Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 1993 году был принят основной закон нашего государства - это Конституции РФ. В ней прописано, что у нас «признается и гарантируется местное самоуправление» (ст.12 Конституции РФ), а также что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (п.1 ст.11 Конституции РФ).
Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конститу-цией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интере-сов населения, его исторических и иных местных традиций. На сегодняш-ний день местное самоуправление в России основывается на базе общих принципов и очень активно развивается, имеет индивидуальные особенно-сти, а также испытывает различные переломные моменты, как положи-тельные, так и отрицательные, которые связаны с общественными отноше-ниями в государстве. На сегодняшний день нельзя не брать во внимание, что осуществляется местное самоуправление, основываясь на местных тра-дициях.
Сама структура органов местного самоуправления выбирается са-мим населением конкретного региона (это ст. 131, 132 Конституции РФ).
Как демонстрирует нам практика, становление местного самоуправ-ления, например, его основ, структур, принципов, и так далее, происходи-ло в течение длительного времени. Сегодня оно представляет довольно жесткую централизованную систему управления. Из-за этого наша про-блема интересует большое количество разных исследователей и ученых.
В Конституции РФ есть целая глава, которая полностью посвящена местному самоуправлению, она состоит всего из четырех статей. Нужно также заметить, что в пределах своих полномочий местное самоуправление является самостоятельным, так как не является звеном в системе органов государственной власти. Через органы местного самоуправления населе-ние Российской Федерации самостоятельно решает различные вопросы местного значения, например, такие как владение, пользование и распоря-жение муниципальной собственностью. Граждане, которые проживают на территории муниципального образования, могут осуществлять местное самоуправление с помощью референдумов, выборов, собраний и различ-ных сходов, а также других форм прямого волеизъявления. Что касается территории, в которой осуществляется местное управление, то по закону изменение границ возможно, но при условии, что нужно считаться с мне-нием населения этих территорий. Функции органов местного самоуправ-ления разнообразны, они могут, как управлять муниципальной собствен-ностью, так и формировать, утверждать и исполнять бюджет на местном уровне, но на этом не ограничивается их компетенция, они могут решать и иные вопросы, которые возникают на местном уровне.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного иссле-дования, цель которого состоит в изучении органов исполнительной вла-сти в системе местного самоуправления.
Объектом работы являются органы исполнительной власти, предме-том – органы исполнительной власти в системе местного самоуправления.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить основы местного самоуправления в России;
- рассмотреть общую характеристику органов исполнительной вла-сти в РФ;
- раскрыть особенности органов исполнительной власти в системе местного самоуправления;
- проанализировать взаимоотношения исполнительных органов гос-ударственной власти и исполнительных органов местного самоуправления.
В данной работе были использованы следующие методы научного исследования рассматриваемой проблемы:
Методы эмпирического исследования (сравнение, наблюдение, опи-сание);
Методы теоретического познания (аксиоматический метод, восхож-дение от абстрактного к конкретному);
Общелогические методы и приёмы исследования (анализ, обобщение, классификация, системный подход, структурно-функциональный метод).
1. Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и особенности органов местного самоуправления
Особая роль местного самоуправления в современном российском обществе определяется, прежде всего, его уникальным местом в системе публичной власти, который позволяет населению самим решать вопросы возникающим на местном уровне формировать и контролировать местную власть. В Российской Федерации местное самоуправление возникло и ра-ботает на основании статей Конституции России (12.12.1993г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 6.10.2003 г) [1].
При этом под вопросами местного значения понимают непосред-ственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального обра-зования, решение чего в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется насе-лением и / или органами местного самоуправления самостоятельно.
Последние рассматривают как органы которые избираются населе-нием того или иного субъекта и образуется представительным органом муниципального образования, они наделены особой компетенцией для 9 решения вопросов местного значения. Здесь под муниципальным образо-ванием понимается городское либо сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города феде-рального значения.
