Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Вторая половина двадцатого века в истории СССР (России) прежде всего связана с деятельностью Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева и М. С. Горбачёва. Их деятельность на посту главы государства имела множество как положительных, так и негативных аспектов. Анализ этих аспектов позволит понять особенности исторического развития СССР, а также выявит причины актуальной обстановки в нашей стране. Вышеперечисленные лидеры государственной политики высказывали грандиозные идеи и предрекали СССР грандиозное будущее. Однако далеко не все замыслы удалось реализовать, а некоторые из них вообще имели негативные последствия для жизни в стране.
Следует отметить, что в настоящее время среди аналитиков до сих пор ведутся споры о том, была ли жизнь в Советском Союзе благоприятной для людей или её серьёзно приукрашивали. В связи с этим необходим анализ повседневной жизни общества в СССР.
Цель работы: проанализировать особенности повседневной жизни в СССР в 1950 – 1980 гг.
Исследование проводилось в 2019 году. В задачи работы входило:
1. Провести анализ государственной деятельности Н. С. Хрущёва, определив при этом эффективность реализации его замыслов.
2. Выявить важнейшие аспекты государственной деятельности Л. И. Брежнева, их положительное и негативное значение для развития страны.
3. Дать характеристику и оценку деятельности М. С. Горбачёва.
4. Провести обзор жизни людей во время правления вышеуказанных лидеров.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – жизнь в СССР
Предмет исследования: замыслы и реализация в деятельности Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева и М. С. Горбачёва и их воздействие на повседневную жизнь советского общества.
Методология исследования. При разработке использовались общеисторические принципы: объективность, научность, историзм с использованием комплексного, междисциплинарного подхода гуманитарного знания. Из специальных научно-исторических методов использовались: проблемно-хронологический, описательный, сравнительный и другие, изложенные и обоснованные в трудах ученых по теории методологии, историографии и источниковедения.
Хронологические рамки исследования. В работе исследована жизнь советского общества, начиная с периода после смерти И. В. Сталина в 1953 году и заканчивая периодом реформ М. С. Горбачёва (конец 1980-х гг) – последних лет существования СССР.
Территориальные рамки исследования. В работе проанализированы события, происходящие на территории Советского Союза.
Историография. В работе использован хронологический подход: события рассматриваются во временной последовательности. Сначала показан анализ деятельности Н. С. Хрущёва и её влияние на повседневную жизнь советского общества, затем мы проанализировали воздействие политической деятельности Л. И. Брежнева на состояние советского социума, после чего провели аналогичный анализ политической работы М. С. Горбачёва и её роль в жизни советских людей.
Источниковая база. Нами проанализированы первоисточники, авторами которых являются Н. С. Хрущёв, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачёв, а также работы таких авторов, как как А. А. Байков [13], С. Н. Дыдко [15] А. Ю. Бондаренко [14], Н. Д. Кузнецов [21], И. А. Исаев [18], Э. Н. Кузьбожев [22], С. Н. Пшизова [26] и др. Однако к настоящему времени не сформировано единого подхода к пониманию социального значения политических процессов в данный период.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе её проведения были выявлены факторы, влияющие на жизнь людей в СССР.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Материальные и духовные аспекты советской повседневности в послевоенные годы
1.1. Особенности жизни советских людей в послевоенные годы
Великая Отечественная война завершилась долгожданной победы, однако эйфория от неё длилась недолго, и советских людей постигло ощущение безысходности. Неизбежный тяжелейший труд, сильный голод, начало «холодной войны», сталинские репрессии, которые возобновились с новой силой, - всё это явилось неизбежностью послевоенного времени.
Люди в СССР работали очень много и добросовестно, однако жить в разрушенной стране легче не становилось. В конце 1940 – начале 1950 гг. осуществлялось интенсивное развитие трёх отраслей промышленности: ракетной, радиолокационной, атомной. Огромная часть ресурсов страны расходовалась на строительство предприятий, которые относились к этим сферам.
Первые годы после войны были очень тяжелыми. Уже в 1946 году СССР был охвачен страшным голодом, который унёс больше человеческих жизней, чем 1945, когда не только продолжалась война, но и возникла эпидемия тифа. Наиболее тяжело переживали голов на Украине, в Молдавии, в районах Поволжья и на Северном Кавказе [11, c. 59].
Люди в деревнях трудились с утра до ночи и при этом жили в абсолютной нищете. В начале пятидесятых годов молодёжь активно стремилась покинуть село.
В 1947 году карточная система сменилась на денежную, в 1948 году цены на продукты стали снижаться. Это немного облегчило жизнь советских людей. В 1952 год цена на хлеб стала на 39 % ниже, чем в 1947-м, на молоко - на 70 % [1, c. 27].
Доступность товаров первой необходимости вызвала одобрение среди простых людей, но, пребывая под железным занавесом, большая их часть с лёгкостью поверила в иллюзорную идею о лучшей стране в мире.
До 1955 года люди в СССР не сомневались, что победой в Великой Отечественной войне они всем обязаны И. В. Сталину.
В послевоенные годы система ГУЛАГа достигла своего апогея. В лагеря помещались «вредители», инакомыслящих и прочие "враги народа" [3, с. 39]. Печальной была судьба офицеров и солдат, которые в годы войны оказались в окружении. В лучшем случае они проводили несколько лет в лагерях, вплоть до прихода к власти Хрущёва, который развенчал культ Сталина. Однако многие из них были расстреляны. При этом условия в лагерях были такими, что вынести их могли лишь самые молодые и здоровые [16, c. 81].
