Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как известно, журналистским расследованием является вид журналистики, направленный на сбор и интерпретацию информации, имеющей неоднозначное значение, или определенный резонанс в обществе.
Таким образом, работа, темой которой является журналистское расследование, является актуальной.
Выбирая тему данной работы, было принято решение остановиться на вопросе благотворительности в СМИ, так как эта тема является одной из обсуждаемых, так как многие благотворительные организации на деле оказываются подставными и доказательств этому – большое количество. В то же время, благотворительность в СМИ – деятельность, которая широко распространена на Западе, но еще очень нова для нашей страны. В связи с выше сказанным, журналистское расследование, посвященное данной теме, имело бы практическую ценность.
Для практической части было выбрано журналистское расследование по конкретному, благотворительному медиа- порталу, вызывающему неоднозначное отношение со стороны общества.
Для достижения поставленной в данном исследовании цели, а именно, для проведения журналистского расследования, были сформулированы следующие задачи:
- Определение темы журналистского расследования
-Изучение предмета расследования
-Формирование беспристрастного мнения по предмету расследования
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Тема журналистского расследования
Тема журналистского расследования, по определению, должна быть такой, чтобы дать возможность обществу разобраться с неоднозначными проблемами. Тема благотворительности, широко распространившаяся в средствах массовой информации в последнее время, с этой точки зрения, подходит для журналистского расследования как нельзя лучше.
Наверное, мало кто из нас пройдет мимо голодного котенка, щенка или птенца, не захотев покормить или помочь ему. Также мало кто, услышав о бедственном положении кого-то из родственников или друзей, не попытается ему помочь. Вполне понятно – мы понимаем, кому адресно эта помощь предназначается, как и видим конкретный результат оказания нашей помощи.
Однако дистанционная помощь имеет такую отрицательную сторону, как невозможность проследить, дошла ли наша помощь до адресата.
Немалый вклад в кворум подобного недоверия вносят именно виртуальные призывы поучаствовать в благотворительных проектах. Совершенно свежий пример, демонстрирующий вышесказанное представлен ниже в виде сообщений WhatsApp на рис.1. Дословно в тексте этого сообщения говорится: 22.11.2017, 17:55:24: Бондарчук Александр: Привет, помоги разослать, ищут донора ребенку. Разошли пожалуйста кому можешь. Умирает 11 месячный ребенок, у него опухоль костного мозга, срочно нужна операция, нужен донор, группа крови третья отрицательная. Тел:8-988-ххх-хх-хх. У родителей ребенка недостаточно денег и "Ерuls" и "Оnеt" согласны им помочь. "Оnеt" проверяет сколько человек получили это письмо. За каждые отправленные три письма родители ребенка получают на счет 32 рубля. Если ты отправишь минимум 12 писем, то у тебя в профиле будет значок "Спасибо". Отправить в ватсапе. Ребята, давайте поможем! P.S от нас не убудет. Разошли.
Однако более детальное изучение источника этой информации, показало, что назначение данной рассылки не соответствовало заявленному, а этого больного ребенка попросту не существует.
Подобные ситуации вызывают вполне обоснованное недоверие, которое не может не отражаться на отношении россиян в общей своей массе к благотворительным акциям и призывам в них участвовать.
Рисунок 1 Сообщение WhatsApp c призывом о помощи.
В России наиболее распространенным видом благотворительности последних лет стала поддержка бездомных животных. Большое количество приютов, фондов поддержки и пристройства бездомных животных получили возможность доносить свои призывы к поддержке до широких масс населения посредством интернета. Почти все такие объединения имеют интернет-странички или группу ВКонтакте либо в Фейсбуке.
Однако большая часть из них повторяет одни и те же ошибки. В частности, группы представляют собой «доски объявлений» о пристройстве животных и о просьбе оказания денежной помощи, но зачастую даже не упоминается, на что именно собирают деньги. Кроме того, призыв к каждому стать участником группы также не совсем верен, так как есть люди, которые просто хотят помочь сейчас, а не быть постоянным участником обсуждений по данной теме.
Еще одним частым упущением является факт того, что через контент не доносится мысль, зачем брать животное из приюта, и что с ним делать. Также непонятно, как читатель может помочь, просто сидя за компьютером, причем не обязательно помощь должна быть именно денежная.
Исходя из выше сказанного, получается, что знакомство с информацией о фонде не дает необходимых результатов. Как заметил в своем комментарии один бизнесмен, помогающий Фонду: «Я бы хотел видеть итог истории. Если вы ищите дом собаке, то покажите потом, как новый хозяин выгуливает счастливую собаку в парке».
Таким образом, мы видим, что акции благотворительности в сетевых СМИ имеют свою специфику, связанную с виртуальностью общения и, почти всегда, невозможностью тех, что хочет оказать помощь животным или, например, больным детям, должен быть обеспечен исчерпывающей информацией о том, что его помощь доходит до адресата. Эти упущения присущи как фондам помощи бездомным животным, так и фондам поддержки людей, нуждающихся в лечении, опеке и т.д.
Подобные тенденции связаны, прежде всего, с тем, что общий уровень жизни населения России не располагает к большим пожертвованиям, которые могли бы потребоваться для поддержки людей. Как показывают рейтинги интернет-базы данных Нубео, Россия в этом году по качеству жизни набирает 86,27 балла из 200 возможных, отставая, в частности, от Украины и Индии [1] Но для поддержки животных, состояние которых в большинстве городов России, является, действительно, плачевным, небольшой материальный вклад позволяет делу сдвинуться с мертвой точки. Отношение к животным стало лучше, а совсем недавно был принят закон о наказании за жестокое обращение с животными (УК РФ Статья 245 «Жестокое обращение с животными»), что также не обошлось без активной поддержки собиравших в пользу этого закона подписей волонтеров, которые, как раз, и входят, прежде всего, в огромные объединения разнообразных благотворительных зоофондов.