Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни младшего школьника отражаются на особенностях его личностного развития.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в каждой школе, в каждом классе есть дети из неполных семей. Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в делах, поступках, отношении ребенка. Из своих отношений к родителям он усваивает обязанности перед обществом. Именно в семье ребенок испытывает любовь к родителям, получая от них ответную ласку и заботу.
Объект исследования - индивидуально-личностные особенности личности младших школьников.
Предмет исследования - индивидуально-личностные особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Цель исследования – изучение индивидуально-личностных особенностей младших школьников в неполных семьях на базе Муниципального Автономного учреждения средней образовательной школы № 40, г. Нижний Тагил.
Гипотеза исследования: младшие школьники из неполных семей отличаются от младших школьников из полных семей по следующим индивидуально-личностным особенностям: младшие школьники проявляют повышенную тревожность, агрессивность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «неполная семья»
2. Охарактеризовать индивидуально-психологические особенности личности детей младшего школьного возраста, проживающих в неполных семьях
3. Экспериментальным путем подтвердить предположение о том, что дети младшего школьного возраста из неполных семей имеют индивидуально-личностные качества, по которым они отличаются от своих сверстников из полных семей.
4. Разработать комплекс мероприятия для устранения тревожности, агрессивности, враждебной реакции, неадекватной самооценки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение понятия «неполная семья»
Семья – важнейший институт общества. При помощи семьи у ребенка формируется психологическая основа для дальнейшего становления и развития личности, закладываются основы будущих взаимодействий с обществом, коллективом. В дальнейшем у ребенка формируется гражданская позиция, определенные стереотипы, навыки. Основными навыками, которые формируются в семье, является речевая, коммуникативная деятельность [1].
Семья принимает активное участие в формировании культуры речи, поведения. Именно в семье закладываются основные ценности, морально – нравственные ориентиры, определенные модели и правила поведения. В дальнейшем, те ценности и каноны поведения, которые приобрел ребенок в семье, формируют базу поведенческих реакций. Ценности, приобретенные в семье, трансформируются в дальнейшем под воздействием жизненного опыта, социализации. Однако именно те качества, которые были заложены в семье и формируют фундамент личности, мировоззрения, ощущения и культуры человека [2].
Семья принимает активное участие в формировании поведения ребенка, культуры, воспитанности. Опыт, полученный в ходе воспитательной работы в школе, должен обязательно подкрепляться в семье. Для нормального развития ребенка в семье необходимо, чтобы родители были надежной опорой для ребенка и выступали для него эмоциональным тылом, обеспечивали основные потребности ребенка в общении, психологическую поддержку. При такой позиции возможно воспитание порядочного человека с высоким уровнем культуры в различных областях деятельности.
При достаточно развитой культуре общения в семье у ребенка формируется духовное обогащение, ценности, происходит психическое развитие и оздоровление. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что семья способна сделать существенный вклад в развитие не только своего ребенка, но и общества в целом. На основе внутрисемейных отношений формируются навыки дальнейшего общения и взаимодействия, которые переносятся на коллектив, социум. Однако семья ни в коем случае не должна дублировать формы и методы воспитания общества [3].
Тем не менее, не любая полная семья может выступать в качестве нормальной среды для ребенка. Тем не менее, наличие в семье двух родителей существенно увеличивает воспитательный потенциал семьи, помогает намного эффективнее и полнее решать задачи, направленные на полноценное развитие и сохранение психического здоровья ребенка. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными специалистами по работе с неполными семьями. В частности, отмечается прямая зависимость между условиями воспитания детей в семье, и формированием в дальнейшем собственных семейных отношений. Исследования показывают, что у супругов, которые воспитывались в неполных семьях, вероятность распада семьи намного выше. Это обусловлено тем, что супруги не знают примера брачных отношений. Соответственно, у них отсутствует культура формирования собственных брачных отношений, не сформированы семейные ценности, нет той специфики отношений, характерной для супругов [4].
