Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общение для человека является необходимым условием жизнедеятельности, средством удовлетворения социальных и духовных потребностей, специфическим способом взаимодействия с социальным окружением.
Высокий уровень коммуникативности – залог успешной адаптации и творческой самореализации человека в любой социальной среде, поэтому так важно начинать формировать коммуникативные умения с самого раннего детства (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и др.).
В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обнаружено и подтверждено, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации (О.Г. Абрамлина, Г.М. Батуева, С.А. Козлова, В. С. Селиванов, Т. А Федосеева, Н.Е. Щуркова и др.).
Эффективность общение зависит от того, насколько человек владеет знаниями об общении и коммуникативными умениями, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев).
Современное образование призвано обеспечить условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития личности (ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС общего образования, Закон РФ «Об образовании»).
Коммуникативные умения определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей (О.И.Киличенко, Н.М.Косова, Е.В.Смирнова, В.Д.Ширшов и др.).
Таким образом, общение является необходимым инструментом, позволяющим человеку стать полноценным членом общества и полноценной личностью в ходе усвоения коммуникативных навыков, что объясняет актуальность изучения данного вопроса и определяет цель данной работы.
Цель исследования: выявить влияние общения на процесс развития личности.
Объект исследования: общение как процесс взаимодействия с окружающими.
Предмет: влияние общения на процесс развития личности.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Изучить уровень сформированности коммуникативных умений у детей пятого года жизни.
3. Выявить влияние общения на процесс развития личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• положения о деятельностном подходе в воспитании и обучении человека, о механизме развития психологических способностей человека в деятельности, о деятельности как средстве и условии развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, A.B. Киричук, К.К. Платонов и др.;
• положения теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами знаками формировании межличностных отношений (Г.М. Андреева, М.И.Лисина и др.);
• выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей, его особенностях и формах (М.И. Лисина, Е.О.Смирнова, Г.М.Андреева, А.А.Леонтьев).
Методы исследования:
-теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, систематизация.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Общение как психолого-педагогическая категория
Общение является сложным процессом, включающее как взаимодействие различных индивидов, так и вид информационного процесса, при этом общение может выражать отношение друг к другу людей ,а также степень их влияния друг на друга.
В качестве субъектов общения выступают люди.
Навыками общения обладают все живые существа, но при этом осознанный характер имеет общение только между людьми. Не менее важно, чтобы субъекты общения получали отклик друг от друга в процессе взаимодействия, так, при обследовании пациента, находящегося в коме, врач не общается с ним, так как ответную реакцию он не получает.
Данную особенность отмечают в своих трудах А.А.Бодалев, Е.О Смирнова [33, c.52]. Так в своих научных трудах Б.Ф.Ломов характеризует общение как взаимодействие людей, при этом для общения необходимы не менее двух человек, которые настроены на налаживание отношений и достиждение общего результата [19, c.64].
Очень близкими являются понятия «общение» и «коммуникация». При этом элементами общения выступают субъект, адресат, адресант. А также необходимо использовать канал связи, код передачи сообщения, а также не менее важен достигнутый результат общения.
Данный подход представлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой, Ю.А. Шерковина и др[24, c.152].
Другой распространенный подход к общению рассматривает его как деятельность. С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев подчеркивают то обстоятельство, что общение присутствует в любом виде деятельности [2, c.76].
Специалисты выделяют следующие стороны общения: интерактивную, коммуникативную, а также перцептивную.
Проявляются в общении эти стороны одномоментно.
Сначала происходит обмен информации с помощью коммуникативной стороны общения, далее субъекты в процессе общения взаимодействуют друг с другом путем использования вербальных и невербальных систем (интерактивная), а далее с помощью перцептивной стороны общения взаимодействие между субъектами получает эмоциональную окраску. Универсальны средством общения специалисты называют язык и речь. [14, c.52].
Язык является системой, позволяющей производить кодировку информацию, которую сообщаем в дальнейшем субъекту, с которым общаемся. Человек с помощью языка познает не только окружающий мир, но и занимается самопознанием.