Для того чтобы подробно рассмотреть правовое положение органов местного самоуправления, нужно рассмотреть его отличительные призна-ки и черты, а именно:
1) предмет ведения;
2) его полномочия;
3)из чего состоит;
4)как формируется;
5) основные формы, порядок и организация работы. Положения Конституции РФ отражают особенности правового статуса местного само-управления:
Они, во-первых, не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ);
Во-вторых, они самостоятельно решают местные вопросы (ч. 1 ст. 132 Конституции) (Например, вопросы, касающиеся местного бюджета, управляют муниципальной собственностью, регулируют налоги и сборы, следят за общественным порядком и прочие вопросы);
В-третьих, наделяются отдельными государственными полномочия-ми с передачей необходимых для их осуществления материальных и фи-нансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции) [1].
Если проанализировать нормы Конституции России и федеральные и региональные законы, то можно увидеть двойственность правового стату-са органов местного самоуправления, а именно их не относят к государ-ственным органам, но все же их относят к системе народовластия, так как местное самоуправление решают общегосударственные задачи и функции, поэтому они включены органы публичной власти. В нашей стране органы местного самоуправления относят к юридическим лицам. Они приобрета-ют статус юридического лица в организационно-правовой форме муници-пального учреждения. Формирование органов местного самоуправления осуществляются населением или их представителями, которые являются носителями ответственности при ненадлежащем осуществлении полномо-чий.
Органы местного самоуправления играют особую роль в демократи-ческой системе управления государством и обществом, А именно они обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к достижению интересов общества на местном уровне с учетом исторических и иных местных традиций Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Структура утверждается на референдуме в конкретном субъекте РФ. Ре-шение принимается представительным органом субъекта и закрепляется в уставах муниципальных образований (ст131 Конституции) [3].
Структура органов местного самоуправления представлена в При-ложении 1.
В решении о структуре местного самоуправления прописывается:
- Перечень органов;
- Наименования органов;
- Порядок избрания главы муниципального образования;
- Полномочия главы муниципального образования. Структура орга-нов местного самоуправления состоит из:
1. Представительного органа субъекта;
2. Главы муниципального образования;
3. Местной администрации;
3.1. отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
3.2. территориальные органы местной администрации.
4. Контрольного органа субъекта;
5. Иных органов местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают компетенцией по реше-нию вопросов местного значения (п. 1 ст. 34).
Структура органов местного самоуправления может изменяться, ес-ли внесется изменения в устав муниципального образования. В целом си-стема органов местного самоуправления состоит из различных элементов и отношений между ними. Действующее законодательство, к сожалению, не придает местному управлению статуса полноправного субъекта управ-ленческих отношений, субъекта собственных компетенций, наделенного властными полномочиями для наиболее эффективного решения вопросов местного значения [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание зако-нодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
4. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправле-ние: проблемы соотношения и взаимодействия / А.В. Безруков // Консти-туционное и муниципальное право. – 2015. – № 6. – С.12.
5. В.А. Лебедев Законодательная и исполнительная власть субъек-тов Российской Федерации в теории и практике государственного строи-тельства. Монография / В.А. Лебедев. - М.: Проспект, 2015. - 843 c.
6. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управле-ние: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Лю-берцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
7. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пу-ти повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
8. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
9. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
10. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://vuzru.ru/vzaimodejstvieorganov-gosudarstvennoj-vlasti-i-organov-mestnogo-samoupravleniya/ (Дата обращения: 25.11.2017).
11. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ / И.И. Гусенбеков // Журнал российского права. – 2016. – № 6. – С. 40.
12. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Ин-фра-М, 2016. - 158 c.
13. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
14. К.А. Соловьев Законодательная и исполнительная власть в Рос-сии. Механизмы взаимодействия (1906-1914) / К.А. Соловьев. - М.: Рос-сийская политическая энциклопедия, 2014. - 512 c.
15. Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управ-ление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
16. Кто есть кто в России. Исполнительная власть. - М.: АСТ, Аст-рель, 2017. - 752 c.
17. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
18. Петрова О.Н Факторы, влияющие на исполнение законодатель-ства о местном самоуправлении \\ Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.- 2015.- № 5-6. - С. 269- 272.
19. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. - М.: Норма, 2018. - 96 c.
20. Пухов А. В. Полномочия прокуроров при проведении контро-лирующими органами проверок деятельности органов местного само-управления \\»Законность»- 2014. - N 4.- С.26-27