Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях хозяйствования для обеспечения нормального функционирования экономической системы важная роль отводится государству. Параллельно с функциями поддержки порядка, законности, организации национальной обороны, государство выполняет определенные задачи в сфере экономики и финансов.
Так, среди прочих функций государства важными являются функции экономического регулирования хозяйственной сферы страны. Они осуществляется через финансово-экономическое обеспечение ресурсами отдельных сегментов жизнедеятельности общества. Экономические функции государства способствуют финансированию социальной сферы, здравоохранения, образования, науки и пр. Эти функции заключается в том, что государство, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.
Актуальность рассматриваемой темы в данной курсовой работе обуславливается наличием определенных проблем в сфере обеспечения результативного функционирования экономики и финансов на территории как страны в целом, так и отдельных муниципальных образований. Управление государственными и муниципальными финансами влияет на развитие отдельных городов, субъектов РФ и всего государства. В виду того, что экономическое состояние отдельного региона или города обуславливается состоянием финансовой системы, необходима реализация сбалансированной финансовой политики, которая будет способствовать гармоничному развитию, как регионов, так и городов. Одной из проблем в РФ является отсутствие системы упорядочения прав регионов и городов в финансовой сфере.
Объектом изучения данной курсовой работы являются финансово-экономические аспекты в сфере государственного и муниципального управления. Предметом изучения является управление государственными и муниципальными финансами.
Цель данной курсовой работы: на основе изучения основных финансово-экономических аспектов в управлении, предложить возможности совершенствования управления государственными и муниципальными финансами в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы экономических знаний в государственном и муниципальном управлении: экономические функции правительства и бюджетирование как метод государственного управления.
- Рассмотреть практические аспекты государственного и муниципального управления экономикой и финансами, а в частности основные функциональные элементы управления финансами в РФ.
- Определить возможности совершенствования управления государственными и муниципальными финансами в РФ.
Теоретические аспекты основ экономических знаний в государственном и муниципальном управлении находятся на стыке таких научных дисциплин, как государственное регулирование экономики, государственное и муниципальное управление, государственные и муниципальные финансы. Круг рассматриваемых в исследовании вопросов проработали в свои трудах такие авторы, как: Афонасьев К.С, Васильев В.П., Губин Е.П., Гегедюш Н.С.,Иванов В.В., Капканщиков С.Г., Кушлин В.П., Мельников В.В., Мысляева И.Н., Наумов С.Ю., Подъяблонская Л.М., Ракитина И.С., Харченко Е.В., Ходов Л.Г. и другие.
Методы исследования: статистические, общенаучные методы познания экономических процессов, в том числе логический, сравнительный метод, метод анализа литературы и нормативно-правовых актов по указанной теме.
Структура курсовой работы включает введение, две глав, заключение, список литературы.
1.Теоретические основы экономических знаний в государственном и муниципальном управлении
1.1. Экономические функции правительства как сфера государственного и муниципального управления
Государственное управление и экономика две тесно взаимосвязанных темы. Говоря об управлении страной на общегосударственном и муниципальном уровне, не возможно обойти вопросы экономического характера.
Так, в настоящее время, в условиях рыночной экономики государство в целях гармоничного управления вынуждено влиять на те сферы жизнедеятельности общества, которые не затронуты механизмами самонастройки рыночного хозяйства. К таковым сферам относятся: здравоохранение, образование, социальная сфера, культура, наука, искусство и многое другое. Более того, в деятельность хозяйственных субъектов (предприятий, организаций, фирм) государство не имеет возможности прямо вмешиваться, поэтому применяет косвенные методы регулирования (изменение налоговых ставок, процента по кредиту, МРОТ и др.). То есть государство, осуществляя управление, затрагивает различные аспекты финансово-экономического типа.
Кроме того, государственное управление экономикой предполагает управление промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством, торговлей, финансами и другими сферами, относящимися к разделу экономики (например, охрана природных ресурсов).
Муниципальное управление подразумевает часть местного самоуправления, реализующего функцию органов местного самоуправления, направленную на удовлетворение общественных интересов и повышение качества жизни населения муниципалитета. Главная задача государственного управления в области экономики направлена на обеспечение роста материального производства и выпуска продукции. При этом, муниципальное управление экономикой предполагает регулирование различных экономических сегментов на территории муниципального образования.
