Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных организациях одним из основных аспектов эффективности работы персонала является правильное распределение ролей. Каждый специалист должен решать тот спектр задач и нести ответственности за тот функционал, который на него возложен и в отношении которого делегированы полномочиями. В данном аспекте менеджерам необходимо решить каким образом распределять роли, на какие подходы опираться.
В связи с этим представляется интересным рассмотреть одну из наиболее известных концепций - теорию Г.Минцберга, которая положена в основу управления многих зарубежных и российских компаний. Это обосновывает актуальность исследования.
Цель работы – анализ ролей менеджера на основе концепции г.Минцберга.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность ролей менеджера,
- изучить концепцию Г.Минцберга,
- представить характеристику роли менеджера в принятии решений,
- представить организационно-экономическую характеристику организации,
- провести анализ оценки ролей менеджера в организации,
- выявить направления совершенствования распределения ролей менеджера.
Предмет исследования – подходы и методы к распределению ролей менеджера.
Объект исследования – ПАО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт».
Степень изученности данной темы достаточно высокая, так как интерес к ней проявляют на протяжении многих десятилетий, что сделало ее предметом изучения многих теоретиков и практиков менеджмента.
Теоретико-методологическая база. В данной работе использовались труды: Г.Минцберга, .Виханского О.С., Румянцевой З.П., Наумова А.И., Шекшня С.В., Гелиха О. , Эскиева М.А. и других авторов.
Методология исследования:
- анализ нормативных источников,
- сравнительный анализ,
- исторический анализ,
- анализ научной литературы.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами, заключением, списком литературы и приложением.
В первой главе представлен теоретический анализ проблем управления в организации и определения ролей менеджеров. Также рассмотрены основные положения концепции Г.Минцберга.
Во второй главе проведен организационно-экономический анализ ПАО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», выявлены особенности управления, распределения менеджерских ролей, проведен анализ роли руководителя отдела продаж.
В третьей главе представлены рекомендации по оптимизации распределения ролей менеджеров на основе проблем и потенциала, выявленного в предыдущей главе.
1.Теоретические основы распределения ролей в менеджменте
1.1. Значимость распределения ролей в менеджменте
Управление организаций – это управляющее воздействие на ресурсы компании с целью достижения целей ее развития и приведение ее в нужное состояние и к нужным показателям. Основным ресурсом компании является ее персонал, поэтому важнейшее направление деятельности компании – управление персоналом.
Управление - это сознательно организованное целенаправленное воздействие на коллектив, персонала. Ожидаемые результаты такого взаимодействия планируются, проектируются как близкое или отдаленное, но реальное будущее .
Эффективность предполагает также правильное распределение ролей, функций и задач в организации и осуществление выполнения поставленных целей с учетом миссии каждого менеджера.
Управление компанией невозможно без управления менеджерами, так как они – основной управленческий ресурс. Современные организации тратят огромные средства и усилия для того чтобы найти, удержать и повысить эффективность работников. Высокая организация труда и правильная мотивация могут стать залогом существенного повышения конкурентоспособности предприятия.
Однако немаловажным фактором является распределение ролей между менеджерами. Зачастую от того насколько грамотно выстроены и насколько менеджеры согласны с данным распределением зависит эффективность управления.
Именно распределение ролей позволяет обеспечить командную работу, слаженный процесс выполнения поставленной задачи, в котором каждый знает, что и когда ему нужно делать, какова его роль в достижении цели. Именно от правильного распределения ролей зачастую зависит результативность управления, так как менеджеру важно понять и почувствовать на что способен каждый специалист, кто может вести за собой коллектив, а кто является только ведомым, кто активно генерирует идеи, а кто их успешно исполняет.
Именно поэтому процессу анализа профессиональных и личностных способностей в менеджменте уделяется такое большое внимание. Управленец должен понимать, как распределить роли между своими специалистами.
1.2. Подход Г.Минцберга к распределению ролей менеджеров
Для достижения поставленных целей и выполнения задач, предприятие должно отвечать критериям эффективности и производительности. С целью определения природы работы менеджеров Г. Минберг провел ряд исследований, результатами которых было определение ролей менеджеров.
Г. Минцберг пришел к выводу, что, несмотря на тип организации или уровень развития менеджмента, менеджеры действуют каким-то определенным образом, взаимодействуя с другими, выполняя четыре базовые функции управления. Он доказал, что все менеджеры для эффективного выполнения своей работы принимают какой-либо образец поведения или роли. В итоге Г. Минцберг описал 10 ролей менеджмента (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Характеристика ролей менеджера
Три управленческие межличностные роли зависят непосредственно от влияния должности менеджера в организации. Межличностные роли представляют собой роли, в которых менеджеры развивают и поддерживают взаимоотношения. Межличностные роли включают в себя менеджера в образе главы, менеджера как лидера и менеджера в качестве связного .
