Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. Среди актуальных социальнополитических и экономических проблем, прямо и опосредованно связанных с обеспечением национальной безопасности России, особого внимания заслуживает проблематика пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет предназначена для граждан, которые вносят немалый вклад в развитие нашей страны. Государственная пенсия за выслугу лет – это ежемесячные денежные выплаты, которые выдаются пожизненно определенным категориям работников по
3
истечению установленного срока трудового стажа. Действующая в настоящее время система государственного пенсионного обеспечения населения базируется на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров. Пенсия за выслугу лет предназначена не для всех граждан Российской Федерации. Данную разновидность пособия могут получать только те люди, которые имеют рабочий стаж в некоторых профессиональных сферах. Как правило, рассматриваемое обеспечение получают сотрудники, работающие в условиях, которые приводят к преждевременной утрате трудоспособности, на протяжении долгих лет.
1. ВИДЫ ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 1.1 Понятие и виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению
Регулярная финансовая помощь физическим лицам, выплачиваемая при определённых обстоятельствах, перечень которых регламентируется законодательными нормами, относится к категории пенсионного обеспечения, предоставляемого государством в определенные сроки. Некоторые категории граждан могут претендовать на увеличение финансовой поддержки или на преждевременное ее получение, в виду личного вклада в деятельность, обусловленную выполнением важных государственных заданий. Понятие о выплате по государственному обеспечению – это ежемесячные выплаты от государства, которые могут назначаться независимо от возраста. Выплачивается она гражданам, которые утратили свою трудовую способность из-за некоторых ситуаций, которые связаны с болезнями, старостью, потерей близкого человека и так далее[8, c 10]. Пенсия, выплачиваемая по схеме государственного обеспечения, представлена в виде ежемесячной денежной выплаты физическому лицу, имеющему на нее
4
право в соответствии с положениями нормативно-правовых актов. Рассчитывать на выплату могут граждане, достигшие соответствующего возраста или стажа при выполнении трудовых обязанностей в должности регламентируемый временной период. Государственное обеспечение может быть компенсацией нанесенного вреда в результате техногенных катастроф и военных действий, а также при потере кормильца или полной потери трудоспособности. Компенсационная материальная поддержка рассчитывается и выплачивается с первого числа месяца, в котором претендент на пенсию обратился с заявлением о ее назначении. Величина государственной пенсионной выплаты определяется индивидуально для каждого физического лица, поскольку учитывает различные факторы, зависящие от его принадлежности к определенной категории граждан. Если гражданин принадлежит к нескольким регламентируемым категориям, то он вправе воспользоваться правом на выплаты, которые для него выгоднее. Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ регламентированы категории граждан, которые могут рассчитывать на финансовую поддержку, осуществляемую из средств федерального бюджета[3]. В законодательном документе также отображены порядок, нюансы оформления и выплаты пенсии.
1.2 Пенсии федеральным государственным гражданским служащим
Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [3] и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» [5]. К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане,
5
замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих. В федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающей право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63 года - для женщин. Изначально предполагалось, что такие изменения начнут применяться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет, как для женщин, так и для мужчин (законопроект № 918468-6). Но во втором чтении (22.04.2016) в законопроект внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, дающего права на получение пенсии гос. службы для женщин - с 63 лет. В такой редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим принят Государственной Думой РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении. Минимальный стаж госслужбы для назначения пенсии в 2019 году - 16,5 лет. Так, в 2017 году минимальный стаж для назначения пенсии должен составлять 15,5 лет, в 2018 г. – 16 лет, в 2019 г. – 16,5 лет, в 2020 году - 17 лет и т.д. до 2026 года (20 лет) [10, c 102].
