Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для высших образовательных учреждений образовательных стан-дартов третьего поколения поставило перед педагогами – практиками про-блему поиска оптимальных технологий и методов обучения для организа-ции образовательного процесса в новых условиях. Вследствие того, что на смену знаниевой парадигме пришёл компетентностный подход, основной задачей в рамках обучения студентов бакалавров направления «графиче-ский дизайн» является формирование проектной культуры будущих дизай-неров [10].
Для формирования проектной культуры требуется наличие у студен-тов не только специальных знаний и умений, но и приобретение начального опыта профессиональной деятельности. Создание условий для организации соответствующего образовательного процесса, предполагающего освоение студентами основ предпрофильной и профессиональной деятельности, не-возможно осуществить, не используя активные и интерактивные технологии и методы обучения.
Так как по общепринятому определению: технология обучения представляет из себя совокупность путей и способов организации учебного процесса, соответствующего требованиям учебных программ федерального образовательного стандарта, её реализация не может не отражаться на вы-боре оптимальных форм, методов и средств обучения, которые создают условия для формирования общекультурных и профессиональных компе-тенций [8]. Поскольку методы обучения напрямую связаны с целью обуче-ния, так как являются способами её реализации, их выбор для обучения студентов - дизайнеров должен обеспечивать формирования проектной культуры будущих специалистов.
В современной литературе, посвященной инновационному образо-ванию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Пока-зателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития обучающихся; создание условий для овладения ими навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профес-сиональной сферах.
В современной педагогике одним из важнейших факторов качествен-ного образования являются образовательные технологии, цель применения которых — приобретение выпускником вуза компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи, строить взаимоотношения в коллективе и быть востребованным на рынке труда. Формирование профессиональной компетентности специалистов дизайна связано с эстетическим воспитанием личности, которое в сочетании с проектным мастерством и знанием новей-ших технологий в области дизайна направлено на преобразование пред-метно-пространственной среды. Компетентность является основой профес-сионализма, а ее уровень становится показателем качества образования ди-зайнеров.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью работы является - выявить, теоретически обосновать актуаль-ность применения интерактивных технологий в дизайн — образовании как условие подготовки компетентного специалиста.
Объектом изучения в данной работе является дизайн-образование.
Предметом изучения в данной работе является интерактивные мето-ды в обучении дизайнеров.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить особенности подготовки дизайнеров в системе образования ;
- изучить средства взаимодействия студентов в процессе исполнения творческих коллективных задач;
- дать характеристику современных инновационных технологий в образовании дизайнеров;
- описать инновационные процессы в профессиональной деятельно-сти будущих дизайнеров;
- произвести обзор инновационных технологий в обучении;
- описать интерактивные игры при обучении дизайну.
Глава 1. Особенности подготовки дизайнеров в системе образования
1.1 Средства взаимодействия студентов в процессе исполнения
творческих коллективных задач
Потребность в развитии проектной культуры привела к необходимо-сти создания нового типа образования, новой образовательной, педагоги-ческой системы, получившей название «дизайн-образование». Дизайн -образование понимается как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Появление дизайн - образования есть фактор проникновения проектной культуры в сферу образования.
Профессиональная деятельность дизайнера очень многогранна. В ней совмещаются знания и умения различных сфер человеческой жизни. Изна-чально предметы и вещи, окружающие человека, изготавливали специали-сты-ремесленники.
Дизайн-проектирование, характеризуясь определенной спецификой, подчиняется общим законам и методикам традиционных видов проектиро-вания: архитектурно-строительного, технологического, машиностроитель-ного и др. Вместе с тем дизайн интерьера (а точнее, архитектурной среды) существенным образом отличается от них. Природа проектируемого объек-та «обитаемой среды» раскрывается обязательно с привлечением содержа-ния понятия «человеческий фактор», который представляет собой инте-гральные характеристики связей человека и предметного окружения, про-являющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функциониро-вании системы, связанном с достижением конкретной цели.
Проектирование среды не может быть сведено к взятым самим по себе человеку (деятельности), предмету (функционально-техническому сред-ству), пространству (планировка, объемы). Архитектурная среда относится к категории объектов, которые характеризуются совокупными, системными качествами. Обязательным условием и кардинальным свойством проектно-го формирования среды является комплексность как совокупность разно-родных действий и мероприятий, направленных на получение целостного, заранее задуманного результата. Поэтому профессиональными качествами специалиста-дизайнера должны быть широчайший кругозор и компетент-ность во всех смежных областях жизни человека.
Образ современной жизни и культуры, кроме того, подвержен влия-нию экологизации, т.е. стремлению к учету оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры (экология культуры), складывается концепция объединения архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуни-каций, а также прикладных и изобразительных видов искусства.
