Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В новых условиях необходимо уметь оценивать потенциал способности предприятия проводить инновационные преобразования, который в первую очередь зависит от реакции участников на возникающие в этой связи изменения их статуса. Внутри и за пределами предприятия институциональный аспект решений об инновациях становится едва ли не определяющим, поскольку инновационные решения чреваты очень высокими трансакционными издержками из-за противоречий между разными группами участников, имеющими свои, ярко выраженные или, напротив, латентные интересы, и трудностей достижения компромисса интересов между ними.
В такой ситуации очень высока вероятность того, что компромисс интересов будет достигнут на таком уровне трансакционных издержек, который превысит все ожидаемые выгоды от данного решения. Непонимание этой опасности связано с ментальной инерцией, проявляющейся в привычке считать ценой решения комбинацию затрат привлекаемых ресурсов, а не трансакционные издержки как цену достижения компромисса между разными группами участников.
Практика показывает, что объединение предприятий, организаций, фирм, коллективов малого бизнеса, частных предпринимателей, других производственных структур происходит с целью расширения потенциальных возможностей хозяйствующих субъектов в производственном, научно-техническом и социальном развитии, сохраняя при этом индивидуальную самостоятельность и права юридического лица, а также для защиты общих имущественных интересов. В современных экономических условиях предприятия, как правило, объединяются на основе согласованного с трудовыми коллективами договорами, в которых зафиксированы, во-первых, факт добровольного вхождения и при необходимости выхода заинтересованных субъектов из объединённой производственной структуры; во-вторых, обязательство соблюдать антимонопольное законодательство; в-третьих, право свободы выбора организационной формы объединённого предприятия; в-четвёртых, иметь возможность разрабатывать и соблюдать нормы и правила отношений между хозяйственными структурами, входящими в состав объединённого коллектива. Следует отметить очень важное условие совместного функционирования производственных коллективов (процессов), заключающееся в том, что руководящие органы объединённых структур не обладают распорядительной властью в отношении входящих в объединение предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с ними. В тоже время объединённая структурная единица приобретает собственное наименование с указанием её организационно-правовой формы и действует на основании устава. Основными преимуществами объединений являются снижение издержек при производстве продукции (услуг); более высокая квалификация и специализация управления предприятиями; снижение расходов на информацию и рекламу; более выгодные условия закупки ресурсов и другие факторы. Объединяемые предприятия в своём составе могут иметь разные виды собственность (частную, государственную, муниципальную либо их сочетание).
Объектом исследования являются объединения предприятий.
Предмет исследования – функционирование объединений предприятий в экономике.
Целью исследования является характеристика объединений предприятий по различным признакам.
Исследовательские задачи:
1. Классификация объединений предприятий по правовому, экономическому и организационному признакам.
2. Анализ особенностей управления в корпорации как самостоятельной форме объединения предприятий.
Глава 1.Классификация объединений предприятий
1.1.Межотраслевые объединения предприятий
В зависимости от целей объединения и степени самостоятельности, а также организационных форм можно выделить ряд видов объединений, достаточно широко известных в отечественном народно-хозяйственном комплексе.
Концерн представляет собой одну из форм крупных договорных объединений (заводов, комбинатов, организаций, фирм), которая использует возможности крупномасштабного производства, объединяя несколько самостоятельных предприятий, связанных между собой системой участия, патентно-лицензионных соглашений, методов финансирования, тесного производственного сотрудничества.
Типичным представителем отечественных концернов является Российский электротехнический концерн «Русэлпром» - ведущий производитель и поставщик электрических машин и приводов в стране. Концерн основана в 1991г., входит в топ-400 крупнейших предприятий России по объёмам реализации продукции, лидер по экспорту электродвигателей, является официальным партнером фонда «Сколково» и членом «Союза машиностроителей России». Концерн объединяет в своих активах несколько ведущих машиностроительных заводов страны и научно-инженерных центров: НПО «Ленинградский электромашиностроительный завод» (ЛЭЗ), «Производственный комплекс «Владимирский электромоторный завод» (ВЭМЗ), «Русэлпром - Сафоновский электромашиностроительный завод» («Русэлпром - СЭЗ»), ПАО «Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения» (НИПТИЭМ), НПП «Русэлпром-Электромаш», «Инженерный центр «Русэлпром». Миссия концерна - это максимальное удовлетворение потребностей клиентов высококачественными продуктами и услугами с полным сопровождением в течение жизненного цикла в сфере энергосбережения и обеспечения надежности работы электрооборудования промышленных объектов и систем транспорта.