Большое число целей государственного регулирования экономики позволяет сформулировать три группы экономических функций государства:
- стабилизационная функция реализуется через поддержку стабильности цен и тарифов, высокого уровня занятости, а также стимулирование экономического роста;
- распределительная функция обеспечивается участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях установления социальной справедливости;
- аллоктационная (корректирующая) функция предполагает участие государства в выборе более эффективного варианта размещения и использования экономических ресурсов для оптимизации структуры национального производства.
В настоящее время к экономическим функциям государства также относят:
1) создание конкурентной среды и гарантирование правовой основы ее функционирования. Что включает в себя защиту малого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и пр.;
2) обеспечение благоприятных условий внешнеэкономической деятельности и поддержание равновесного состояния платежного баланса.
Наиболее важная функция из ранее названных функций — стабилизационная. Она включает обеспечение сохранности рыночного механизма и ситуации его нормальной работы. Во всех странах это достигается путем реализации системы мероприятий по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает опыт развитых стран, рыночный механизм не имеет устойчивых средств против подобных негативных явлений, снижающих эффективность экономических процессов. Так, что бы минимизировать монополизацию рыночной экономики государству приходится осуществлять антимонопольную политику, то есть:
1. разрабатывать и принимать специальное антимонопольное законодательство;
2. формировать системы органов, проводящих антимонопольное регулирование и контролирующих выполнение норм антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы управления.
Применение мировой практики по стабилизации экономики в России осложнено двумя основными причинами: 1. в России отсутствует достаточная конкурентная среда с его рациональной инфраструктурой; 2. инфляция в экономике РФ сочетается с общим кризисом общественно-экономической системы, что редко наблюдалось в мировой практике. Чтобы минимизировать инфляцию правительство вводит на определенный срок замораживание цен и доходов, устанавливаются максимальные пределы их роста и др. При этом, государство пытается контролировать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.
В целях стабилизации экономики государство должно иметь специальную программу выхода из кризиса, а также решать задачи создания рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирования эффективно действующего негосударственного сектора экономики; создания оптимальной структуры государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, а не огосударствления рыночной экономики.
Аллокационная функция государства обуславливает необходимость изменять распределение экономических ресурсов в ситуациях, когда рыночная система создает большее или меньшее число каких-либо товаров и услуг, а также когда не в состоянии выделить ресурсы на производство товаров, выпуск которых экономически оправдан. Для улучшения производства, требуемого темпами современного научно-технического прогресса, государство индуцирует перемежение нужного потока ресурсов из одних отраслей в другие, применяя при этом государственные инвестиции. Чаще используются два типа регулирующих (исправительных) мер: законодательные и специальные налоговые. Кроме того, государство имеет возможность субсидировать производителей для достижения роста производства необходимого на данный момент обществу товара.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) //http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // http://www.consultant.ru
3.Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина - М., 2017. - 148 c.
4.Бурыкин, Евгений Государственное регулирование инновационных процессов в РФ: моногр. / Евгений Бурыкин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 172 c.
5.Белостоцкий А.А. Роль бюджетной статистики в управлении государственными финансами / Статистика – главный информационный ресурс современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. – Курск, 2011. – 275с.
6.Васильев В. П. Государственное регулирование экономики; Дело и сервис - М., 2012. - 176 c.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
8. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС - М., 2018. - 356 c.
9. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ - М., 2018. - 320 c.
10. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
11. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 c.
12. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус - М., 2018. - 528 c.
13. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / 4-е изд. перераб. и доп. - М. Экономика - 2011. — 604 с.
14. Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики; Экономика - М., 2013. - 496 c.
15. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие - Омега-Л - М., 2017. - 352 c.
16.Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 368 c.
17.Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
18.Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
19. Подъяблонская Л.М.Государственные и муниципальные финансы - Москва: Юнити-Дана. - 2015. - 559 с.
20. Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. URL:http://www.minfin.ru (дата обращения: 17.08.2017).
21. Официальный сайт Правительства РФ: официальный сайт. URL:http://www.government.ru (дата обращения: 25.08.2017).
22.Ракитина, И. С. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - М.: Юрайт, 2016. - 334 c.
23. Рассел Джесси Государственное регулирование экономики; Книга по Требованию - М., 2017. - 118 c.
24. Харченко Е. В., Вертакова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики; КноРус - М., 2016. - 328 c.
25. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики: моногр. ; Экономистъ - М., 2016. - 624 c.