Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, процесс воспитания - это сложный и продолжительный этап, направленный на формирование гармоничной личности. В совеременной России процесс образования и воспитания претерпевает изменения и развивается в соответствии с требованиями общества и новыми технологиями.
В наши дни педагогическую науку рассматривают как определенную систему, состоящую из отдельных элементов: процесса, результата. Классическая дидактика наделяет воспитание четырьмя аспектами: системностью, совокупностью, ценностью, результативностью.
Греки назвали «педагогом» раба, который водил на занятия ребенка. Далее этим термином именовали воспитателей, учителей, преподавателей, а также специалистов в сфере педагогики. В буквальном переводе слово означает «детовождение». Процесс воспитания - это развитие определенных качеств у подрастающего поколения. Постепенно в это определение вносились некоторые корректировки, дополнения, но его основной смысл при этом не изменился. На протяжении многих веков процесс обучения, воспитания и развития личности не предполагал специального рассмотрения, считался естественным для существования человечества.
Ценностная характеристика содержит три блока: воспитание как государственная, личностная, общественная ценность. Если образование подразумевает грамотность, профессиональную компетентность, менталитет, то воспитание характеризуется определенными моральными качествами.
Цель исследования: изучить концепции воспитания и их психологические обоснования.
Предметом являются концепции воспитания и образования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением процесса воспитания, его предметом характеристика основ структурного процесса воспитания
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть основы и методы процесса воспитания;
• Изучить принципы, задачи и функции педагогики;
• Провести практическое исследование развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение сущности процесса воспитания и его структурных компонентов.
Теоретическую основу исследования по вопросам развития воображения составили работы Боровик О. В., Выготского Л.С., Давидчук А.Н., Комаровой Л.Г.,Марцинковской Т.Д., Немова Р.С.
Глава 1. Воспитание как основная категория педагогики
1.1.Основы и методы процесса воспитания
Среди основных категорий педагогики отмечают образование, воспитание, обучение, развитие. Процесс воспитания - это развитие личности под воздействием внутренних и внешних факторов. Развитие происходит под воздействием природных и социальных факторов. Особенности воспитания Процесс воспитания личности является одним из важнейших в педагогике. В широком смысле воспитание предполагает целенаправленный процесс формирования духовных и физических сил личности, интеллекта. Это полноценная подготовка к жизни, активной трудовой деятельности.
В узком понимании воспитание является процессом формирования в подрастающем поколении бережного отношения к окружающей природе, другим людям. Это целенаправленный процесс, в ходе которого происходит приобретение личностью тех свойств и качеств, которые соответствуют интересам определенного общества. Развитие полноценного человека осуществляется только путем воспитания, сопровождающимся передачей своего опыта, трансляцией наследия предков. Основа воспитания и обучения
Процесс воспитания человека основывается на навыках, умениях, знаниях. Именно они являются способом отражения действительности с помощью понятий, фактов, законов, представлений.
Умения предполагают готовность личности к самостоятельному и сознательному выполнению теоретических и практических действий на базе социального опыта, знаний, полученных навыков. Воспитание в процессе деятельности предполагает использование системы специальных методов. Его результатом выступают умения, навыки, знания, способы мышления, которыми в итоге овладевает обучаемый.
Основы процесса воспитания, образования, развития - это основные педагогические категории. Образование является процессом саморазвития личности, связанным с овладением ею измерений, знаний, творческих навыков. Образование можно рассматривать как социальную наследственность, передачу последующим поколениям своего опыта. Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении связана с созданием благоприятных условий, направленных на учебную, а также внеурочную деятельность. Педагогический процесс представляет собой объединение воспитания и обучения, благодаря чему обеспечивается культурная преемственность поколений, готовность человека выполнять профессиональные и социальные роли.
Индивид в образовании осваивает сумму культурных и нравственных ценностей, которые соответствуют ожиданиям и интересам общества. Образование в полном соответствии со способностями и интересами личности является фундаментальным правом любого человека. Государство всегда поддерживает воспитание. В процессе развития можно влиять на подрастающее поколение, формировать гармонически развитые личности, которые способны приносить пользу своей стране.