Реализуется язык через речь. Речевое общение содержит следующие элементы, играющие важную роль: значение, а также смысл слов и фраз. Не менее важна правильность произношения всех звуков, а также выразительность и гибкость произносимых слов. Среди речевых звуковых явлений выделяют модуляцию голоса, темп речи, ритм, тембр, дикцию, интонацию и др. [13, c.82]
Неречевое воздействие включает жесты, мимику, пантомимику, расстояние между собеседниками [5, c.64].
Монологическая речь предполагает участие неравноправных партнеров, один из которых не обладает активностью в полном объеме.
Диалогическая речь напротив представляет постоянную смену субъектов между собой, их взаимную активность, сопрягаемость совершаемых ими действий. [7, c.102].
Ролевое общение имеет регламентированный характер и предполагает использование особых средств общения, а также включает содержание особого рода.
Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение [8, c.24].
Ритуальное общение является началом формирования общения между людьми, при этом способствует выполнению следующих функций: корректировка самооценки, построение связи с взаимодействующей группой, человек демонстрирует свои установки и ценности, что позволяет ему утвердиться в качестве члена какой-либо важной группы для него. Такое общение носит скорее ролевой характер. Особенностью ритуального является его обезличенный характер [3, c.74].
Межличностное общение подразумевает непосредственный, постоянный контакт, на который оказывают влияние социальные нормы и правила [4, c.69].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г.Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.- 105 с.(Модули Программы ДОУ).
2. Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся / О. Г. Абрамлина. - Орёл, 2005. – 256 с.
3. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологи. / Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. - М., 1995.. -302 с.
4. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. - Калининград, 2007. - 191 с.
5. Безрукова, В.С. Педагогика : учебник / В.С. Безрукова. – Екатеринбург : Издательство Свердловского инженерно-педагогического института, 1993. – 320 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
7. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания / Н.К.Голубев, Б.П.Битинас. - М., 1989. – 137 с.
8. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / / Под. ред. Т.А. Репиной. - М., 1977. – 236 с.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
10. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания : учебное пособие для вузов / И.Н. Емельянова. – М. : Академия, 2008. – 253 с.
11. Ждамирова И.М. Педагогическая диагностика как частный вид диагностирования / И.М.Ждамирова. – М.,2007. – 236 с.
12. Зинченко Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко / / Дошкольное образование. – 2008.– № 22. – С. 19.
13. Киличенко О.И. К проблеме формирования коммуникативных умений воспитателя: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1987. - 17 с.
14. Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 414 с. — (Учебное пособие для студентов вузов).
15. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание / / Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова.– М., 2000. – 452 с.
16. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю. А, Бреус Е.Д. Психология затрудненного и незатрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. заведений. - М.: изд. центр "Академия", 2001. – 288 с.
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М., 1997.
18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении.- Питер; СПб.; 2009.
19. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1981 – 354 с.
20. Мкртчян М.А. О проблеме понимания в коммуникации. / М.А.Мкртчян // Организационно-деятельностные игры в образовании. – Красноярск, РИО КГПУ, 2001. – 100 с.(16)
21. Мкртчян М. А. О проблеме понимания в коммуникации / М.А.Мкртчян // Организационно-деятельностные игры в образовании. – Красноярск, РИО КГПУ, 2001. –с.8
22. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания / А.В.Мудрик. – М., Пед. Об-во России, 2001. – 320 с.(18)
23. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания / А.В.Мудрик. – М., Пед. Об-во России, 2001. – 320 с.
24. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. — М.,1990. – 198 с.
25. Отношения между сверстниками в группе детского сада. Опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1978. – 345 с.
26. Пантелеева О.В. Педагогическое проектирование ситуаций выбора поступка в этическом образовании младших школьников: дис. …канд. пед. наук / О.В. Пантелеева –Омск., 2000. -197 с.
27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 1998. – 325 с.
28. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Текст.: дис. . канд. пед. наук / С.В. Проняева. — Екатеринбург, 1999. - 164 с.
29. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. — М., 1989. – 456 с.
30. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004. – 369 с.
31. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О.Смирнова. - М., 2000. – 256 с.
32. Черенкова, О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности. Текст.: дис. . канд. пед. наук / Черенкова О.А. – Пенза, 2008. 204 с.
33. Шилова М.И. Педагогика /М.И.Шилова.- М.: 1990. – 144 с.