Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Началом формирования и развития личности является дошкольный период. Эмоции в этом возрасте помогают ребенку воспринимать окружающую его реальность и откликаться на неё. Умение от души радоваться, понимать настроение и эмоции окружающих, демонстрировать свои потребности и общаться с людьми — всё это находится в зависимости от сформированности ребёнка эмоционально. Развитие эмоциональной сферы дошкольника, влияет на его миропонимание и коммуникабельность.
Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования психологического развития детей, в том числе эмоциональной сферы дошкольников, так как в раннем возрасте с психологические новообразования имеют непреходящее значение для общего развития малыша, вносят весомый вклад в формирование личности ребенка.
Теоретические основы данной проблемы рассматривались:
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.
Объект исследования - эмоциональная сфера дошкольников. Предметом исследования – методы коррекционно-развивающей работы с эмоционально неблагополучными дошкольниками.
Цель исследования - рассмотреть возможности коррекционно-развивающей работы с эмоционально неблагополучными дошкольниками.
Задачи исследования: 1. рассмотреть теоретические аспекты эмоционального неблагополучия детей: понятие, проявления, причины; 2.раскрыть особенности диагностики эмоционального неблагополучия детей-дошкольников; 3. обозначить методы коррекционно-развивающей работы с детьми и направления профилактики эмоционального неблагополучия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты эмоционального неблагополучия детей
1.1. Особенности эмоциональной сферы дошкольника
В современных условиях не мало детей имеют проблемы в эмоциональном развитии. Многие не умеют откликаться на чувства и состояния других: не знают, что такое сострадание, сопереживание, жалость; неадекватно реагируют на многие вещи: кричат в истерике, добиваясь своего, бросают игрушки, ломая их и пр. В настоящей действительности дети много времени проводят за телевизором и компьютером, смартфоном и планшетом. Их любимые занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В итоге такого образа жизни малыши меньше общаются как со взрослыми, таки и со сверстниками. В результате современные дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и допустимо проявлять эмоции. Тогда как живое общение максимально обогащает жизнь, делая её более красочной, наполненной эмоциями и впечатлениями. Дошкольный период не продолжителен в жизни любого индивида. Но именно в этот период необходимо заложить хороший фундамент личности. Важно эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенности.
Так, в 1 - 3 года эмоциональная сфера малыша характеризуется: отсутствием сопереживания, особыми эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями, неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом, зарождением самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я», завышенной самооценки (Я — хороший), не умением видеть последствия действий, важностью для ребёнка оценки взрослого, реакции не неё.
В период 4-6 лет эмоциональная сфера дошкольника очерчена: более спокойным эмоциональным фоном восприятия, эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция», более управляемыми эмоциональными процессами, развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят), появлением аффективных реакций, появлением новых мотивов для деятельности, способностью оценивать своё поведение.
Дошкольник 4-5 лет обладает широким кругом эмоций. Его чувства и переживания связаны с атмосферой в семье. Новые умения и интересы позволяют проявиться ряду эмоций, а также потребностей и мотивов. У ребенка такого возраста постепенно усложняется совокупность эмоций и чувств: он чувствует не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Ребенок этого возраста способен выражать чувства, используя разную интонацию и мимику. Особенности формирования эмоциональной сферы дошкольника можно условно разделить на 6 групп (рис. 1).
Рисунок 1. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Рассмотрим контроль над эмоциями. С возрастом чувства ребенка меняются: он становится менее порывистым, а поведение его более осмысленным. Уже с трехлетнего возраста (младший дошкольник) малютка осознает требования взрослых и может вести себя «примерно». Но родителям не нужно надеяться, что он будет это делать постоянно. Час от часу малыш может позволить себе расплакаться, хотя с возрастом истерики в его поведении происходят все реже.
Важен и мотив. С возрастом меняется и мотив его деятельности. Если раньше малыш складывал мнение о себе лишь по оценкам взрослых, то теперь он может наслаждаться положительной реакцией окружающих на его поступки.
Следующая особенность - неречевые приемы. Так, дошкольник учится пользоваться неречевыми приемами общения: мимикой, пантомимикой, интонацией. Благодаря этому он может глубже понимать, какие эмоции испытывает другой человек.
