Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что современные СМИ все в большей степени влияют на жизнь современного общества. Еще в начале ХХ века СМИ оказывали сравнительно не большое влияние на общество. В ХХI веке представления о влиянии СМИ на общество изменились кардинально. Сегодня СМИ – это ключевое средство воздействия на человека.
Сегодня невозможно представить современного человека без доступа к Интернету и электронным СМИ. Человек не может существовать и полноценно работать без доступа к радио, телевидению или печатной прессе. Интернет при этом выступает отдельным особняком. Сегодня Интернет – это не только поисковик информации, но также это и доступ к новостям, видео, комментариям, а так же новым медиа – блогам или акаунтам в социальных сетях.
Сегодня современные СМИ – это не просто четвертая власть – это форма абсолютной власти над обществом. Свежие примеры из США и Франции показывают, что СМИ могут стать отличным источником для формирования протестных настроений в обществе. Более того, критические статьи в СМИ способны изменить настроение в обществе с обожания политического лидера, до ненависти к нему.
С такими настроениями возникали самые успешные примеры цветных революций в истории человечества. СМИ, а особенно блогосфера быстро распространяли среди молодежи и студенчества нужные протестные настроения. В результате в течении короткого времени был сформирован образ ненавистного лидера от которого нужно избавиться.
По такому сценарию развивалась ситуация в Тунисе, Сирии, Ливии и других странах. В данную минуту что-то подобное пытается реализоваться в Венесуэле.
Все эти примеры показывают, что сегодня СМИ – это не просто инструмент влияния на общество. По сути СМИ – это средство способное кардинально изменять ситуацию в обществе. Точно так же СМИ создают картинку о благополучии общества и т.д.
Можно сказать, что СМИ – это гипнотизер, воздействующий на все общество. Гипнотизер способен внушить людям любую мысль и отследить реализацию тех или иных настроений в обществе. Точно так же гипнотизер способен нивелировать сильные эмоциональные переживания в обществе.
Цель работы – выявить особенности формирования электронных СМИ в Белгородской области».
Объект исследования – электронные СМИ.
Предмет исследования – особенности формирования электронных СМИ в Белгородской области».
Задачи исследования:
1 Дать определение термину «СМИ»;
2 Дать определение термину «электронное СМИ»;
3 Выявить особенности развития электронных СМИ;
4 Охарактеризовать ведущие СМИ региона;
5 Выявить особенности развития СМИ региона.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав разбитых на параграфы и заключения и списка литературы.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция.
1. Понятие о электронных СМИ вРоссии
1.1. Тенденции развития электронных СМИ в современной России
В настоящее время основной тенденцией развития электронных СМИ в мире является их возрастающая концентрация. Если в 1960 году насчитывалось около 700 крупных медиакомпаний, то сегодня их около 10, а к 2012 году, по некоторым прогнозам, их может быть не более трех [1].
Еще одной важной тенденцией является быстрое развитие технологий связи, в частности цифровых, и растущая доля кабельных и спутниковых систем, которые комплектуют и частично заменяют наземные передатчики. Эти структурные и технологические изменения происходят на фоне беспрецедентной гипер-коммерциализации медиа. Преобразование электронных СМИ в чисто коммерческие предприятия, отвергая как «устаревшую» концепцию их интеллектуальной миссии, оказывает самое непосредственное влияние на содержание телевизионных и радиопередач [2, с. 2].
Развитие электронных СМИ в России затрагивает большое количество отечественных ученых и изучает опыт зарубежных ученых и политиков. Можно отметить следующие области исследований:
• - влияние электронных СМИ на гражданское общество в России в целом и в регионах в частности (А.Г. Киселев, С.М. Виноградова, Г.С. Мельник, В.В. Ворошилов, Ю.Н. Зассурский и др. [2 - 5]);
• - научное и теоретическое понимание феномена «общей деградации населения», определение гражданского пути формирования гражданского общества (В. Г. Семенов, В. М. Герасимов, Э. Тоффлер и др. [6 - 8]);
• - анализ состояния и перспектив развития Интернета в России, прогнозы руководства страны по потоку глобальной информации, предоставление гражданам права на свободный доступ (И. В. Кондратюк, Г. Юшкя-Виций, Д. В. Мартынов, А. В. Оськин и др. другие [1, 9, 10]).
Анализируя и обобщая основные аспекты взаимодействия государства и СМИ, как показано в работах авторов, упомянутых выше, следует отметить растущий интерес отечественных и зарубежных ученых к исследованию тенденций развития рынка электронных СМИ в современной России.
Средства массовой информации могут служить различным политическим целям и идеалам, они могут просвещать людей, развивать их самооценку, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать компетентному участию в политических процессах, обогащать личность, а также «духовно поддаваться, дезинформировать и запугивать , разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх »[5, с. 77]. И поэтому сегодня необходимо приложить особые усилия для создания общественного телевизионного вещания в нашей стране.
