Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Слово «риторика» произошло от греческого rheo - «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи. Имен это древнейшее определение риторики я хочу взять как основное в процессе раскрытия моей темы.
Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. Родилась риторика как дисциплина в Древней Греции, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Это была эпоху Афинской демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. читается, что риторика возникла в V веке до н. э. на Сицилии, когда была свергнута сиракузская тирания и люди столкнулись с необходимостью вести множество споров и тяжб, которые требовали умения убеждать. Среди первых наиболее ярких риторов можно называть Горгия (483-367 гг. до н. э.), которого иногда называют основателем риторики. Этот статус, приписываемый Горгию, достаточно сомнителен, поскольку нам известно, что Горгий был учеником Лисия — сиракузского оратора, который основал собственную школу, а сам Лисий был учеником Коракса. Согласно древним представлениям, риторика была дана людям Меркурием по приказу Юпитера.
Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Сам термин «риторика» — греческого происхождения: он восходит к слову «rhetor», греческому названию оратора, от которого и было образовано слово «rhetorike» — «искусство создания и произнесения речи». Кстати, и по-русски слово «риторика» раньше нередко писалось иначе, ближе к греческому оригиналу — «реторика».
Возникновение риторики тесно связано с деятельностью софистов — древнегреческих философов, которые известны прежде всего тем, что полагали, будто доказать можно что угодно, главное — выбрать правильные средства доказательства. Это широкое понимание убеждения, которое включает в себя и манипулирование сознанием, использование неправильных и/или недопустимых способов доказательства, впоследствии было подвергнуто суровой критике. И не без оснований. Однако эта особенность зарождения риторики очень важна. По-видимому, именно из-за этого практически на всем протяжении истории этой дисциплины за риторикой сохранялась репутация не совсем «честного» инструмента. По крайней мере, такое мнение можно было встретить у некоторых крупных культурных деятелей в любой период европейской истории. Хотя риторика достаточно быстро освободилась от этого морально сомнительного груза, особенности ее рождения (так сказать, «родовая травма») наложили отпечаток на ее дальнейшее существование.
Цель работы –раскрыть историю риторической мысли в античности.
Для реализации цели были постановлены следуюэие задачи:
Рассмотреть теоретические основы риторики в античности.
Анализировать риторические идеалы: от античности и до наших дней.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы риторики в античности
1.1 Риторика и её связь с философией Античности
Слово «риторика» пришло во все языки мира из греческого языка. Оно обозначает умение красиво излагать свои мысли и выступать перед публикой. Правда, с течением времени, в зависимости от особенностей той или иной страны, понятие риторики менялось и приобретало новые оттенки.
Ораторское искусство начало свое развитие с античной Греции (5-4 века до н. э), где бурное развитие получила афинская демократия, где все важные решения принимались через Народное собрание и суд, развивалась идея «общественного» человека.[5;85]
Насущные вопросы решались публично, при большом скоплении людей. Чтобы быть услышанным, успешным, принимать активное участие в общественной жизни, гражданам Афин требовалось проявлять красноречие, а этому нужно было научиться.
Основоположниками риторики стали софисты, главными постулатами которых было:
умение манипулировать толпой;
мастерское ведение словесных баталий, при которых одна сторона принуждает другую проиграть.
убеждение, что главное – это внешняя красота речи, а не ее содержание или истина. Истина – всего лишь субъективное суждение.
Софистика основывалась на диалектике (умении рассуждать) и риторике (умении убеждать).
Несмотря на то, что идеи софистики разделяли не все, эта наука стала обязательной для изучения в Древней Греции. Самыми известными представителями этой школы стали Коракс, Тисий, Протагор, Лисий и Горгий.
Сократ разработал систему ведения диалогов, правильного построения речи с позиции нравственности. По его мнению, правильная речь состоит из:
вступительной части;
изложения основной мысли;
доказательства главной идеи;
выводов.
Чуть позже это же мнение стал развивать Платон, ученик Сократа (например, в своем произведении «Федр»). Он считал главным эмоциональное убеждение слушателей, действие на тонкие струны души, умение отделять главное от второстепенного. [1;58]
Он первым утвердил мысль, что главное – не копирование чужих мыслей, а собственный путь к истине.
Дальнейшее развитие искусство красноречия получило в трудах Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н. э. Именно с трудов Аристотеля началась история становление риторики, как науки, установление ее связей с диалектикой и логикой. Его труд «Риторика» обобщает, систематизирует результаты деятельности древних греков. Трактат состоит из нескольких книг:
Первая книга исследует место риторики среди античных наук.
Вторая – систематизирует способы воздействия на слушателей.
Третья – исследует стиль, построение речи.
Работы Аристотеля позволили впервые обозначить неделимую цепь, стоящую из:
источника речи;
собственно, речи;
получателя речи.
