Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отличительной чертой нашего века является значительное увеличение объемов текстов, транслируемых СМИ, включая разнообразные сферы во всех информационных каналах. Неумолимо растет значимость каждого типа журналистской деятельности, особое место среди которых занимается многочисленными разновидностями периодических изданий. Материал исследований, проведенных в контексте данной работы, касается именно этих сфер СМИ и позволяет провести апробацию подходов к типологизации и внутренних механизмов текстов военной периодики.
Смена периодов обращения лингвистики к особенностям новых жанров и композиций всегда происходила за счет наступления периодов стагнации внимания к оным. На сегодняшний день ведется активная разработка инновационного междисциплинарного направления «жанроведение», которое возникло на накопленном объеме теоретического и практического материала за последние десятилетия, что вновь пробудило интерес лингвистов к проблеме жанра.
Наибольшее внимание лингвистов в настоящее время обращено к жанровой классификации в профессионально ориентированном общения. Данным термином охватывается значительный перечень явлений, которые образуют особую подсистему в системе языка, отличающуюся наличием специфических характеристик семантико-стилистического функционирования языка и соответствующей композиционной структурой текста.
Высокой актуальностью отличается изучение взаимосвязи жанров и композиций с позиции новых лингвистических концепций, в данном случае в качестве методологической основы исследования этой проблематики применяется теория общения, т. е. коммуникативная лингвистика.
Теорией жанра военной периодики, активно развивающейся в сегодняшних реалиях возросшей популярности, исследуется текст (т. е. целое «объемлющее» законченное речевое произведение), представляющий единство формы и содержания коммуникации, предполагающее изучение как лингвистических, так и экстралингвистических факторов общения.
Исследованием производится диагностика таких параметров текста, как коммуникативная насыщенность, коммуникативная напряженность и персуазивность речевого произведения.
Такие термины, как «текст», «композиция», «жанр» обладают своей многолетней историей, широким распространением, использованием в разных филологических дисциплинах, где их трактование порой не только имеет нюансы, но и может различаться весьма существенно. Многолетняя практика привела к тому, что в соотношении жанра и композиции рассматривается только однонаправленный характер, т. е. жанром определяется композиция. Результаты анализа специальных (профессионально ориентированных) текстов показали, что существует и обратное соотношение: зная определенное строение текста (арсенал коммуникативных целей), можно предположить, к какому жанру относится тот или иной текст.
Объект исследования — современные тексты немецкоязычной военной периодики с охватом всех ведущих жанров, представленных в этой коммуникативной сфере.
Цель исследования заключается в осуществлении коммуникативно-семантического моделирование жанра и композиции текстов с учетом стратегии и тактики общения, а также эффективных стилистических средств.
Задачи исследования:
• провести определение природы жанра в качестве коммуникативно-стратегического типа профессионально ориентированного текста;
• провести определение основных параметров жанра и соответствующих его разновидностей.
Глава 1. Жанровые характеристики текстов военной тематики немецкоязычных СМИ
Рассмотрим основные жанры военных публикаций.
Хроника. В модели этого типа жанра, прежде всего, констатируется состав текста хроники. Она включает три-четыре заметки (микротексты), которые привязаны к одному и тому же времени выхода журнала, но каждая характеризуется своей темой.
Все заметки имеют сходное строение. Каждая заметка включает два, три или четыре предложения. Внешняя и внутренняя композиция, воплощенная в глобальной и локальных коммуникативных целях заметки, представлена в виде сложноподчиненных или простых распространенных предложений, но сильно осложненных различными оборотами (особенно с использованием неличных форм глагола). Употребление таких синтаксических и морфологических форм является важным формальным средством стиля хроники, объясняется стремлением сжать информацию, необходимостью представить в одном предложении разнообразные сведения .
В предложениях любой заметки (микротекста) обычно используют композиционно-речевую форму повествования, которая репрезентируется в тексте с помощью глаголов,подчеркивая завершенность действия к моменту речи и его связь с последующим развитием описываемого события, но уже выраженного глаголами с помощью последовательности, что обеспечивает коммуникативно-семантическое развертывания текста.
Необходимо отметить еще одну важную стилистическую особенность жанра хроники - это отсутствие в составе высказываний субъективно- оценочных эмоциональных элементов языка (как лексических, так и синтаксических). В хрониках не встречаются ни инверсии, ни восклицательные предложения, нет умолчаний и других средств эмоционального синтаксиса, нет эмотивной лексики - эпитетов, междометий и т. д. Вследствие «сухой», несколько протокольной манеры изложения мысли в хронике не встречаются ни метафоры, ни метонимия, ни другие стилистические образные средства.
О лексической компрессии заметки говорит использование в ней от 38 до 116 слов, количество печатных знаков (без пробела) варьируется от 249 до 536.
В заметках хроники отсутствуют цитаты, что обосновано тактическими коммуникативными целями: подвести итог факту, раскрыть предельно сжато информацию, показать развитие событий в настоящем и будущем.
