Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема местного самоуправления привлекает в последнее время внимание ученых, политиков, правоведов, социологов, рядовых граждан, при этом внимание акцентируется на различных аспектах проблемы. Участники об-суждения выдвигают разнообразные цели, обнаруживают разные подходы и уровни понимания проблемы, предлагают всевозможные пути развития местного самоуправления.
На уровне муниципальных образований сегодня можно выделить сле-дующие актуальные проблемы:
несоответствие объема полномочий органов местного самоуправ-ления и материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении му-ниципалитетов;
несовершенство и противоречивость нормативной правовой ба-зы;
несбалансированность местных бюджетов;
слабая собственная доходная база;
нехватка высококвалифицированных специалистов для замеще-ния должностей в органах местного самоуправления.
Несоответствие объема полномочий местного самоуправления с имею-щимися в их распоряжении материально-финансовыми ресурсами — одна из самых острых проблем.
Цель работы – исследовать полномочия органов местного самоуправ-ления в области планово-финансовой деятельности.
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
1) проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к исследованию понятия и структуры экономической основы местного само-управления;
2) исследовать правовое регулирование основных элементов экономи-ческой основы местного самоуправления;
3) провести анализ бюджетных полномочий контрольно-счетных орга-нов города-курорта Кисловодска;
4) определить роль бюджетного процесса в планово-финансовой дея-тельности местного процесса.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления РФ.
Предмет исследования – полномочия органов местного самоуправле-ния в области планово-финансовой деятельности.
Теоретическую и методологическую основу составили фундаменталь-ные и прикладные работы ведущих российских и зарубежных ученых, по-священные вопросам местного самоуправления и бюджетного процесса.
В качестве основных методов исследования были использованы: обще-научные методы диалектического познания, статистические методы, систем-ного анализа и др.
Информационную базу исследования составили нормативные законо-дательные акты РФ, регламентирующие деятельность органов местного са-моуправления, а также данные Думы города-курорта Кисловодска и Кон-трольно-счетной палаты городского округа города-курорта Кисловодска
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и структура экономической основы местного самоуправле-ния
Местное самоуправление в разных формах присутствует в большинстве государств мира. Оно призвано создавать условия для благополучного су-ществования и развития населения на территории его проживания. Безуслов-но, это важный общественный и властный институт. Исторические, культур-ные и другие особенности, находящие свое отражение в форме правления и форме государственного устройства, индивидуализируют систему местного самоуправления в отдельной стране, делают ее непохожей на другие. В фе-деративном государстве местное самоуправление сотрудничает с вышестоя-щими властями, участвует в различных совместных программах, являясь значимым элементом федеративных отношений.
Активное развитие местного самоуправления в федеративных государ-ствах (в том числе в Российской Федерации) характерен для XX в. — начала XXI в. Первыми в теоретической разработке проблем местного самоуправ-ления считаются германские правоведы. По мнению немецких ученых, Л. фон Штейну впервые дал понятие местного самоуправления как активной формы участия граждан в управлении делами государства .
В настоящее время существует несколько взглядов на суть местного управления. Традиционно выделяют две крупные теории — общественную и государственную.
Общественная теория возникла из-за засилья чиновников во времена борьбы против королевского абсолютизма. Население смогло обрести право управления местными делами путем создания выборных органов. Государ-ственные вопросы в общественной теории должны были решать назначенные государственные служащие, которые не подчинялись местному самоуправ-лению. Общественная теория отстаивала демократические начала местного самоуправления.
Государственная теория исходило из того, что местное самоуправление – это часть целостного управления обществом. Местное самоуправление яв-ляется продолжением государственной власти и ее основа определяется за-коном. Органы и должностные лица в данной теории — «агенты» государ-ственной власти на местах. Возможность создания на местах (не во всех тер-риториальных единицах) управлений, отделов министерств, но органы мест-ного самоуправления могли не подчинятся им, но обязаны согласовывать не-которые общественные мероприятия .
Обе теории имеют достоинства и недостатки. Правление на местах со-четает и общественные, и государственные элементы.
Местное самоуправление – непременный атрибут любого демократиче-ского общества и часть повседневной жизни людей. Зарубежный, главным образом, западный, муниципализм представлен разнообразными моделями и типами организации местного самоуправления, что связано с многовековой историей его эволюции. В основном большинство муниципалитетов и круп-ных регионов ориентируются на социальную модель управления в западном стиле. Особенно сильные автономии и широкий мандат муниципальных об-разований существует в странах Северной Европы. Отличительные особен-ности систем местного самоуправления обусловлены многими факторами: государственным устройством и административно-территориальным делени-ем государства, политическим климатом, доминирующей в стране доктриной организации управления на местах, национальными традициями и пр.