1.3 Право на получение двух пенсий
Право на получение двух пенсий одновременно имеют только отдельные категории граждан, остальным при праве на выплаты разных категорий разрешено выбирать подходящий вариант. Регулируется это на федеральном уровне. Основания для каждой выплаты должны быть различные. Пенсия является регулярной денежной выплатой и может предоставляться по возрасту, потере кормильца или инвалидности. Обычно пенсионное
6
обеспечение граждан проходит по одному из этих направлений, однако есть несколько категорий граждан, кто получает две пенсии в России. Право на две выплаты могут реализовать: -инвалид по причине боевой травмы; -участник Великой Отечественной войны, получивший инвалидность; -инвалиды любой группы, отмеченные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». В таком случае государство осуществляет выплаты по старости, а дополнительно начисляет пособие по инвалидности. В обоих случаях имеется в виду страховая часть[19, c 57]. Сумму рассчитывают на основании индивидуального пенсионного коэффициента и группы инвалидности. Последняя может быть получена как во время ВОВ, так и в последующие годы независимо от причины. Если военнослужащий получил боевую травму во время военной службы, то для назначения пособия в этом направлении выслуга лет, возраст и трудовой стаж значения не имеют. Для получения страховой части по старости необходимо достижение пенсионного возраста.
2. ПЕНСИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ 2.1 Условия назначения пенсии за выслугу лет
Из самого названия этой пенсии следует, что её надо выслужить, то есть наработать необходимый стаж службы для ее назначения. Данный вид пенсионного обеспечения дается не просто так, а за те лишения, которые претерпевает служивый за 20 и более лет своей жизни. Однако минимальная выслуга лет, которая нужна для назначения пенсионного обеспечения военнослужащим - это 12,5 лет. Фактически весь период службы он не принадлежит ни себе, ни семье, а только Государству. И именно за эти заслуги после увольнения он получает различные
7
преференции, в том числе в виде пенсии за выслугу лет. Пенсионеры такого вида составляют самую многочисленную категорию среди военных пенсионеров. Военные в нашей стране уходят на пенсию достаточно рано: их средний возраст составляет менее 50 лет. При этом многие продолжают трудиться и после отставки из Вооруженных Сил, получая заработную плату, с которой идут страховые отчисления в ПФР. Поэтому при соблюдении ряда условий бывшие военные имеют право и на «гражданскую» пенсию, а вопросы, связанные с выплатами для бывших военнослужащих содержатся как в специальном законе, так и других нормативных актах. Ведомства и структуры, служба в которых считается военной и дает право на соответствующую пенсию, перечислены в статье 1 Закона № 4468-1. По выслуге пенсия назначается военным: -служившим в соответствующих офицерских званиях; -прапорщикам и мичманам, а также «контрактникам»; -на военную пенсию также имеют право лица, служившие в ОВД РФ (бывшего СССР), Госпожнадзоре, органах УИС, а с недавнего времени - и в структурах Нацгвардии. Условия назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим не привязаны к возрасту, а зависят только от стажа службы - человек должен отдать военной деятельности не менее 20 лет (пункт «а» статьи 13 Закона о военных пенсиях). Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.) [9]. Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и
8
выплаты[18, c 108]. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе, такие как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся сложная экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за текущий год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронет только узкое число пенсионеров. Размеры пенсионных выплат военным регулируются статьями 14 (по выслуге лет), 22 (по инвалидности) и 36 (по потере кормильца) закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
2.2 Размеры пенсий военнослужащим и членам их семей
Под денежным довольствием (ДД) понимается должностной оклад в сумме с окладом по воинскому или специальному званию (без повышения за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), а также надбавки, положенные за выслуженные года (стаж службы), которые были перед увольнением[30, c 108]. Если перед увольнением был перевод по состоянию здоровья с летной должности, службы на подводной лодке или атомном корабле на другую менее оплачиваемую должность, то возможно принять при расчете пенсии довольствие до перевода по этому основанию.