Еще одна особенность - приоритеты. Ребенок развивает умение контролировать собственное поведение, он, наконец, в состоянии воспринять высказывания взрослых о том, что такое хороший поступок, а что такое плохой. Также особенностью эмоциональной сферы дошкольника является настроение. За день дошкольник может менять настроение несколько раз. На смену веселому беззаботному смеху приходит приступ отчаянья, а через несколько минут малыш снова хохочет от радости. Такое явление совершенно нормально для детей данного возраста.
Кроме того, важной особенностью эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста является долг. К 5 годам (средний дошкольник) начинается формирование чувства долга. Кроха осознает те требования, которые выдвигает ему общество. Анализируя данные правила, ребенок формирует свои нормы поведения в социуме.
Таким образом, характеристики развития эмоциональной сферы дошкольников включают: не возможность управлять своими эмоциями, переживаниями; освоение социальных форм проявления чувств; более разумные и произвольные чувства и эмоции; начало формирования высших чувств (эстетических, нравственных, интеллектуальных).
1.2. Понятие эмоционального неблагополучия детей и его показатели
Под эмоциональным неблагополучием ребенка принято понимать отрицательное эмоциональное состояние малыша.
Показатели эмоционального неблагополучия у детей можно объединить в группы: негативизм, неврозы, тревожность, страхи. Так, негативизм - это демонстративное противопоставление ребенка другим людям, непринятие им разумных советов со стороны взрослых. Он характерен в период возрастных кризисов [13]. Негативизмом характеризуется поведение ребёнка, при котором он не желает что-либо делать, так как это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержания действия, а на само предложение взрослых.
Рассмотрим второй показатель проявления неблагополучия детей - неврозы. Необходимо отметить, что детям присущи эмоциональность, впечатлительность, импрессивность, внутренняя неустойчивость, склонность к беспокойству, беззащитность или незащищенность, выраженность чувства «я». Чувствительность является результатом, не только психотравмирующего жизненного опыта, но и завышенной опеки взрослых. Стоит отметить, что детям с неврозами для их полноценного психического развития не хватает: поддержки и понимания взрослыми; признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряжёнными, чрезмерно серьёзными); бодрости, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; коммуникабельности; гибкости и непринуждённости в отношениях, умения принимать и играть роли.
Тревожность в психологии рассматривается как склонность человека переживать тревогу (в ситуациях неопределённой опасности, в ожидании неблагополучного развития ситуации). Тревожный ребенок очень не уверен в себе, с неустойчивой самооценкой. Такие дети испытывают страх перед неизвестным, что приводит к их без инициативности. Они послушны и примерны, стараются не обращать на себя внимания, выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушать дисциплину. Их считают скромными и застенчивыми, однако, их примерность и послушность носят защитный характер. Такой ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи [20]. Обычно это результат гиперопеки. Воспитание по типу чрезмерной опеки предполагает крайне близкие отношения ребёнка с одним из родителей (чаще с матерью). При этом, общение взрослого с ребёнком может быть авторитарным или демократичным. К установлению подобных отношений с ребёнком склонны тревожные и мнительные родители. Установив тесный эмоциональный контакт с ребёнком, они заражают своими страхами детей, способствуя формированию тревожности у них. Усилению тревожности у детей могут служить завышенные требования, приводящие к ситуации хронической неуспешности, при которой ребёнок испытывает беспокойство, перерастающее в тревожность. Также созданию тревожности способствуют систематические упрёки, вызывающие чувство вины. При усилении тревожности, появляются страхи, которые могут перерасти в невротические черты. Не влияя на интеллект, высокая степень тревожности сдерживает развитие творческого мышления [23].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1995. - 215 с.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. - 436 с
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Просвещение, 1976. - 143 с.
5. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 757 c.
6. Захаров И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие /Я.Л. Коменский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под ред Я.Л. Коменского, Е.А. Панько. - МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997 г. - 237 с.
8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
9. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - И.: ИИР, ИОРфк, 1993. - 108 с.
10. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей // Психологическая наука и образование. - 1988. - №2. - С.15.
11. Минаева М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ. - 1999. - 48 с.
12. Немчин Т.А. Состояние нервно - психического напряжения у детей. - Л.: 1983. - 78 с.
13.Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 87 c.
14. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144 с.
15. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 174 с.
16.Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / М.А. Федосеева. - М.: Учитель, 2015. - 122 c.
18. Шапиро, Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет / Е.И. Шапиро. - Москва: Высшая школа, 2011. - 16 c
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
20. Эмоцтональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред.В. В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. - М.: Просвещение, 1990. - 194 с.
21. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.