Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Психология прочно проникает во все сферы нашей деятельности. Без знаний психологии невозможно полноценное общение, невозможно обучать детей, вести деловые переговоры. Не зная психологических особенностей личности, мы сталкивается с непониманием, конфликтами, обидами. В связи с этим, особую значимость приобретает психология развития личности [1].
Психология личности как самостоятельная дисциплина и отдельное направление исследований, включает большое разнообразие теоретических направлений, которые помогают понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека и особенностей его развития. Научные поиски велись в различных направлениях, было выдвинуто множество концепций, но до сих пор не существует единого мнения относительно развития человека [5].
Основная цель сегодняшней психологии личности — объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные методы исследования. Подобная методологическая ориентация предполагает необходимые ограничения: не всякая концепция или метод могут применяться при изучении личности. Тем не менее, большинство психологов убеждены в том, что в объяснении сложной природы поведения человека, в конечном счете, наибольший вес будет иметь именно научный подход [1].
Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Сегодня существует большое разнообразие теорий развития личности, в которых отражены различные взгляды, подходы к изучению человека, его поведения. Одни из них взаимно дополняют друг друга, другие же остаются противоречивыми. Поэтому, в настоящее время актуальным остается анализ и изучение теорий развития личности различных авторов, с различных позиций [1; 3; 4; 10; 11].
Целью исследования является изучение основных теорий развития личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные теории личности
Объект исследования – теории развития личности.
Предмет исследования – современные теории развития личности и их роль в психологии.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты формулируют новые обобщения в области теории развития личности, психологии. Представленные выводы и положения могут служить концептуальной и методологической основой для организации и совершенствования методолгической базы психологии как науки [2].
Структура работы. Работа состоит из введения, 7 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1. Психоаналитическая теория
Основоположником психоаналитической теории был Зигмунд Фрейд. При изучении его теорий необходимо исходить из того, что он был психиатром. Соответственно, он анализировал клинические случаи, с которыми ему приходилось сталкиваться на практике, на основании чего он и формулировал свои выводы. Человека он рассматривал как биологическое и как социальное существо. Соответственно, его поведение определяется как биологическими, так и социальными факторами. В большинстве случаев, природа берет верх над социумом, поэтому биологическое начало подавляет социальное начало. Если же такое невозможно, и мы вынуждены постоянно контролировать свою биологическую сущность, впоследствии, это приводит к неудовлетворенности, фрустрации, и является причиной развития неврозов, психозов.
В понимании З.Фрейда психика представляет собой совокупность биологических влечений, инстинктов, бессознательного. Именно эти факторы во многом определяют наше сознание, поведение. Биологическое начало преобладает в нас в раннем детстве. Именно биологическое начало движет нас к познанию окружающего мира, является мотивом для дальнейшего развития личности.
Зигмунд Фрейд утверждал, что подсознательное скрыто от нашего сознания и понимания, но он утверждал, что именно подсознание определяет наше поведение, мотивы, желания. Как правило, люди не осознают сове бессознательное, поэтому, их поведение кажется им необъяснимым [9].
По мнению З. Фрейда, каждый человек в процессе своего развития проходит 5 основных стадий психосексуального развития. Как утверждал З.Фрейд, сексуальность присуща каждому из нас. Однако это понятие он рассматривал значительно шире. Так, в понимании З. Фрейда, сексуальность представляет собой стремление любого существа к получению удовольствия. При этом удовольствие, удовлетворение может быть получено различными способами. В зависимости от стремлений человека, характера протекания личностного развития, Фрейд рассматривал 5 стадий. Он считал, что в определенные периоды развития личности, ее интересы сосредоточены на той или иной части тела. И эта часть тела выступает в качестве источника для получения удовольствия. Кратко охарактеризуем каждую из них.