Роль главы организации предполагает то, что часто менеджеры формально представляют свои компании. Будучи главой, менеджер может быть лицом компании, встречаясь с важными клиентами, обеспечивая проведение деловых встреч с целью установления долгосрочных взаимовыгодных отношений .
Менеджеры часто осуществляют межличностную роль лидера, когда они нанимают, обучают и мотивируют людей, работающих вместе с ними.
Третью межличностную роль менеджер выполняет как роль связного, выстраивая отношения с другими организациями.
Минцберг Г. наблюдал, что огромная часть работы менеджера посвящена информационным ролям, в которых менеджер получает, обрабатывает и передает информацию. Наблюдатель, распространитель и спикер – это три информационные роли.
Роль информационного проводника является особенно важной, так как ее реализация обеспечивает правильные коммуникационные потоки и наличие обратной связи. Именно поэтому менеджер должен уметь принимать и правильно распределять информацию, а также получать ответы на нее от своих подчиненных или клиентов, чтобы принимать последующие управленческие решения.
Таким образом, Г.Минцберг представил совершенно адекватную современным условиям менеджмента и вполне применимую на практике
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова А.С. Личностные качества руководителя // Гуманитарные научные исследования. –2014. –№ 2. – [Электронный ресурс]: URL: ttp://human.snauka.ru/2014/02/5817 (Дата обращения: 12.03.2019).
2. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Сравнение стилей руководства // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 590-593.
3. Алешкова Н. П. Органы местного самоуправления как юридические лица: объективная необходимость или правовая надуманность / Н. П. Алешкова // Практика муниципального упр. – 2013. – № 1. – С. 10–19.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2010. - 576 с.
5. Гелих О.Я. Философия и методология управления: учебное пособие для вузов / О.Я. Гелих, А.В. Нестеров / 2-е изд. – СПб.: Книжный Дом, 2014. – 290 с.
6. Деловая оценка выявит хорошего управленца // Директор по персоналу.Электронный журнал.–2015. – 7 сент. –[Электронный ресурс]: http://www.hr-director.ru/article/13122-delovaya-otsenka-personala (Дата обращения: 12.03.2019).
7. Доронина Н.Н., Амельченко М. А. Личностные и деловые качества руководителя сферы бизнеса // Научный результат. (Серия «Технологии бизнеса и сервиса»). –2015. –№1. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-i-delovye-kachestva-rukovoditelya-predpriyatiya-sfery-servisa (Дата обращения: 03.04.2019).
8. Как личность руководителя влияет на корпоративную культуру // Директор по персоналу (Электронный журнал). – 2016. – №2http://www.hr-director.ru/article/65894-qqq-16-m2-kak-lichnost-rukovoditelya-vliyaet-na-korporativnuyu-kulturu . (Дата обращения 10.02.2019)
9. Зайко Г. М. Организация производства и обслуживания на предприятиях: Учебник / М.: Магистр, 2012. – с. 98
10. Как стать успешным руководителем // Директор по персоналу –[Электронный ресурс]:http://www.hr-director.ru/article/63447-qqq-15-m4-kak-stat-uspeshnym-rukovoditelem(Дата обращения:12.03.2019).
11. Личные качества руководителя // http://kak-bog.ru/lichnye-kachestva-rukovoditelya . (Дата обращения 10.02.2019)
12. Минина В. Ключевые сотрудники организации: подходы к идентификации и проблемы управления // Кадровик. – 2012. - №1. – С.86
13. Минцберг Генри. Действуй эффективно. Лучшая практика менеджмента: Пер. с англ. – СПБ.: Питер, 2011, С.34
14. Мухина Е.Р. Характеристика ролей менеджеров // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58765 (дата обращения: 27.03.2019).
15. Официальный сайт ООО «ЛУКОЙЛ-Ниженеволжскнефтепродукт» // URL: http://oilvolga.ru
16. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
17. Рябинина А.Н. Психология управления. М.: Пресс-издат, 2016.
18. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Инт-синтез, 2006. – С.12.
19. Сыченкова Е.В., Надреева Л.Л. KPI как инструмент мотивации и стратегического управления // Вестник магистратуры. – 2015. – № 1-2 (40). – С. 44-46.
20. Эскиев М.А. Профессионально важные качества руководителя / М.А. Эскиев, А.И. Бексултанова, С.А. Аслаханова // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 692-696.
21. Эскиев М.А. Значение и роль руководителя в деятельности организации / М.А. Эскиев, Р.А. Ялмаев // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 625-628