Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы механизма регулирования не получили заслуживающего внимания в сегодняшней юридической науке, тем более в административном праве, потому что деятельность ученых-административистов была нацелены на разработку большею частью отдельных составляющих анализируемого механизма, в частности, административно-правовых норм, административных правоотношений и т.д.
Современные работы, выполненные в данном направлении, также ничего нового в восполнении пробела научного освоения понятия «административно-правового режима» не вносят, ограничиваясь реферативным обзором ранее полученных другими учеными результатов.
В рамках «отраслевого» административно-правового ракурса проблемы механизма правового регулирования считаем целесообразным и методологически оправданным исследование от общего к частному (особенному).
Проблемы административного правового механизма были рассмотрены в трудах таких ученых, как И. И. Веремеенко, А.П. Коренев, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин и других.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере механизма административно-правового регулирования.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие механизм административно-правового регулирования.
Целью курсовой работы является анализ понятия, содержания, значения и основных элементов механизма административно-правового регулирования.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования;
– рассмотреть значение механизма административно-правового регулирования;
– исследовать содержание механизма административно-правового регулирования;
– охарактеризовать основные элементы механизма административно-правового регулирования.
Основными методами, используемые при проведении исследования являются: совокупность логических методов и приемов исследования; метод исторического и правового сравнения; анализ и синтез, специально-юридические методы: сопоставление и сравнение нормативных актов, выявление закономерностей развития права и правоприменительной практики.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: А.И. Невмеенко, А.С. Ускова, С.А. Боровая, Н.Г. Канунникова, М.Н. Бокова, Е.В. Бутова, К.И. Некрасов, Г.И. Пещеров и другие.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Механизм административно-правового регулирования как правовая категория
1.1. Понятие механизма административно-правового регулирования
Проводимые в Российской Федерации преобразования в административной сфере в первую очередь направлены на создание оптимальной системы государственного управления. Как известно, управление производится исполнительными органами власти посредством механизмов административно-правового регулирования. Некоторые авторы определяют этот механизм следующим образом:
Механизм административно-правового регулирования – это система административно-правовых средств, которые, влияя на общественные отношения, образуют их согласно задачам управления. Традиционно выделяют три звена составляющих механизм: юридические нормы, правоотношения, акты применения права.
Исследуемый нами механизм неразрывно связан с административными регламентами, которым многие ученые придают институциональный характер. Административные регламенты имеют целью создать устойчивую основу для взаимодействия и эффективного функционирования государства, с одной стороны, и граждан и юридических лиц, – с другой, тем самым осуществляя механизм административно-правового регулирования. Они регулируют внутреннюю организацию исполнительных органов, процедуры исполнения государственных полномочий и предоставления государственных услуг .
Предлагаем обратиться к общетеоретическому анализу категории «механизм правового регулирования, поскольку именно общая теория права является методологической основой по отношению к наукам отраслевым и разрабатывает общий понятийный аппарат взятых в единстве юридических наук.
В рамках общетеоретического юридического подхода наиболее широкое распространение получила инструментальная теория права (инструментализм), родоначальником которой является С.С. Алексеев. Согласно его определению, под механизмом правового регулирования понимается взятая в единстве система всех правовых средств, организованных последовательным образом, посредством которой обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения.
Родоначальником понятия механизма административно-правового регулирования следует признать И.И. Веремеенко, в трудах которого впервые было сформулировано понятие механизма как совокупности административно-правовых средств, с помощью которых осуществляется воздействие на отношения, которые образуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства .
Так, с точки зрения Н.Г. Канунниковой, административно-правовой механизм представляет собой систему административно-правовых средств, воздействующих на общественные отношения, организованные в соответствии с задачами государства и общества .
Ю.А. Тихомиров использует понятие «механизм административно-правового управления» при анализе современного состояния государственного управления. По его мнению, административное право в этом механизме выполняет четыре главные функции: организацию видоизмененного государственного управления, административно-правовое регулирование, легализацию статусов субъектов и их действия, административный контроль и надзор .
Административно-процедурная деятельность чрезвычайно многообразна. В нее включены такие действия, как: утверждение механизма выдачи лицензий, учет граждан, порядок выполнения контрольно-надзорных мероприятий, регламентирование механизма утверждения положений об органах государственной власти и др.
В ходе анализа основных точек зрения, которые были приведены выше, можно отметить, что административно-правовой механизм есть некая система, совокупность установленных явлений (процессов, средств, инструментов и т.д.), которые призваны с максимальной результативностью обеспечить достижение целей правового регулирования.
Еще одним главным моментом в уяснении сути механизм административного правового регулирования - разграничение его дефиниции со смежными правовыми категориями, которые в связи с этим нужно подвергнуть рассмотрению:
1) рассматриваемый нами механизм и административно правовой институт (как обособленный комплекс законных установок, регламентирующий с помощью специфичных приемов и способов, однородный вид или сторону общественных отношений). Правовые механизмы, главным образом, охватываются структурой правовых институтов в качестве их регулятивных элементов. Так, к примеру, институт ответственности в административной сфере содержит в себе законодательно зафиксированный механизм ее осуществления и не ограничивается по объему своего содержания лишь указанным механизмом. Следовательно, по объему дефиниции «правовой институт» шире дефиниции «правовой механизм».
2) механизм административного правового регулирования и административная правовая процедура (как особенный, законодательно утвержденный механизм реализации всех видов правовой деятельности).
При всем сходстве указанных дефиниций (целевая направленность; ориентация на достижение определенных юридически важных результатов;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ашина Ю.М. Административно-правовые отношения и их виды // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 456-461.
2. Бокова М.Н. Административные регламенты в механизме административно-правового регулирования // IV студенческий юридический форум: сборник докладов и тезисов выступлений участников: в 4 т. 2017. С. 212-215.
3. Бокова М.Н. Управленческие отношения в механизме административно-правового регулирования // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 10. С. 159-163.
4. Бутова Е.В. Административно-правовой механизм: к вопросу о понятии // Эволюция государства и права: история и современность. 2017. С. 177-181.
5. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1981. 153 с.
6. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты механизма административно-правового регулирования. Краснодар, 2017. 218 с.
7. Невмеенко А.И. Механизм административно-правового регулирования: понятие, значение, элементы // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2017. С. 260-263.
8. Некрасов К.И. Место административных правовых актов в механизме административно-правового регулирования // Личность и общество в современной культуре: сборник статей IV-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 215-219.
9. Осокина А.О. Толкование норм административного права: понятие, виды, особенности // Актуальные проблемы управления, экономики и права: научные подходы студентов и аспирантов/ 2018. С. 233-237.
10. Пещеров Г.И. Поиск механизмов регулирования норм права в современном правовом государстве // Организационно-правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительной системы: теоретические и прикладные аспекты. 2018. С. 243-247.
11. Савицкий Ю.А. Понятие механизма административно-правового регулирования // Личность и общество в современной культуре. 2018. С. 345-357.
12. Тихомиров Ю.А. Административное право на рубеже столетий // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. М., 2002. С. 7.
13. Ускова А.С., Боровая С.А. Административные правоотношения как элемент механизма административно-правового регулирования и их критерии классификации // Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. 2018. С. 457-466.