История развития риторики в Древнем Риме
После Греции расцвета достигает Древний Рим, где также все вопросы решает Народное собрание и суд. Бурное развитие риторики основывалось на возможности постоянного отрабатывания ораторского искусства на дебатах, в Сенате и суде. [4;96]
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э), знаменитый оратор, считал речь главным оружием управления массами. Им написан ряд книг:
«Об ораторе»;
«Брут или о знаменитых ораторах»;
«Оратор».
Подчеркивал необходимость учиться ораторскому и актерскому мастерству, развивать интеллект, память. Его схема построения речи:
определить, о чем говорить;
систематизировать мысли;
оформить словесную форму;
произнести.
Кроме того, оратор обязан поучать слушателей, доставлять им наслаждение, подчинять их волю себе. Это становится залогом успеха.
С течением времени риторика стала сводиться просто к умению красиво излагать свои речи на основе сообщения мысли, аргументации и опровержения. Эту идею развивал Марк Фабий Квинтилиан (36-100 гг. н. э), основатель собственной школы ораторского искусства, автор ряда работ.
История зарубежной риторики Средних веков
В Средние века, с усилением роли церкви, на первое место выходит церковное красноречие, основой которого является поучительность и применение латыни. Это привело к тому, что:
Искусство оратора становится второстепенным.
Потребность выступать красиво возникает только у ученых или религиозных деятелей, для увеличения убедительности их выступлений.
Утрачены характерные свойства античной риторики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Античные риторики / под ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 352 с.
2. Античные теории языка и стиля: антология. - 2-е изд. - СПб: Алетейя, 1996. - 368 с.
3. Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики / Н.А. Безменова. – М.: Наука, 1991. – 215 с.
4. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2 т. – М., 1958.
5. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве.- М.: Наука, 1972.- С.4-73.
6. Греч, Н.И. Учебная книга российской словесности, или избранные места из русских сочинений и пер. в стихах и прозе с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории российской словесности. Ч. I - IV / Н.И. Греч. - Ч. I. - СПб, 1819. - 400 с.; Ч. II. - СПб, 1820. - 442 с.; Ч. III. - СПб, 1820. - 363 с.;
7. Давыдов, И.И. Чтения о словесности: курс 1 - 4 / И.И. Давыдов. - Курс 1. - М., 1837. - 259 с.; Курс 2. - М., 1838. - 327 с.; Курс 3. - М., 1839. - 352 с.; Курс 4. - М., 1843. - 292 с.
8. Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля: пер. с лат., древнегреч. / авт. вступ. ст. и коммент. В.В. Шкода. - М.: АСТ; Фолио, 2003. - 831 c.
9. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. // Дело. – М., 1999. – 480 с.
10. Зеленецкий, К.П. Курс русской словесности для учащихся: I. Общая риторика / К.П. Зеленецкий. - Одесса, 1849. - 132 с.
11. Зеленецкий, К.П. Курс русской словесности для учащихся: II. Частная риторика / К.П. Зеленецкий. - Одесса, 1849. - 173 с.
12. Иванов В.Г. История этики древнего мира. – СПб., 1997.
13. История всемирной литературы: В 9 т. Т.1. – М., 1983.
14. История русской риторики: хрестоматия / авт.-сост. В.И. Аннушкин. - М.: Издат. центр "Академия", 1998. - 416 с.
15. Квинтилиан, Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений: в 2-х частях / Марк Фабий Квинтилиан. - СПб, 1834.
16. Козаржевский, А.Ч. Античное ораторское искусство / А.Ч. Козаржевский. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 71 с.
17. Корнилова, Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи / Е.Н. Корнилова. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 208 с.
18. Кошанский, Н.Ф. Общая риторика / Н.Ф. Кошанский. - СПб., 1829. - 131 с.
19. Кошанский, Н.Ф. Частная риторика / Н.Ф. Кошанский.- СПб., 1832. - 151 с.
20. Кузнецова, Т.И. Ораторское искусство в Древнем Риме / Т.И. Кузнецова, И.П. Стрельникова. - М.: Наука, 1976. - 288 с.
21. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. - М.: Высш. шк., 1990. - 456 с.
22. Ломоносов, М.В. Краткое руководство к красноречию / М.В. Ломоносов // Полн. собр. соч. - Т. 7. Тр. по филологии. - М.; Л., 1952. - С. 89 - 378.
23. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1975. - 776 с.
24. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ; Фолио, 2000. - 846 с.
25. Мерзляков, А.Ф. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. В пользу благородных воспитанников университетского пансиона / А.Ф. Мерзляков. - М., 1809. - 131 с.
26. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы: Сб. научн.-аналит. обзоров / [Отв. Ред. Безменова Н.А.] – М.: ИНИОН, 1987.
27. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. – М., 1994.
28. Реале Дж., Антисера Д. Западная философия от истоков до наших дней: Античность. – СПб., 1994.
29. Фукидид. История. – М., 1993.