Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что в Положениях об этих органах одновременно определяется их статус и как участников гражданско-правовых отношений, и как представителей публичной власти. Различия в правовом статусе государственных учреждений и органов власти не позволяют последних отнести к первой категории, а для участия в хозяйственном обороте органов власти могут быть созданы специализированные юридические лица, обеспечивающие осуществление хозяйственных функций.
В настоящее время существует тенденция сближения различных условий существования государств, методов и форм реализации политических и социально-экономических задач. Учитывается положительный опыт регламентации правовых и общественных отношений. Особо эффективно подобный опыт можно использовать теми странами, у которых есть много общего в историческом развитии, в задачах ими решаемых. Наиболее актуален в этом смысле опыт Российской Федерации и опыт Федеративной Республики Германии. В числе основных элементов их конституционного строя необходимо отметить демократический характер этих государств, федеративное устройство и принципы правовой государственности в сочетании с республиканской формой правления.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с органами государства (на примере России и ФРГ)
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие деятельность и полномочия органов государства (на примере России и ФРГ).
Проблема, связанная с теорией и практикой федерализма, занимает одно из ведущих мест в системе государственно-правовых наук. К конституционным моделям федеративных государств прибегает достаточно большое число унитарных государств для поиска решений своих национально-территориальных проблем. Федерализм в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии рассматривается в качестве основы построения и развития государства. Федеративное устройство Российской Федерации закреплено в ст. 5 Конституции РФ.
К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и государственных образований, признание федеральной конституции и конституций субъектов федерации, общая территория и гражданство, разграничение полномочий между федеральной и региональной властями и т.д.
Целью данной работы является сравнение государственного управления в Российской Федерации и в ФРГ.
Сформулированы следующие задачи работы:
1. Анализ современной системы государственного управления в Российской Федерации.
2. Анализ современной системы государственного управления в ФРГ и сравнение с российской системой государственного управления.
Глава 1.Федеративное устройство Российской Федерации
1.1.Основы государственного устройства в Российской Федерации
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ в области национально-государственного устройства основы конституционного строя сформулированы следующим образом:
1) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов федерации;
2) республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а другие субъекты - уставы и законодательство;
3) федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.
Рассмотрим подробнее элементы, входящие в понятие правового статуса государственного органа.
1. Правосубъектность государственного органа. Н.В. Витрук считает, что «правосубъектность - самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями) либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать, а также отвечать за неправомерную реализацию и исполнение».
Определение, данное Н.В. Витруком данному понятию, соответствует общепринятому определению понятия «правоспособность», т.е. он рассматривает его как общую, абстрактную возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. А.В. Малько и Н.И. Матузов, напротив, считают, что правосубъектность - понятие сложное, собирательное, которое включает в себя следующие элементы: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Е.О. Адарченко считает, что правосубъектность государственных органов заключается прежде всего в их компетенции, которая представляет собой определенный круг задач, функций, прав и обязанностей, форм и методов их работы.
Если правосубъектность рассматривать как компетенцию государственных органов, включение данной составляющей в понятие правового статуса государственного органа теряет смысл, поскольку именно ее рассматривают в качестве главного компонента содержания правового статуса сторонники «узкой» точки зрения. Если же рассматривать данное понятие с точки зрения, предложенной А.В. Малько и Н.И. Матузовым, то включать его в понятие правового статуса государственных органов, несомненно, имеет смысл. Далее мы будем исходить именно из этой точки зрения.
2. Ответственность государственного органа. Является очевидным, что ответственность является одним из существенных элементов правового статуса государственных органов. Несмотря на то что Конституция РФ термин «ответственность» по отношению к органам государственной власти не употребляет, устанавливая лишь особенности ответственности отдельных должностных лиц (см. ст. ст. 41, 122), тем не менее, вводя систему сдержек и противовесов, Конституция фактически учреждает ответственность и государственных органов. Так, в ч. 3 ст. 117 Конституции предусматривается возможность роспуска Государственной Думы Президентом РФ в случае повторного вынесения ею недоверия Правительству, что, по сути, является ответственностью данного государственного органа за принятое решение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ответственность государственного органа является важным элементом его правового статуса, поскольку существенно влияет на реализацию данным органом своих полномочий.
3. Цели деятельности государственного органа. Несомненно, что каждый государственный орган создается с определенными целями, для решения определенных задач, стоящих перед обществом.
Цели - это основные направления деятельности государственных органов, которые достигаются путем решения определенных задач. Следовательно, данный элемент требует своего включения в состав правового статуса государственного органа.
4. Организационно-правовая структура. Необходимость выделения в правовом статусе такого элемента, как организационно-правовая структура государственного органа, на наш взгляд, не подлежит сомнению. Любой государственный орган, за исключением единоличных государственных органов, таких как Президент, губернатор, представляет собой четко структурированное образование, соподчиненную систему, обусловливающую единство данного органа и способствующую решению стоящих перед ним задач. Наличие четкой структуры, установленной нормативным актом, является обязательным условием качественного выполнения задач, стоящих перед государственным органом. Отсутствие четкой структурной организации приводит к дублированию полномочий, снижению уровня ответственности
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
4. Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2017 N 29-АД16-14 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 301-КГ17-3248 по делу N А39-4810/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Апелляционное определение Московского областного суда от 30.01.2017 по делу N 33а-3073/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Адарченко Е.О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 410.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2005. С. 395.
9. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 87.
10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. С. 94.
11. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. С. 89.
12. Гриценко Е. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 2 (69). С. 72 - 91
13. Гончаров В.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.
14. Доржиев Б., Горюнов В. Статус Следственного комитета и новые полномочия прокурора // Законность. 2011. N 11. С. 16.
15. Кравцова Е.А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 9 - 13.
16. Лукин М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 36.
17. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 67.
18. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С.166.
19. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 76.
20. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423.