Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня СМИ, вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, создают его. Следует отметить, что, к сожалению, манипулирование общественным сознанием в наше время стало глобальной социально-политической реальностью.
В результате развития новых технологий и накоплении знаний во второй половине XX века началось формирование информационного общества. Основным фактором общественных изменений становятся производство и распространение информации. Начинают развиваться сложные информационные технологии, изменяются принципы социальной стратификации, возрастают роли организации и управления в обществе. Эти обстоятельства формируют новое общество.
XX век стал важным в процессе манипулирования массовым сознанием. Сложились науки, которые занимаются данной проблемой, сформировались теории и концепции. Новые технические средства позволили сразу охватить пропагандой миллионы людей.
СМИ производят новостные сообщения, интерпретируя которые аудитория осознает текущие события, формирует о них мнение. Значительный объем подобных сообщений никак не соприкасается с личностным жизненным опытом адресата, однако является стабильным источником извлечения личностных смыслов о событиях, бесперебойно происходящих в рамках более широкого социально-политического сообщества (регионального, государственного или мирового масштаба).
СМИ также можно рассматривать как канал, через которые аудитория «добывает» образы для поддержания чувства реальности, модификации объективной действительности на уровне ментальных представлений.
В сегодняшних реалиях человек постоянно нуждается в своевременном притоке информации. Неразрывная информационная связь с окружающей действительностью - одно из важнейших условий нормальной жизнедеятельности человека в обществе. Большое давление на человека оказывает не только постоянный контакт с обществом, но и количество, объем, содержание поступающей информации.
Объектом исследования является феномен манипуляции на примере еженедельника "Аргументы и факты".
Предметом исследования являются методы манипуляции массовым сознанием аудитории.
Цель курсовой работы – рассмотреть технологии манипулирования общественным сознанием в СМИ.
Задачи:
- определить манипуляцию массовым сознанием.
-дать характеристику современным методам и психологическим эффектам манипуляции.
- рассмотреть влияние на мир и формирование мнения посредством СМИ.
- проанализировать приёмы и технологии манипуляции общественным сознанием в еженедельнике «Аргументы и факты».
- исследовать процессы манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере политологии.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Роль средств массовой информации в манипуляции общественным сознанием
1.1. Манипуляция массовым сознанием
Манипуляцией массовым сознанием называют один из способов психологического воздействия на общество с помощью программирования их поведения и выявления у них скрытых желаний и потребностей, которые не совпадают с действительными их желаниями.
Это влияние используется для того, чтобы изменить истинные побуждения и цели людей в нужном для определенных людей направлении. Целью манипуляторов является придание обществу такие знаки, чтобы в их сознании эти знаки превратились в контекст, поменяли образ контекста в собственном восприятии. Они так связывают свое послание с действительность с целью навязывания такого истолкование, чтобы действительность в сознании объекта манипуляции была искажена в нужном для манипулятора направлении .
Манипуляция повлияет на поведение человека, вследствие чего он будет действовать так, как нужно манипулятору, при этом считая, что поступает в соответствии со своими желаниями. Так манипулятор ненавязчиво оказывает воздействие выбор объекта, который не является свободным и осознанным.
Симптомами скрытой манипуляции массовым сознанием могут являться: эмоции и чувства, сенсационность и неотложность, изъятие из контекста, прикрытие авторитетом, различные существующие стереотипы и т. д.
Чаще всего манипуляция становится успешной, так как подавляющее большинство людей не станут тратить время и собственные усилия для того, чтобы усомниться в правдивости информации, трактуемой СМИ. Любая манипуляция массовым сознанием - это взаимодействие, которое является не насилием, а соблазном .
Объектом манипуляции может быть только тот человек, который выступает как ее соавтор. Формы манипуляция зависят от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования. Можно выделить положительные и отрицательные формы манипуляций.
Положительные формы это: заступничество, проявление помощи, комплимент, невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание), сообщение хороших новостей и т.д.
Отрицательные формы: критика (высмеивание, критика личности и поступков), констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках), советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания).
В психологии выделяют следующие признаки манипуляции:
-Духовное воздействие, когда манипулятор воздействует на психику человека.
-Скрытое воздействие, когда объект не должен заметить факт манипуляции.
Профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер отмечает: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Порой таким способом пользуются в средствах массовой информации.
Это происходит, когда СМИ воздействуют на людей, представляя какие-то авторитетные мнения и пропагандируя их, вследствие чего человек принимает такое мнение за свое собственное. Манипуляция, используемая «профессионалами», требует мастерства и навыков в этой сфере. Так как манипуляция массовым сознанием уже является технологией, стали появляться профессиональные работники, которые ей владеют.
Существует достаточно большое количество методов манипуляции массовым сознанием, которые используются средствами массовой информации, но самые популярные это :
-внушение;
-слухи;
-домыслы, толкования в непонятной социальной ситуации;
-метод «страшилок» умалчивание об одних факторах и выпячивание других;
- метод фрагментации неоднократные повторы или «метод Геббельса» лжесобытия.