Первая стадия – оральная. Она начинается с момента рождения, и продолжается примерно до 1 года. Мир ребенка, который только недавно родился, сосредоточен вокруг рта. Поэтому все потребности, интересы, вкусы сосредоточены также в области рта: на губах, языке, позже – на зубах. Для удовлетворения основных потребностей необходимо задействовать эту зону. Через рот ребенок получает питание. Для ребенка очень важно кормление. Во время кормления он утоляет чувство голода, жажды, получая от этого удовольствие. Во время еды его ласкают, обнимают, что способствует снятию напряжения, расслаблению, удовлетворенности. Позже ребенок понимает, что он может управлять своим ртом самостоятельно. У него появляются рефлексы – все новое, незнакомое ребенок пробует на вкус, тянет в рот. Именно в это зоне сосредоточена основная энергия ребенка, получившая название либидо.
С детских времен у каждого взрослого сохраняется много оральных привычек. Люди постоянно стремятся к тому, чтобы задействовать эту зону. Для многих людей весьма значимыми остаются оральные рефлексы, например, постоянная еда во время стресса, причмокивание, облизывание, покусывание губ. С этим связано множество вредных привычек, в том числе, курение, переедание, привычка грызть ногти. Такие привычки связаны с фиксацией внимания на оральной стадии и застревании человека на этой стадии. Соответственно, проявляется личностная незрелость.
Вторая стадия – анальная. Эта стадия приходится на 2-3 года. Именно в это время ребенка обычно приучают к туалету. Также в это время у ребенка появляется естественное стремление к познанию самого себя, собственного тела. Основное внимание сосредотачивается именно на выделениях, испражнениях. Ребенок, сходивший правильно на горшок, гордится тем, что его за это похвалили, получает удовольствие. Если человек успешно прошел эту стадию, он хорошо развит, отличается развитым мышлением, великодушием, хорошей адаптацией к различным условиям. Также такой человек аккуратен. Эти черты сохраняются в течение всей последующей жизни человека. Если же на этой стадии ребенок испытывал трудности, страх, если его жестко приучали к туалету, ребенок будет зациклен на чистоте, гигиене. Они чрезмерно привержены к соблюдению гигиенических правил. Это люди слишком педантичны. Если же не уделять вообще никакого внимания тому, как и где ребенок справляет свои естественные потребности, во взрослом состоянии человек будет анархичным, стремится к повышенному лидерству.
Третья стадия – фаллическая, которая приходится на возраст 4-5 лет. В это время у детей происходит половая дифференцировка, они впервые осознают свою половую принадлежность. У детей проявляется повышенный интерес к половым органам, проявляется симпатия к одному из родителей и антипатия к другому родителю. Если дети успешно прошли эту стадию, то они в дальнейшем могут легко решать свои проблемы, отождествляя себя с родителем своего пола. Дети копируют их образцы поведения. Если же дети испытывали трудности на этой стадии, у них проявляется застенчивость, пассивность. Часто при наличии проблем на этой стадии, в будущем из детей становятся гомосексуалисты. Если же ребенок застрял на этой стадии, в будущем он стремится к поиску такого партнера, который бы заменил одного из родителей.
Четвертая фаза – латентная. Латентная стадия приходится на период 6-12 лет. Это скрытый период, когда либидо ни на чем не сконцентрировано. В
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов/ Г. С. Абрамова. - Москва: Академический проект, 2002. - 496 с.
2. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/Пер.с англ. В.В. Старовойтова, 2-е изд. М.: Издательство «Канон+», 2016. 272 с.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: 2003.
5. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 640 c.
6. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. – М.: 1995. – С.106.
7. Панов В.И. Экологическая психология, экопсихология развития, экопсихологические взаимодействия // Экопсихологические исследования-2: к 15-летий лаборатории экопсихологии развития: Монографический сб. / Под ред. В.И.Панова. – М.; СПб.: 2011. – С. 7 – 25.
8. Петровский В.А. Личности в психологии: Парадигма субъектности. – Ростов на/Д.: 1996. – С.60.
9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
10. Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992.
11. Strelau J., Farley F. H., Gale A. The biological bases of personality and behavior: Theories, measurement techniques, and development (Vol. 1). Washington, DC: Hemisphere. – 1985.