С конца 1940 гг в культурной жизни Советского Союза стали активно бороться с влиянием запада. Это выражалось в запрете на всё иностранное и популяризации отечественных культурных направлений. Снимали большое количество военных фильмов, которые подвергались жёсткой цензуре. Сюжет таких фильмов был построен в соответствии с чёткой структурой, герои создавались по шаблону. Всё было призвано восхвалять Сталина и его режим, который называли счастливой советской жизнью. На развитие культуры СССР это воздействовало пагубно [20, c. 92].
Генетика, которая начала развиваться в СССР ещё с 30-х гг, в послевоенное время оказалась в изгнании. Этот период в естественнонаучных кругах известен как «Лысенковщина». Трофим Лысенко, советский агроном и биолог, явился главным борцом с генетиками. В августе 1948 года выдающиеся советские учёные, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной науки, потеряли возможность заниматься исследовательской деятельностью.
Вообще наука в этот период испытывала очень тяжёлые времена. Получили распространение догматизм, начетничество, цитатничество, от-рыв теории от жизни. Серьёзным тормозом для отечественных научных достижений стало пренебрежение зарубежными научными разработками.
Однако отрасли науки, имеющие оборонное значение, получили развитие в этот период. Наиболь¬шее значение в те годы приобрели такие новые развивающиеся отрасли, как ядерная физика и физика полупроводников, биохи¬мия и биофизика, радиационная биология. Особые надежды руководство страны возлагало на достижения в сфере ядерной энергетики. Работу в этом направлении возглавил академик И. Курчатов [22, c. 49].
Важнейшей задачей народного образования в послевоенные годы стало введение обязательного семилетнего обучения. Методом народной стройки было создано множество школ. Для молодёжи, не сумевшей получить образования в годы войны, создавались вечерние школы.
С педагогическими кадрами в этот период было очень сложно. С целью массовой подготовки педагогов организовывались краткосрочные курсы. На них могли быть приняты люди, которые не имели даже среднего образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Источники
1. Выборочные наблюдения в статистике СССР: Сборник статей ЦСУ СССР.– М., 1966.
2. Декреты Советской власти. Т.1-14. – М., 1957 – 1997.
3. История Советской Конституции: В документах 1917 – 1956. – М., 1957.
4. Л. И. Брежнев. «Ленинским курсом»: Речи и статьи. (в 9 томах, 5523 страницы) — М.: Политиздат, 1970.
5. Михаил Горбачев: `Что бы ни происходило с Россией, назад она уже не вернется` // Пресс-конференция в ИА «Росбалт», 2 апреля 2005
6. М. С. Горбачёв. Жизнь и реформы. – М, «Новости», 1995
7. М. С. Горбачёв. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. – М., Изд-во политической литературы, 1988.
8. Никита Сергеевич Хрущёв. Два цвета времени. — В 2 тт. — М.: Международный фонд «Демократия». Архивировано 26 ноября 2012 года., 2009, серия «Россия. XX век. Документы»
9. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР: 1938 – 1975. Т.1-4. – М., 1975.
Монографии
10. Зубкова, Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 / Е. Ю. Зубкова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - 229 с.
11. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И. Б. Орлов. - М.: Издат. дом Гос. ун-та - Высшая школа экономики, 2010. - 317 с.
12. Федченко, М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945 - 1991 гг.) / М. Н. Федченко. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. - 231 с.
Литература
13. Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. Экономической политики и государственно-частного партнерства, ––М. : МГИМО-Университет, 2015. –– 412, [1] с. 181-257 –– (Учебники МГИМО).
14. Бондаренко, А. Ю. Утаенные страницы советской истории / Бондаренко Александр Юльевич, Ефимов Николай Николаевич. - Москва: Гостехиздат, 2008. - 400 c.
15. История отечественного государства и права. Часть вторая. Под редакцией д.ю.н., заслуженного профессора МГУ О.И. Чистякова. - издание третье, перераб. и дополнен. С. 155 // Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф. - Режим доступа: - http://www.consultant.ru
16. Исаев, И.А. История политических и правовых учений России: Учебник / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
17. История России с начала XX век / Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д.; Ред. Сахаров А.Н. - М.: АСТ, 2000. - 544с
18. История России: учебник для вузов / Ред. Казанцев Ю.И. - М.: Инфра-М, 2000. - 568с
19. Кузнецов, Н. Д. История СССР / Н.Д. Кузнецов, М.И. Кузнецов, Н.И. Касаткин. - М.: Высшая школа, 1978. - 326 c
20. Кузьбожев, Э.Н. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева. - М.: Юрайт, 2013. - 470 c.
21. Ледяев В., Ледяева О. Многомерность политической власти: концептуальные дискуссии // Логос. № 4–5 (39). 2003. С. 25.
22. «Михаил Сергеевич Горбачев» [Электронный ресурс]. Режим доступа к статье: http://www.5ka.ru/64/32243/1.html (Дата обращения: 06.06.2019)
23. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти. — М., 1999. – 452с.
24. Мухаев, Р.Т. История государственного управления в России: Учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 770 c.
25. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация: в 2-х т. - М.: Издательство Терра, 1996.
26. Пшизова, С. Н. Политология: Лексикон. Под ред. А.И.Соловьева / Под ред. А. И. Соловьев. — Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Москва, 2007. — С. 215–226.