны самого близкого окружения.
Отечественная психология подвергала ролевую теорию резкой кри-тике. Человек в социуме однозначно включен во многие разные социаль-ные группы. Он является частью семьи, учебной группы, рабочего коллек-тива, дружеской компании и т.д. в каждой группе ему отведено особое ме-сто, он занимает определенное положение, у него есть некий статус, от него ожидают определенных вещей. Это говорит о том, что один и тот же чело-век обязан вести себя различно в разных ситуациях, то есть играть разные роли. Но, важно отметить, что личность является именно тем, что дает возможность сохранить целостность своего «Я». Личность не является структурой ролей, а жизнь человека не заключается в проигрывании вы-бранных или навязанных ролей.
Но, даже взяв во внимание, что личность предстает как центральная и обобщающая категория психологии, единого определения этого термина все же нет. Но одно из многих обозначений личности, которые существуют в психологической науке, не является общепризнанным и всеобъемлющим. Зарубежная психология имеет массу различных теорий личности. При обобщении многих мнений на тему и механизмы развития личности, мож-но определить ряд общих моментов: личность является особым качеством или характеристикой человека, приобретаемой индивидом в социуме, в со-вокупности отношений, имеющих общественную природу, в которые включен индивид. Если известно, что индивидом рождаются, то личностью становятся; личность дает характеристику человеку со стороны его обще-ственных отношений и связей. Иными словами, взаимосвязей с другими людьми.
По мнению А. Н. Леонтьева личность является «сверхчувствитель-ным образованием», потому как эти отношения и связи с другими людьми являются особой реальностью, недоступной непосредственному восприя-тию. Исходя из этого, понятие личности в психологии является особым способом существования человека в качестве члена общества, представи-теля конкретной социальной группы; сущность личности заключается в умении человека действовать самостоятельно, свободно и с ответственно-стью.
Личностным поведением является поведение по собственному сво-бодному выбору; личность не является раз и навсегда сформированным качеством. Личность находится в постоянном развитии.
Определение 4.
Под индивидуальностью понимаемся самый высокий уровень инте-грации человека по отношению к личностному и индивидуальному уров-ню.
Особенность индивидуальность заключается в фиксации одновре-менного своеобразия и неповторимости человека в качестве индивида и личности. Развитие индивидуальности является жизненным путем челове-ка.Американский ученый Г. Оллпорт, один из основоположников совре-менной науки о личности, в книге, изданной в 30-х годах прошлого века привел 49 разных определений личности, которые он нашел в научной ли-тературе того времени. Все эти определения его не удовлетворяли, и Э. Оллпорт предложил свое собственное, 50-е определение личности. «Лич-ность — это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное приспособление к окружаю-щей среде». Почти четверть века спустя, когда он работал над своей из-вестной книгой «Стиль и личностное развитие», Олпорт изменил послед-нюю часть фразы «определением своего характерного поведения и мыш-ления». К началу 1960-х годов он понял, что выражение «адаптация к окружающей среде» можно понимать так, как будто люди просто адапти-руются к окружающей среде.
Так же, как и Э. Оллпорт, впоследствии действовали многие другие ученые, которые представляли эту область научных знаний. Каждый из них, ссылаясь на определения личности, которые давали его предшествен-ники, выражал, как ему казалось, обоснованную критику в их отношении, а затем предлагал свое, будто бы лучшее определение, не замечая, его не-достатков.