Современный мир перенасыщен большим количеством информации. Люди получают информацию с помощью различных средств массовой информации, вследствие чего подвергаются влиянию на собственное сознание. Через СМИ люди узнают, что стоит одевать, что стоит и не стоит употреблять в пищу, как нужно и не нужно себя вести, за кого голосовать и многое другое.
Самый главный способ манипуляции с помощью средств массовой информации - это навязывание стереотипов. Обычно люди понимают стереотипы, как знания, но они имеют абсолютно неполное описание какого-либо факта действительности. Это понимание, как правило, формирует крайне эмоциональное отношение к чему-либо. Существуют три направления манипуляции :
1. маркетинговые – это манипуляции, которые направлены на пиар различных товаров и услуг.
2. идеологические – это манипуляции, с помощью которых выявляются патриотические чувства
3. деструктивные манипуляции.
Они существуют для формирования образа мыслей, которые направлены на самоуничтожение. Такими манипуляциями на протяжении большого периода времени с помощью кинематографа формировалось мнение о русских, как о пьющей нации.
Манипуляцию массовым сознанием можно разделить на 4 вида. Это; манипулирование информационными потоками; манипулирование путем воздействия на эмоции; манипулирование путем формирования и распространения различных образов; манипулирование путем использования авторитетных мнений.
Человек, который является объектом манипуляции, обесценивается как личность, вне зависимости от вида применяемой манипуляции, метода и целей.
Среди приемов манипуляции приемы, применяемых средствами массовой информации, можно выделить ряд самых популярных. К таким можно отнести:
-сокрытие фактов,
-применение мнений разных авторитетов,
-сенсационность, повторение,
-применение стереотипов, применение контрастности,
-речевая эмоциональность, монтаж, вырванные из контекста выражения.
Самыми распространёнными приемами, которые используются на
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аргументы и факты. 2016. № 19.
2. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. – СПБ. Прайм-еврознак, 2014. – 174 с.
3. Белоусов А. От пропаганды до связей с общественностью. - М.: Статья в рамках научного проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. 2014. - С. 122.
4. Белоусов А.Б. Пропаганда Жака Эллюля/ Свободная мысль. - 2010. - N 4 (1611). - С. 167-182.
5. Блакар, Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 2007. - C. 131-169.
6. Бражкина, Е.Е., Ефимова, Е.С. Информационно-психологическая безопасность и манипулирование информацией СМИ. Успехи в химии и химической технологии. Том XXVI. -2012. - №9 (138). - С. 16-21.
7. В Китае делают рис из пластмассы [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2012. № 40. URL: http://www.aif.ru/ food/world/255278 (дата обращения: 05.04.2019).
8. Вылегжанин, Д.А. Введение в политическую имиджелогию. - М., 2008. - С. 89-90.
9. Двойнина Е. В. Речевая манипуляция в интернет-дискурсе: автореф. дисс. ... к. филол. н. Саратов, 2014. 24 с.
10. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции. - М., 2016.
11. Дудихин, В.В. В какой степени сегодня информация СМИ может считаться достоверной? - URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc- 808.html (дата обращения 18.03.2019 г.)
12. Жители Сахалина массово скупают вино и йод [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2016. № 11. URL: http://www.aif.ru/incidents/255266 (дата обращения: 05.04.2019).
13. Катенева И. Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на примере общественно-политических оппозиционных изданий): автореф. дисс. ... к. филол. н. Новосибирск, 2013. 24 с.
14. Корогодин, В.И. Информация как основа жизни / В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. - Дубна: Феникс, 2010. - 11 с.
15. Костиков В. Обезвредить дурака! [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2013. № 11. URL: http://www.aif.ru/ society/41384 (дата обращения: 05.04.2019).
16. Липпман, Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновой Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2014. - С. 90.
17. Мельникова, Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования // Власть. - 2013. - №8. - С. 47.
18. Мишина И. В. Эллиптические конструкции в заголовках еженедельника «Аргументы и факты» [Электронный ресурс] . URL: http://yspu.org/conferences/the_person_in_information_field_2011/Mishina.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
19. Отвязная молодёжь [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2017. № 19. URL: http: //www.aif.ru/archive/ 1663011 (дата обращения: 02.04.2019).
20. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2016. 160 с.
21. Питько О. А. Техники НЛП в рекламной деятельности / / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-3. С. 581 -584.
22. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2011. - С. 85.
23. Пугачев, В.П., Соловьев, А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект- пресс, 2010. -С. 246.
24. Сащенко А. Д. Методы психологического воздействия СМИ на аудиторию / / Известия ЮФу. Филологические науки. 2012. № 2. С. 191 -196.
25. Хрущёв - жулик высшего пошиба. Как 50 лет назад в стране разгромили оппозицию [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. 2015. № 26. URL: http://www.aif.ru/archive/1663539 (дата обращения: 04.04.2019).
26. Цуладзе, А. Большая манипулятивная игра. - М. : Алгоритм, 2010. - С. 100-101.