Если в основе статуса передачи лежит интерес официального, коммерческого - рекламодателя, поэтому в центре общественного распространения находятся интересы общества, которое реализует право граждан на объективную и надежную информацию, предоставляя возможность для осознанного выбора и идеологических предпочтений, которые являются окном в информационный мир, искусство и культура.
Власть, бизнес и средства массовой информации в настоящее время образуют союз, который не способствует формированию гражданского общества, но представляет собой верхушку айсберга, сверкающую ослепительной белизной этой видимой его части. А где население? Многие люди уже укоренились в идее о том, что очень мало людей считаются со своими интересами, но в то же время они не могут не чувствовать своей постоянной зависимости от правительства, бизнеса, СМИ [6, с. 15]. Альтернативой этой ситуации может быть только взаимодействие последней с учетом общественного мнения и интересов.
Общественность не должна довольствоваться ролью внешнего наблюдателя за деятельностью правительства и законодателей. С помощью средств массовой информации он должен участвовать в процессе сотрудничества с властями для решения насущных проблем с максимальной открытостью и прозрачностью своей деятельности. Чем больше молчания и имитации деятельности, тем больше у простых людей подозрений в искренности намерений, провозглашенных высокими трибунами, и тем меньше их желание помочь властям преодолеть определенные кризисные явления. А СМИ должны взять на себя роль аккумулятора и катализатора процессов, способствующих формированию гражданского общества в стране.
Дальнейшее проявление негативных тенденций под общим условным названием «три Д» [3, с. 115]:
1. Деререгионализация - это текущий процесс сокращения доли программ, подготовленных региональными телекомпаниями, в общем объеме передачи, передаваемой локально всеми связывающимися субъектами [3, с. 120].
К сожалению, основой контента большинства региональных телеканалов являются программы так называемых московских сетевых партнеров, которые, не имея лицензии на частотный канал в регионе, получают гораздо больше времени передачи, чем их владельцы. По сути, происходит передача лицензий со всеми вытекающими отсюда последствиями. Региональные вещатели, сохраняя свои собственные программы и информативные публикации, не могут не учитывать ориентацию содержания партнеров, «забывая» их концептуальные тематические намерения, благодаря которым была получена их лицензия.
Фактически, региональные каналы практически невозможно рассматривать не с точки зрения территории и местоположения, а с точки зрения содержания телевизионных продуктов, если их содержание на 80-90% состоит из нелокальных учебных программ [11, с. , 290]. Но так
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Андреев Э. М. Средства массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. — 2008. — № 5.
2 Винская Л.А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
3 Дубин Б. В. Масс-медиа и коммуникативный мир жителей России // Вестник общественного мнения. — 2009. — № 3. — С. 24.
4 Засурский И. И. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования: cб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. — М.: Новое Просвещение, 2009. — 256 с.
5 Засурский Я.Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. — М.: Наука, 2008. — С. 15.
6 Каптюхин Р.В. Новые функции массовых коммуникаций и рекламы в связи с развитием технологий интернет // Инновации и инвестиции. — 2013. — № 5. — С. 42.
7 Каптюхин Р.В. Перспективы развития электронных средств массовой информаци // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(33). – Новосибирск: СибАК, 2014.
8 Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. — М.: Наука, 2010. — 312 с.
9 Колесникова М. М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: Типологический аспект. — М.: Наука, 2008. — С. 77.
10 Костыгова Ю. В. Проблемы типологизацни сетевых СМИ. — СПб.: ЭКСМО, 2009. — С. 24—26.
11 Лукина М. М. СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету (по результатам мониторинга интернет-СМИ). — М.: Новое Просвещение, 2008. — С. 87—92.
12 Маклюэн М. Г. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: «Ника-Центр», 2004. — 432 с.
13 Мартынов М. Ю. О предмете социологии массовой коммуникации // Социологические исследования — 2009. — C. 12
14 Михаил Назаров «Массовая коммуникация и общество». Издательство Либроком, 2013
15 Панченко Е. И. Интеграция Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля? // New Media. — 2011. — № 6. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.digitalicons.org/issue05/files/2011/05/Panchenko-5.6.pdf
16 Романов А.А. Васильев Г.А. Массовые коммуникации: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010
17 СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — 87 с.
18 Средства массовой информации [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации (дата обращения 09.01.2014).
19 Сухов В. П. Интернет-СМИ Рунета: системные характеристики. — М.: Наука, 2009. — С. 8.
20 Уфименко А. С. Эпоха глобализации. — М.: Наука, 2008. — 456 с.
21 Федотова Л. «Социология массовых коммуникаций. Теория и практика». Издательство Юрайт, 2012.
22 Фомичева И.Д. СМИ среди социальных коммуникаций в Интернете. — М.: Журналист, 2010. — С. 82—97.
23 Электронные СМИ в России и мире [Электронный ресурс] — Режим доступа.— URL: http://www.loresit.ru/wp-content/uploads/2011/05/Электронные-СМИ-в-России-и-мире.pdf (дата обращения 09.01.2014).