Современная система местного самоуправления в РФ в целом и система организации предоставления муниципальных услуг в условиях конкурент-ной экономики не может похвастаться богатой историей, поэтому важно изу-чать и анализировать международный опыт муниципального хозяйствования с точки зрения возможности его применения в России. Более привлекатель-ным и целесообразным для использования для России остается опыт запад-ноевропейских стран, так как Россия ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления и в целом объявила себя готовой для масштабных муниципальных реформ.
Основные подходы к компетенции, правомочиям и организации мест-ного самоуправления и системы муниципальных услуг в силу этого между-народно-правового акта являются едиными для всех европейских стран – участниц соглашения. К тому же интерес представляет наличие в европей-ском опыте долгих традиций как в сфере местного самоуправления, так и развитой рыночной, конкурентной экономики.
Что касается статуса местного самоуправления в федеративных госу-дарствах, то выделяют два основных подхода. Исторически первым является подход, в соответствии с которым местное самоуправление является произ-водной от власти субъектов федераций (США, Канада). Другой подход ха-рактеризует местное самоуправление как самостоятельный институт публич-ной власти и составной частью системы федеративного устройства. Данный подход находит свое отражение в конституциях ФРГ, Нигерии, ЮАР. В этих государствах местное самоуправление признается в качестве одним из важ-нейших ресурсов развития демократии и славится своей приближенностью к населению .
В Российской Федерации местное самоуправление в соответствии с Конституцией не является частью федеративных отношений, она подчеркива-ет независимый характер местного самоуправления от органов государ-ственной власти на разных уровнях (ст. 12). При этом установление общих принципов относится
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2012 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). // Рос.газ. 1993 № 237; 2014 № 7448.
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
4. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 26.3 Федераль-ного закона "Об общих принципах организации законодательных (предста-вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в Российской Федерации" от 27.05.2014 N 136-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163524/
5. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Феде-рального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный за-кон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации" от 03.02.2015 N 8-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174852/
6. Федеральный закон "Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/
7. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
8. Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельно-сти контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муни-ципальных образований" от 07.02.2011 N 6-ФЗ (последняя редакция) [Элек-тронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266/
9. Закон Ставропольского края «О бюджетном процессе в Ставрополь-ском крае» от 19.11.2007 № 59-кз [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/461505062
10. Решение Думы города-курорта Кисловодска от 23.09.2011 №91-411 «Об утверждении Положения о контрольно-счетной палате городского окру-га города-курорта Кисловодска (новая редакция)» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lawsrf.ru/region/documents/1164157/
11. Решение Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27 января 2012 года №01-412 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе города-курорта Кисловодска»)» [Электронный ресурс]. – URL: http://kislovodsk.bezformata.com/listnews/okruge-goroda-kurorta-kislovodska/2814806
12. Проект решения Думы города-курорта Кисловодска «О бюджете го-рода-курорта Кисловодска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 го-дов» [Электронный ресурс]. – URL: http://ksp.kislovodsk-kurort.org/index.php/deyatelnost/zaklyucheniya-rezolyutsii/81-zaklyuchenie-na-proekt-resheniya-dumy-goroda-kurorta-kislovodska-o-byudzhete-goroda-kurorta-kislovodska-na-2018-god-i-planovyj-period-2019-i-2020-godov
13. Граждан В. Д. Муниципальная служба : учебник для академического бакалавриата / В. Д. Граждан. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2015. – С. 47./
14. Депутаты приняли новый бюджет Кисловодска [Электронный ресурс]. – URL: http://kislovodsk.bezformata.com/listnews/prinyali-novij-byudzhet-kislovodska/71877578/
15. Информация по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета города-курорта Кисловодска за 9 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://ksp.kislovodsk-kurort.org/index.php/deyatelnost/zaklyucheniya-rezolyutsii/95-informatsiya-po-rezultatam-vneshnej-proverki-otcheta-ob-ispolnenii-byudzheta-goroda-kurorta-kislovodska-za-9-mesyatsev-2018-goda
16. Ларичев А.А. Конституционно-правовое регулирование места и роли местного самоуправления в механизме публичной власти в федеративных государствах // Актуальные проблемы конституционного права: сб. мат. II Всерос. конф. (Абакан, май. 2011 г.) – Абакан, 2011. – С. 46-50.
17. Левин С.А. Местное самоуправление в федеративных государствах Европы: сравнительно-правовое исследование: дис… канд. юр, наук. – М., 2007. — С. 186-198.
18. Местное самоуправление как публично-правовая власть / Гусева С.А., Байбародова Е.В. // Colloquium-journal. 2018. № 1-2 (12). С. 71-73.
19. Местное самоуправление - третий уровень власти / Гатауллин И.М., Илькин Р.Р. // Colloquium-journal. 2018. № 1-2 (12). С. 43.
20. Овчинников И.И. Компетенция местного самоуправления (проблемы теории и практики правового регулирования): монография. М.: Юстицин-форм.- 2014. -239 с.