Культурная преемственность состоит в том, что не происходит стихийного формирования социальных ценностей личности. Процесс предполагает целенаправленное развитие и воспитание подрастающего поколения. В качестве педагогического термина «образование» было введено в конце восемнадцатого века Иоганном Генрихом Песталоцци. Долгое время этот процесс рассматривали как сумму умений, знаний, навыков, которые нужны для осуществления практической деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется социализации как качественному и количественному изменению системы ценностей, установок, убеждений, моральных качеств, которые потребуются подрастающему поколению для успешной адаптации в социальной среде.
Рассмотрим приемы воспитания. В отечественной педагогике они являются конкретными операциями взаимодействия воспитуемого и воспитателя, зависят от цели их использования. Средства выступают предметами духовной и материальной культуры, применяемыми при разрешении педагогических проблем. Методы воспитания представляют собой определенные пути воздействия на поведение, чувства, сознание детей в процессе подготовки их к социализации.
Для формирования у детей понятий, суждений, убеждений педагог проводит беседы, лекции, дискуссии, диспуты.
Опыт поведения формируется во время ролевых игр, а также при выполнении отдельных поручений, данных ребенку педагогом.
Для самооценки, стимулирования самостоятельной деятельности, педагог активно применяет наказание и поощрение, соревнования и конкурсы.
Духовная деятельность, направленная на осмысление бытия, создание нравственной позиции субъекта, становление его мировоззрения, осуществляется в тесной взаимосвязи с процессом приобретения научных знаний.
Для развития мотиваций, осознанного поведения в отечественной педагогике используется прием личного примера.
Выберем некоторые приемы воспитания, имеющие максимальную результативность.
Используя притчи, сказки, метафоры, товарищеские дискуссии и споры, импровизации на различные темы, учитель постепенно формирует основную систему ценностей в своих воспитанниках.
После введения в образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения учителя стали уделять гораздо больше внимания творческим коллективным проектам, позволяющим не только обучать, но и воспитывать всех членов проектной группы. Классификация воспитательных методов
В педагогической литературе описываются разные варианты, позволяющие достигать любых целей и задач. По характеру их делят на упражнение, убеждение, наказание, поощрение. В качестве общего признака выступает оценка деятельности воспитанников. По результатам воздействия выделено два класса воспитательных методов: влияния, которые создают нравственные мотивы, установки, отношения, идеи, понятия; влияния, которые определяют некоторый поведенческий тип. Самым объективным и удобным считают классификацию воспитательных методов по направленности.
Эта интегративная характеристика, включающая в себя содержательную, целевую, процессуальную стороны воспитания: формирование личностного сознания; организация социального опыта поведения; стимулирование деятельности. Сознание можно формировать во время тематических лекций, этических бесед, рассказа, доклада, инструктажа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: 1988
2 Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1996
3 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика/Учебник для ВУЗов. – Минск: 2000
4 Боровик О. В. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации/ О.В. Боровик – М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112 с.
5 Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М.: 2002
6 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психол. очерк: кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7 Выготский Л.С. Собр. соч. - М., 1983.
8 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. Для учителя / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 2007. - 93 с.
9 Выпускная квалификационная работа Слепухина Ю.Д. «Развитие воображения дошкольников» г. Екатерибург, 2017.
10 Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]: методические указания/ А.Н. Давидчук – М: Просвещение 2005. –253 с.
11 Дин Н.Ф. Личностный подход в воспитании. – Ростов-на-Дону, 1994
12 Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук «Психологические особенности формирования воображения дошкольника», Пронина Е.В. г. Москва, 2005.
13 Дьяченко, О.М., Об активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44 - 51.
14 Зюбин Л.М. Психология воспитания. – М.: 1991
15 Комарова Л.Г. Строим из лего [Текст]: методические рекомендации / Л.Г. Комарова - М. Линк-Пресс, 2001. – 63 с.
16 Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: 2000
17 Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИФК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2001
18 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник/ Т.Д. Марцинковская – М: Гардарики – 2000. – 255 с.
19 Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. - Ярославль, 2001
20 Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. пособие – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС 2003. – 688 с.
21 Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000
22 Паркинсон К.Н. и др. Дети: как их воспитывать. – СПб.: 1992
23 Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 2001
24 Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
25 Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: уч. пособие / Г.А. Урунтаева – М: Академия, 2005. – 35 с.
26 Ушинский К.Д. Пед.соч.: В 6 т., Т.5. – М.: 1990
27 Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио, 2000. - 464 с.
28 Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду [Текст]: методические рекомендации/ Е.В. Фешина – М: Сфера, 2012. – 144 с.
29 Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ,2001