Короткая информационная заметка — сравнительно небольшое сообщение (от 600 до 1 200 печатных знаков). Моделирование этого типа жанра предусматривает выявление особенностей текста на уровне содержания, определенной композиции и характерных коммуникативных целей. Текст этого типа редко помещают под рубрикойновостей, чаще он идет в других рубриках для заполнения текстового пространства. Вводный абзац, соответственно, может носить разный, характер (выхватывается основная новость или дается некоторый итог). Если в хрониках событие только констатируется, то в рассматриваемом жанре оно в каких-то деталях расширяется. Формальными стилистическими свойствами этого жанра являются краткость, точность, стандартность изложения, максимальная языковая экономия, редкое использование цитат.
В основу композиции короткой информационной заметки положена структура нарратива, отражающая два этапа изложения: основное событие показано как последовательно разворачивающееся и как уже совершённое. Все короткие заметки авторизованы .
Композиция такого текста - это выражение глобальной коммуникативной цели — показать, что поставка вооружения откладывается из-за его модернизации. Текст заметки строится относительно следующих конкретных тактических коммуникативно-прагматических целей автора:
1. Назвать вооружение, поставка которого откладывается.
2. Назвать фирмы, поставляющие данный тип вооружения.
3. Дать информацию о том, когда поставка была отложена.
4. Дать информацию о том, когда поставка будет возобновлена.
Последовательность изложения материала соответствует приведенному порядку. В ряде случаев выявлено участие других коммуникантов, дающих оценку этому событию.
Расширенная заметка. В нее входят заглавие, вводный абзац, сам текст и вставка (журналисты называют ее «афишка»), где даются ключевые моменты сообщаемых сведений, оформленные целыми предложениями. Текст включает приблизительно 2000 печатных знаков, имя автора печатается перед началом текста, а не после его окончания, как это делается в коротких заметках. Лиды (вводные абзацы) являются элементами, констатирующими информацию всего сообщения: недлинные (одно-два) предложения.
Если хроники дают ответ на основные три вопроса кто / что? где? ко¬гда?, а содержание коротких заметок отвечает на вопросы: кто / что дела¬ется)? кто / что сделал? кто / что сделает? когда? где?, то расширенные заметки отвечают еще на вопросы какие (условия)? чем?
Разработка методики моделирования жанра: расширенной заметки проводилась на материале корпуса текстов по модернизации: военно-технических устройств. Они имеют однотипную композицию, которая отражает следующие тактические цели автора :
1) дать общее описание модернизированного изделия;
2) предоставить информацию о том; где, когда и какой блок был усовершенствован;
3) содержательно оценить эффект, полученный от модернизации блоков;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М:, Лабиринт, 2007. 320 с.
2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Ворошилов В. В. Журналистика. - Учебник. 2-е изд. - СПб., 2000.
4. Ворошилов В.В. Менеджмент средств массовой информации: Конспект лекций.- СПб., 2000.
5. Городецкий Б. Ю. Коммуникативные основы теории языка (от лингвистики структуры к лингвистике общения // Методы современной коммуникации. Вып. I / Под редакцией В. Н. Переверзева. М., 2003. С. 84-95.
6. Гуревич С. М., Иваницкий В. Л., Назаров А. А., Щепилова Г. Г. Экономика и менеджмент СМИ: Основы Медиамаркетинга. /под ред. С.М. Гуревича. – М., 2007
7. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: учебное пособие для вузов, изд.3.- М. Аспект Пресс, 2009.
8. Дариев М.Д. Основы рекламного бизнеса.- СПб.: Питер, 2010
9. Демидович Татьяна Викторовна. Семантико–стилистический и лингвокультурологический аспекты изучения военной лексики (на материале художественной литературы о Великой Отечественной войне): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Демидович Татьяна Викторовна;[Место защиты: Волгоградский государственный социально-педагогический университет].- Волгоград, 2015. - 218 с.
10. Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста.- Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2004.
11. Коханова Л.А., Калмыков А.А. Интернет-журналистика. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
12. Левченко M. H. Темпорально-локальная архитектоника художественных текстов различных жанров: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. 360 с.
13. Леонтьева Л.С. Социальная диалектика российских СМИ: регулирование и саморегулирование.- Казань, 2008.
14. Матушевский Р.Г. Правовые основы СМИ и журналистики: Конспект лекций.- М.: А-Приор, 2006.
15. Медиа. Введение: Учебник/ под ред.А.А.Бригза, П.Кобли.- М., 2012.
16. Мартыненко Г. Я. Введение в теорию числовой гармонии текста. СПб, Изд-во СПб. ун-та, 2009. 251 с.
17. Моисеенко Л. А. Речевое поведение авторов военных мемуаров и диагностирование их индивидуальных свойств (на материале немецкого языка): Дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону. 2000. 165 с.
18. Николина H.A. Филологический анализ текста. М., Изд. центр «Академия», 2008. 272 с.
19. Петрова Ю. Н. Коммуникативно-семантическое моделирование конструкций с кумулятивным отрицанием: дис. ... канд. филол. наук. М. 2009. 194 с.
20. Работкин Ю. Д. Субъектная организация текста немецкой политической статьи: дис. канд. филол. наук. М, 2009.
21. Салимовский В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (Русский научный академический текст): Дис. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2002. 343 с.
22. Седов К. Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов, Изд. центр «Наука», 2009. Вып. 6. Жанр и язык.
23. Система СМИ. Учебное пособие для вузов.- Под ред. Я.Н.Засурского.- М.: Аспект Пресс, 2001
24. http://www.de-portal.com (дата обращения 05.04.2019 г.)