Одной из разновидностей концерна являются финансово-промышленные группы (ФПГ), создаваемые путём объединения финансовых и материальных ресурсов юридически и хозяйственно самостоятельных субъектов рынка разного профиля.
ФПГ создаются на базе крупных экономических структур, таких, например, как «Лукойл». «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Сибирь» «Драгоценности Урала», «Нижегородский автомобиль» и др.
Другой разновидностью многоотраслевого объединения в бизнесе являются конгломераты, представляющие собой организационную форму объединения разнородных предприятий, которые не связаны единым производственным процессом и создают товары, не имеющие ничего общего между собой; находятся, тем не менее, под единым финансовым контролем центрального органа управления объединённой структуры.
Ещё одной достаточно широко распространённой в России разновидностью многоотраслевых объединений в бизнесе являются консорциумы, представляющие собой временные добровольные объединения предприятий для реализации крупных научно-технических, сельскохозяйственных, строительных, социальных, инвестиционных, экологических и других аналогичных целевых программ и проектов, как правило, государственного масштаба. В консорциум могут объединяться крупные и мелкие предприятия, желающие принять участие в проекте, но не обладающие самостоятельными возможностями. Другими словами, консорциум - это временный союз хозяйственно независимых предприятий любой формы собственности, целью которого могут быть разные виды их скоординированного бизнеса, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.
В российском бизнесе достаточно широкое распространение получила такая разновидность многоотраслевого объединения, как холдинг, представляющий собой объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними. Холдинг представляет собой материнскую (головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью. Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
В современных рыночных условиях возникает объективная необходимость усиления роли государства в процессах экономического развития страны. Важным этапом реализации этой функции является создание на базе предприятий различных ведомств, занятых производством однородной продукции и связанными кооперационными или научно - техническими операциями, межотраслевых государственных объединений (МГО). Такие структуры в соответствии с российским законодательством представляют собой производственно-хозяйственные комплексы самостоятельных предприятий и организаций, объединившихся добровольно по решению трудовых коллективов в целях наиболее полного использования своего производственного потенциала. Вошедшие в МГО участники выводятся из подчинения соответствующих министерств и ведомств, сохраняя при этом хозяйственную самостоятельность и фирменное наименование, но в то же время обязаны указывать свою принадлежность к межотраслевому государственному объединению. Такие виды объединений создаются на согласованный период времени как вневедомственные хозяйственные структуры самостоятельных предприятий и организаций, входящих в систему одного из народнохозяйственных комплексов страны; обладают экономической независимостью и юридическими правами в соответствии с установленным положением (уставом), которое определяет экономические и правовые основы функционирования МГО, отношения между участниками и с органами государственного управления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антонов, В. Г. Корпоративное управление. М.: Форум: ИНФРА-М, 2009.
2. Веретенников Н.П., Леонтьев Р.Г. Корпорации: организационные формы, принципы и функции управления. - М.: ВИНИТИ РАН, 2003.
3. Веснин В.Р. Корпоративное управление: Учебное пособие. - М: МГИУ, 2008. - 150 с.
4. Голикова Ю. А.. «Организация и управление корпорациями в мировой экономике» : учебное пособие. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП. 2005
5. Гуриев С. Матрешки корпоративного управления // Эксперт. - №30 (337). - 19 августа 2010 г. [электронный ресурс http://www.nes.ru/russian/about/MassMedia/Guriev-expert-19-08-10.htm]
6. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учебное пособие. - М.: Дело, 2009.
7. Драчева Е.Л., Либман A.M. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур. // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2001. - С.39-40.
8. Дробышевский С., Радыгин А. и др. Инвестиционное поведение российских предприятий. - М: Институт экономики переходного периода, 2008. - С.217-218.
9. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.А. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. – М.: Экзамен, 2010. – 160 с.
10. Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М.: Юристъ, 2011. –304 с.
11. Калин А.А. Реалии и перспективы формирования российской модели корпоративного управления // Финансы и кредит. №3(75). - 2009.
12. Ляпунов С. О некоторых вопросах корпоративного управления в России // Проблемы теории и практики управления. - №6. - 2007. - С.82.