Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем положением, что в психологии старший дошкольный возраст обозначен как этап интенсивного психического развития. Начиная от совершенствования психофизиологических функций мозга и заканчивая появлением личностных новообразований - в возрасте пяти - семи лет во всех этих сферах происходят значительные изменения.
Очень важным для в этом возрасте для ребёнка становится общение - сложный, многогранный процесс, имеющий неоспоримое значение в развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра.
Трудности в коммуникации и установлении межличностного общения в настоящее время можно связать с дефицитом воспитанности у детей культуры, доброты, с неустойчивыми, несформированными нравственными критериями при воспитании малыша. Ребята стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Часто их партнер по общению - телевизор или компьютер. Современные дети менее отзывчивы. Для преодоления подобных трудностей в работе с дошкольниками необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников.
Объект исследования - процесс развития общения с ровесниками у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности общения со ровесниками у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, целью исследования является изучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Для того, чтобы достигнуть цель работы, требуется решить следующие задачи:
1. проанализировать, как проблема общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста освещена в психолого-педагогической литературе;
2. провести диагностику общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивов общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.1. Общение и его развитие в старшем дошкольном возрасте
Проблемы развития общения детей со сверстниками начали изучаться относительно недавно, но в то же время достаточно актуальны. Родоначальником этой области возрастной психологии является Ж. Пиаже. В 30-х годах именно он поднял вопрос о значимости сверстника в развитии ребёнка как фактора социального и психологического развития. Ж. Пиаже определяет общение как одну из основных составляющих жизнедеятельности ребёнка и подчеркивает: насколько ребёнок успешно овладеет навыками общения, будет зависеть его благополучное и гармоничное развитие в процессе взросления.
В трудах исследователей общение рассматривается как важное условие психического становления человека, индивидуализации, социализации и формирования личности. Каждый ученый вкладывает в этот термин свое значение. Например, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина говорят об общении как о ласкательной речи взрослого, направленной к младенцу. М.С. Каган рассматривает общение между человеком и природой и человека с самим собой. Г.А. Балл, В.Н. Брановицкий и А.М. Довгялло говорят об общении между человеком и машиной. Существует множество подходов и формулировок данного понятия. Так, А.А. Леонтьев отмечает, что к 1969 году в англоязычной литературе насчитывалось около 96 интерпретаций понятия общения. [6]
Общение определяется как сложный многогранный процесс, который может одновременно выступать как процесс взаимодействия индивидов, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.
А.А. Бодалев отмечает, что особенностью общения является взаимность, т. е. люди рассчитывают на ответ со стороны партнера по общению. Б.Ф. Ломов определяет общение как взаимодействие двух или более людей с целью объединения и согласования усилий для достижения общего результата. Общение является актом не просто действия, а взаимодействия.
Понятие коммуникации соотносится с понятием общения. В системно- коммуникативно-информационном подходе акт общения оценивается и рассматривается по следующим компонентам: адресат (субъект общения), адресант (кому направлено сообщение), сообщение (передаваемое содержание), код (средства передачи сообщения), канал связи, результат. Этот подход рассматривается в работах Г.М. Андреевой, Ч. Осгуда, Ю.А. Шерковина, Дж. Миллера и др.
В психологическом подходе общение определяется как коммуникативная деятельность. Основоположниками данного подхода являются С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев.
Дети, находившиеся в состоянии эмоционального возбуждения, зрительно обращаются к сверстнику в два раза чаще, нежели к взрослому, а с помощью речи - в три раза чаще. Эмоциональность обращений к сверстникам намного выше, чем при обращениях к взрослому. Дошкольники дружат, обижаются, ревнуют, мирятся, ссорятся, помогают друг другу. Стиль общения, положение в кругу сверстников влияет на чувство спокойствия и удовлетворенности ребёнка и на то, как он осваивает правила взаимодействия со сверстниками. Опыт общения формирует отношение ребёнка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. У многих детей формируется негативный опыт общения уже в дошкольном возрасте и тем самым развивается отрицательное отношение к окружающим, что может за собой повлечь отдаленные негативные последствия. В кругу сверстников быстро формируется некая иерархия и появляются предпочитаемые и отвергаемые дети. Конечно, своевременно определить проблемы в общении у ребёнка - важнейшая задача родителей. [9]
К 6 годам ребёнок способен к внеситуативному общению, т. е. дети могут рассказывать о событиях прошлого или описывать планы на будущее, дают оценку качествам других детей. Иногда дети этого возраста способны к сопереживанию. Интерес к сверстнику как к личности выходит на первый план. Появляются устойчивые избирательные привязанности. В случае отсутствия взаимности в таких отношениях ребёнок может серьезно переживать. Таким образом, у детей 6 лет выражена высшая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-личностное общение. Общение отличается эмоциональной насыщенностью и это проявляется бурной радостью, криками и смехом. Контакты со сверстниками носят доверительный характер. Также важной чертой контактов старших дошкольников является нестандартность и нерегламентированность, т. е. их поведение раскованно и естественно. Еще одной отличительной особенностью общения сверстников старшего дошкольного возраста является преобладание инициативных действий над ответными. [3]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 2001.
2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Издательство «Аркти», 2003.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: А.П.О., 2006.
4. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. Б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.: ил.
5. Клюева И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. - 207 с.
6. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
7. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.
8. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 2000.
9. Мельникова И.Е. Особенности адаптации детей и подростков к различным видам деятельности / И.Е. Мельникова. - СПб.: Речь, 2005. - С. 164.
10. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования. - Издательство Педагогика, 1999.
11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. - СПб., 2008.