Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время отмечен большой рост школьников младших классов, которые страдают задержкой психического развития. Исходя из данных Министерства образования РФ, среди детей, которые поступили в первый класс, более 60% относятся к категории риска школьной, психофизической и соматической дезадаптации, и примерно 35% имеют очевидные расстройства сферы нервно-психической даже в младшей группе дет. сада. Особенное положение среди данных детей – с задержкой психического развития (ЗПР), причем с каждым годом наблюдается рост их численности.
Неуспеваемость в начальной школе является наиболее острой. В последнее время замечено увеличение числа младших школьников с ЗПР. Учебные нагрузки и напряженный школьный режим зачастую приводят к значительному ухудшению здоровья (психического) этих детей. В мире увеличивается число детей, которым необходима специальная помощь со стороны медицинского персонала, педагогов, психологов и т.д.
Актуальность темы исследования. Помощь детям с ЗПР обрела в последнее время особую важность. Одна из главных целей образования заключается в обеспечении максимально возможного развития способностей учеников. Под реализацией данной цели предполагается четкое, обоснованное научно представление о том, что такое способности, в чем суть и механизмы развития способностей. Учение, которое понимается как усваивание ребенком опыта социального, в большой мере основывается на мнемических способностях. В ходе развития способностей мнемических в младшем школьном возрасте базисом создания способностей субъекта мнемической деятельности является способность к запечатлению информации, а также, появлению в структуре мнемических способностей регулирующих и операционных механизмов, что определяется успешностью и качественным своеобразием реализации и освоения мнемической деятельности, которая является условием успешного освоения учебной деятельности.
Изучение мнемических способностей младших школьников вместе с научным значением представляет интерес практический, потому что направлено, в итоге, на решение большинства вопросов в педагогической практике, связанных с организацией эффективных воспитания и обучения младших школьников. В результате, исследования мнемических способностей учеников начальных классов помогают учителям ориентироваться гораздо лучше в способностях познавательных их воспитанников, в возможностях их развития, обоснованно научно использовать методики развития мнемических способностей учащихся младшего школьного возраста, что, в свою очередь, является обязательным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса, формования учеников начальных классов как субъектов учебной деятельности, что также может обеспечить успешность последующего обучения.
В зарубежной и отечественной психологии имеется очень обширный эмпирический материал, который является результатом многих экспериментальных исследований памяти младших школьников (Л.С.Выготский, Е.Брунсвик, Бурдон, А. Аалль, Л.Гольдшейдер, П.И.Зинченко, С.А.Изюмова, Н.П.Иванова, Д.И.Красилыцикова, Е.М.Кудрявцева, А.И.Липкина, А.Н.Леонтьев, Б.Лобзин, К.П.Мальцева, В.Я.Ляудис, Э.Мейман, Г.В.Репкина, А.Польман, В.И.Самохвалова, Г.А.Стюхина, А.А.Смирнов, Э.А.Фарапонтова, Л.В.Черемошкина, Т.Х.Хасаева, В.Д. Шадриков, В.Штерн, А.Н. Шлычкова и другие).
Большая часть исследований памяти младших школьников в отечественной психологии основывается на подходе деятельностном, выполняются в примере формирующего и констатирующего экспериментов и ориентируются на исследовании результативной стороны мнемических процессов учеников начальных классов.
В изучениях личностной сферы детей с ЗПР отмечают инфантильные черты характера, которые проявляются в преобладании интересов игровых над учебными, уход от ответственности и повышенная внушаемость, неадекватная самооценка, плохо сформированная саморегуляция. Детям сложно управлять собственным поведением, вести себя в соответствии с ситуацией, намеренно направлять разные психические состояния и процессы.
Причинами ЗПР бывают генетические факторы, токсикозы беременности, тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности и т.п.
У детей с ЗПР на фоне первично-сохранной деятельности (познавательной) отмечают слабое развитие более сложных форм мышления, которое обусловлено повышенной отвлекаемостью, неспособностью сосредоточиться и обдумать предложенное задание. Все это может привести к слабой успеваемости детей в школе.
Чтобы сформировать у ребенка познавательную деятельность нужно провести работу коррекционную.
Изучение развития памяти учащихся с ЗПР в процессе учебной деятельности – является одной из важных задач школьной и дошкольной психологии и требует постоянного исследования и изучения.
Объект исследования: мнемическая деятельность.
Предмет исследования: мнемическая деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: выявить особенности развития мнемических способностей младших школьников с сохранным развитием и с задержкой психического развития
Задачи:
1. Исследовать и просистематизировать имеющуюся литературу по данной тематике.