В настоящее время художественная составляющая является несо-мненно важной, но далеко не единственной компонентой профессии - ди-зайн, в том числе промышленный, скорее, можно определить как дисципли-ну на стыке различных сфер знания и областей человеческой деятельности. Таким образом, приобщение к тем и другим является для дизайнера насущной необходимостью – иначе эффективное функционирование в про-фессии оказывается невозможным.
В одном из интервью бывший вице-президент Apple и основатель одной из ведущих компаний в области дизайна Nielsen Norman Group, профессор Калифорнийского университета Дональд Норман комментирует популярный сегодня термин UX – User Experience [8], который часто пере-водят на русский язык как «пользовательский опыт», хотя правильнее было бы переводить его как «опыт пользовательского взаимодействия». Сегодня данный термин прочно закрепился в сфере веб-дизайна, однако Норман го-ворит о том, что первоначальное его значение было гораздо шире. Опыт взаимодействия предполагает включение в себя всех циклов взаимодействия с продуктом на всех стадиях пользования и в конечном итоге реализуется в способе взаимодействия человека с миром: «Это то, что мы имели в виду, когда разрабатывали термин «пользовательское взаимодействие», и учре-дили то, что мы называли «офис архитектуры пользовательского взаимо-действия» в «Apple», чтобы попытаться улучшить вещи» [8].
Опасной для профессии тенденцией оказывается присутствие в сего-дняшнем обществе искаженных представлений о дизайне. С.П. Хельмянов пишет: «Часто сталкиваюсь с таким представлением промышленности о ди-зайне: ну вот мы делаем, производим продукт, но он какой-то кондовый. Пусть дизайнер красиво нарисует и сделает из этого конфетку. И сами про-мышленники не понимают, что в данном случае говорят о совсем другой профессии, диаметрально противоположной сути промышленного дизай-на» [7]. С сожалением приходится констатировать, что подобные представ-ления порой, как вирус, проникают и в профессиональную академическую среду.
Таким образом, чтобы ответить на вопрос, как должно быть выстро-ено сегодняшнее образование в сфере дизайна, следует определить роль ди-зайнера в наши дни.
Согласно существующим на сегодняшний день представлениям, ди-зайнер чаще всего представляется тем, кто на заключительном этапе прида-ет некоему объекту окончательную форму, «облагораживает» его. В то же время более глубокое видение профессии предполагает иное понимание: дизайнер в качестве адвоката потребителя участвует в создании продукта на всех стадиях разработки и производства, задавая проекту необходимое направление, проектирует связи и встраивает объект в существующий кон-текст, предусматривая все возможные аспекты его взаимодействия с челове-ком. Дизайнер – прежде всего тот, кто проектирует среду человеческого обитания, которая будет определять ход жизни человека.
1.2 Организации педагогического процесса в обучении дизайнеров
Творческие методы проектирования на современном этапе испыты-вают сильнейшее воздействие различных подходов, ориентированных на человеко - компьютерное взаимодействие [1, 3]. Представители педагогиче-ской науки и исследователи творческих практик в современном преподава-нии дизайна, архитектуры и художественной графики все большее внима-ние обращают на интерактивные формы обучения с привлечением киберне-тических подходов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал. – 2014. – № 2. С 1-18.
2. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: учеб. пособие / Е.В. Жердев. – Из-дание 3-е. – М.: Архитектура – С, 2015. – 149 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки спе-циалистов, 2014. — 42 с.
4. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других шко-лах / И. Иттен. – 6-е издание. – М.: Издатель Д. Аронов, 2014 – 136 c.; ил.
5. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. – 11-e издание. – М.: Издатель Д. Аронов, 2016. — 96 c.; ил.
6. Протасов В.И., Чернухин Ю.В., Панфилов Д.И. , Затуливетер Ю.С. Об одном методе коллективного принятия решений при построении фото-роботов. // Труды международной конференции «Интеллектуальные мно-гопроцессорные системы». - Таганрог, 2015. - Стр. 222 - 225.
7. Сидоренко В.Ф. Идея проектной культуры. Проблемы дизайна – 6: Сборник статей / В.Ф. Сидоренко. – М.: Пинакотека, 2011. – 43 c.
Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.
8. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно – методическое пособие / С.Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2017. — 52 с.
9. Турчин В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. - М.: Наука, 2015
10. Шабанова В.А. Перспектива использования деятельностного подхода в системе профессионального образования / В.А. Шабанова //Среднее про-фессиональное образование. -2014. -№ 5. – С. 33-35.
11. Шабанова В.А. Формирование проектной культуры студентов, обу-чающихся по направлению дизайн среды, в рамках преподавания живописи / В.А. Шабанова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №5 (59), часть 2. – С. 79 – 81.