9
Принцип назначения пенсий военнослужащим и их родственникам отличается от того, по которому начисляются выплаты обычным гражданам. Они управляются иными законодательными актами. Кроме того, военным предусмотрено содержание из госбюджета по выслуге лет и в связи с инвалидностью, полученной на службе. Отставные офицеры и солдаты получают пособие, устанавливаемое иным законодательством. А именно: -назначение начислений регулируется законом № 4468-1, утвержденным 12 февраля 1993 года; -все выплаты производятся за счет федерального бюджета; -средства на госсодержание данной категории граждан перечисляются не через Пенсионный фонд России (ПФР), а через соответствующие министерства. Члены семей военных также обеспечиваются государством в случае утраты кормильца по любой причине: -гибели во время выполнения долга; -смерти от старости или болезней. Военные пенсии в 2018 году были проиндексированы, как и у всех остальных граждан. Ранее им, как и всем остальным, было выплачено по пять тысяч компенсационных. Рассчитывается материальное содержание отставников на основании денежного довольствия военнослужащего (ДДВ). В некоторых ситуациях размер довольствия увеличивается. В связи с тем, что военнослужащие рано уходят на отдых, им позволено продолжить трудовую деятельность на гражданке. За это бывшим военным может быть назначена вторая пенсия, без прекращения выплаты предыдущей (то есть станут получать сразу две).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изложенного в курсовой работе материала можно сделать
10
следующие выводы. Несение службы в Вооруженных силах и других структурах, призванных защищать граждан страны, всегда связано с повышенными рисками, как для жизни человека, так и его здоровья. Поэтому в вопросе пенсионного обеспечения эти группы людей выделены в отдельную категорию. Они имеют право на получение пенсии военнослужащим. Такое обеспечение эта категория граждан получает не через Пенсионный Фонд, а через Министерство Обороны, Внутренних дел, а также Федеральные службы - Безопасности и Исполнения наказаний (ФСБ и ФСИН). За выслугой лет пенсии военные пенсионеры получают при наличии определенного стажа службы в силовых структурах. На сегодняшний день военную пенсию в России имеют право получать граждане, которые прослужили 20 и более лет. При наличии такого стажа они могут уйти на заслуженный отдых, не зависимо от возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12.12.199] // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Об основах обязательного социального страхования [Текст]: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686. 3. О государственном пенсионном обеспечении в РФ [Текст]: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2017 г.) // Российская газета. - № 247. - 20.12.2001. 4. Об обязательном пенсионном страховании в РФ [Текст]: Федеральный закон» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в ред. от 01.01.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. – № 51. - Ст. 4832.
11
5. О страховых пенсиях [Текст]: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 // Российская газета. - № 296. - 31.12.2013. 6. О накопительной пенсии [Текст]: Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989. 7. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) [Текст] // СПС КонсультантПлюс. 2014. 8. Буянова, М.О. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для СПО [Текст] / М.О. Буянова, О.И. Карпенко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 727. 9. Братановский С.Н. Административное право. [Текст] Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. 921 с. 10. В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика [Текст]. - М.: Весь Мир, 2018. - 220 c. 11. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения [Текст] / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c. 12. Григорьев И.В. Право социального обеспечения [Текст]: учебник и практикум для СПО / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 402 с. 13. Григорьева, И.А. Пожилые в современной России. Между занятостью, образованием и здоровьем / И.А. Григорьева. [Текст] - М.: Алетейя, 2016. - 323 c. 14. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы [Текст]/ М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2017. - 160 c. 15. Дробышевский, С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции [Текст]/ С.А. Дробышевский. - М.: Проспект, 2015. - 272 c. 16. Ершов, Е. А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]:
12
учеб. пособие / В. А. Ершов, И. А. Толмачев. – М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2014. 17. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты [Текст] / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 216 c. 18. Кравцова, Т.В. Модернизация института социальной ответственности [Текст] / Т.В. Кравцова. - М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c. 19. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 575 с. 20. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения [Текст] / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c. 21. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения [Текст]/ Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. - Москва: СИНТЕГ, 2013. - 608 c. 22. Рамендик, Д. М. Психология делового общения [Текст]: учебник и практикум для СПО / Д. М. Рамендик. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016 23. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. [Текст]- М.: Изд-во «МИК», 2007. - 480с. 24. Руденко, А. М. Психология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. - Москва: ИТК «Дашков и Ко», 2014. - 268 с. 25. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения [Текст]/ Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c. 26. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах [Текст]/ Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 208 c. 27. Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика [Текст]/ Л.В. Топчий. - М.: РГСУ, 2017. - 322 c. 28. Финогенова Ю.Ю. Пенсионное страхование. [Текст] М.: Изд-во Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, 2013. - 77с. 29. Холостова, Е.И. Энциклопедия социальных практик [Текст]/ Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К°, 2018. - 304 c. 30. Шестакова, Е. В. Льготы от «А» до «Я» [Текст]/ Е.В. Шестакова. - М.:
13
Феникс, 2014. - 224 c.