В качестве неполной рассматривается семья, в которой присутствует только один родитель, воспитывающий одного или нескольких несовершеннолетних детей. Обычно неполная семья формируется в связи с разводом родителей, или при рождении ребенка вне брака. По статистику, на территории Российской Федерации каждый десятый ребенок рожден вне брака. Причин распада брака может быть много, но по результатам последних исследований, среди таких причин преобладает неправильное формирование психологической дистанции между супругами, эмоциональная или сексуальная неудовлетворенность одного или обоих партнеров. Внешние факторы, такие, как жилищные, бытовые, материальные условия, играют значительно меньшую роль.
Для неполной семьи характерно резкое снижение воспитательных возможностей ребенка. Также стоит отметить затруднение надзора и контроля за детьми. Главное – у ребенка нет возможности ознакомиться с различными вариантами семейных отношений, затрудняется возможность усвоения половых ролей, нет образцов сексуального поведения взрослых, которые ребенок будет применять в будущем. В связи с тем, что ребенок имеет контакт только с одним родителем, у него наблюдается только одностороннее развитие. Так, мальчик, воспитываемый только женщиной, зачастую приобретает женские черты и модели поведения, зачастую лишен мужских качеств, проявляет низкий уровень ответственности, дисциплинированности [5].
У девочек, воспитывающихся без отцов, отмечается низкий уровень уверенности в себе, отсутствует вера в собственную привлекательность, а также отсутствует образец решительности, твердости в поведении и характере. Это накладывает свой отпечаток на образ мужчины в будущем. Такая девушка в дальнейшей, взрослой жизни, будет либо идеализировать, либо, напротив, обеднять образ мужчины. Это влечет за собой проблемы в личной жизни, трудности создания семьи. Если у супругов есть опыт жизни в неполной семье, они намного проще идут на разрыв отношений, часто принимают поспешные, необдуманные решения.
Отдельно выделяют категорию функционально неполных семей. Это семьи, в которых, несмотря на присутствие обоих родителей, отмечается ограничение воспитательного потенциала, наблюдается невозможность выполнения всех функций. Например, в силу профессиональных причин, у ребенка нет возможности видеть родителей (или одного из родителей ежедневно). Общение может складываться по выходным дням, либо ограничиваться определенными днями, часами.
Основной причиной формирования неполной семьи является расторжение брака, или рождение внебрачного ребенка. Тем не менее, неполная семья может образоваться и по другим причинам: смерть одного из супругов, раздельное проживание родителей.
Соответственно, можно выделить отдельные разновидности неполных семей [6]:
- осиротевшие;
- внебрачные;
- разведенные;
- распавшиеся.
В зависимости от того, на кого возложены основные воспитательные функции, выделяют материнские и отцовские семьи.
1.2. Психологические особенности детей в неполных семьях
Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей.
По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сфере ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интерес к учебе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих качеств с учетом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны? Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склоны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен больше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют оперировать понятиями, способны к быстрому интуитивному
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: ЭКСМО, 2000.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-Пресс, 2001.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. - М.: Высшая школа, 1999.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1999.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Академия, 2000.
6. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности/ Популярная педагогика.- Екатеринбург, 1999.
7. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1995. - №2.
8. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1996. - №4.
9. Диагностическая и коррекционная работа психолога /Под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Педагогика, 2007.
10. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
11. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. - 2002. - № 2..
12. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Прогресс, 2003.
13. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Минск, ТетраСистемс, 2000.
14. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: АСТ, 1999.
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Знание, 2001.
16. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2.
17. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2000.
18. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001..
19. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.:ЭКСМО, 2001.
20. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. - М.: Высшая школа, 1999.
21. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение, 2006..
22. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2002. .
23. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. ПилиповскогоВ.Я..- М.: Академия, 2002.
24. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Высшая школа,2006.
25. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.:МГУ, 1999.