2. Установить связь роли особенностей психических в умственном развитии способностей детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Гипотеза: если педагог–психолог и педагог систематически будет применять правильно подобранные приемы и методы на уроках, а также дидактические игры с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, то можно повысить уровень развития психических процессов (памяти, речи, внимания и др.) и активизация учащихся у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
1. СУТЬ ПОНЯТИЯ «СПОСОБНОСТЬ»
Интерес к проблемам человеческих способностей имеет длительную историю. Впервые эта проблема была затронута в девятом в. до нашей эры Аристотелем. Так автор «Трактата о душе» определил способность как функцию души и предложил иерархию способностей, понимаемую так же и как разные степени развития души:
- чувственно-двигательная способность в виде представлений;
- разумная способность в виде понятий;
- вегетативная способность в виде ощущений.
Начало исследования способностей в психологии обычно связано с именем Гальтона Ф. («Исследование человеческих способностей» (1883 г.), «Английские люди науки: их воспитание и природа» (1874 г.), «Наследственный гений» (1869г.)). Гальтоном Ф. определен основной перечень проблем психологии способностей:
- детерминация (наследственная) таланта и способностей;
- структура способностей;
- развитие способностей, влияние средовых факторов и задатков на генезис способностей;
- диагностика способностей;
- соотношение способностей и деятельности.
Общепризнанным является тот факт, что главная трудность в изучении способностей связывается с определением данной категории.
В отечественной психологии второй половины XX в. сложилось два основных направления в исследовании способностей.
Преобладающим и более результативным стало психофизиологическое направление (В.М. Русалов, Э.А. Голубева и др.), изучающее общие психические способности человека и связь задатков – главных свойств нервной системы.
Другое направление, которое имеет в основе методологической деятельностный подход к исследованию психики (Леонтьев А.Н., С.Л. Рубинштейн, Теплов Б.М.), обратилось к изучению развития способностей в условиях разных видов общечеловеческой (труд, учение, игра).
Акцент сделан на деятельностной детерминации развития способностей. Сами способности же рассматривались как некие психологические новообразования, которые возникают в деятельности индивидуальной. В итоге, в психологии способностей появилось большое количество исследований эмпирических, которые не раскрывают само понятие «способности».
Анализирование пользования понятия «способность» показывает, что его применяют в качестве категории качества (свойства) вещей. Но, как отметил Шадриков В.Д., способности равны не любым свойствам вещей, а только тем, которые являются его характеристикой функциональной. «Способности можно определить, как свойства или совокупность свойств (качеств) вещи, системы, которые проявляются в процессе функционирования... это функциональные свойства вещи, обусловливающие эффективность реализации вещью некоторой функции»
Способность как свойство объектов проявляется при функционировании систем или взаимодействии объектов и определяется свойствами элементов и структурой объектов данной структуры, в отношении которых выступает как качество. Изучение способностей в качестве свойств полагает, что способность должна иметь меру выражения, так как любые свойства проявляются в единстве количества и качества.
В отечественной психологии присутствуют разные подходы для определения способностей, которые можно объединить в 3 группы.
1. Способности рассматривают как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся, в свою очередь, условием положительного освоения или выполнения какой-нибудь продуктивной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Э.М. Александровская Психологисеское пособие для студентов. – М., 1997.
2 Н.Б. Бабкина Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляция у младших школьников. – М., 2002.
3 И.А. Барташников Учись играя. – Харьков, 1997.
4 Э. Берн Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений./ Под. Общ. Ред. –Мацковского М.С. . – М., 1983.
5 Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
6 Л.С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса. М., 1990.
7 Л.С. Выготский. Соб. соч. в 6 т. Т.1. М., 1982.
8 Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М., 1991.
9 П.Я. Гальперин. Введение в психологию. М., 1976.
10 М.В. Гамезо. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984.
11 А.З. Зак. Развитие умственных способностей. М., 1991.
12 Л.В. Занков. Беседы с учителями. М., 1975.
13 Е.Н. Кабанова-Меллер. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
14 Б.С. Каплан, Н.К. Разин, А.А. Столяр. Методы обучения математике. М., 1981.
15 Е.И. Кикоин. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М.: Академия, 1993.
16 Л.В. Кузнецова. Основы специальной психологии. – М.: Академия, 2005.
17 И.Ю. Кулагина. «Личность школьника» Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: ТЦ «Сфера» 1999 г.
18 И.Ю. Кулагина. Возрастная психология. М., 1997.
19 В.А.Крутецкий. «Психология обучения. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976.
20 В.В Лебединский. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
21 В.В Лебединский. Нарушения психического развития у детей: Учеб. Пособие – М., 1985
22 Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития. М., 1980.
23 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
24 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
25 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1977
26 Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970.
27 Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т.А. – М., 1981.
28 Новоселов С.Л. Развитие памяти в раннем возрасте. – М.: Педагогика, 1978.
29 Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
30 Основы коррекционной педагогоки и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. И гуманит. Вузов. /В.П. Глухов, – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007.
31 Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Общая психология. – М.: Альфа, 1996.
32 Сухинина С.В. «Ребенок в игре». – М.: Новая школа, – 2004.
33 Щабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушение памяти и их коррекция. Л., 1989.
34 Яссман Л.В., Данюхов В.Н. Основы детской психопаталогии: Учебно-методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. – М.: «Олимп»; «ИНФРА – М», 1998.