Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для национальных экономик, стремящихся играть заметную роль в мире, важнейшим условием развития является создание и сохранение конкурентных преимуществ отечественных производителей. В борьбе за место в группе ве-дущих экономик мира Россия реализует стратегию «гонки за лидерами», в ко-торой фактор времени работает против нее, так как смена технологий происхо-дит с нарастающей скоростью, требующей все больших инвестиций. Очевидно, что Россия нуждается во всесторонней модернизации: технологической, управ-ленческой, ментальной. В первую очередь это касается промышленности, яв-ляющейся базисом развития экономики.
О необходимости разработки и проведения целенаправленной промыш-ленной политики, как и о необходимости государственного регулирования экономики РФ, настойчиво стали говорить после кризиса 1998 года. Однако до сих пор промышленная политика не работает как целостная, последовательно реализуемая система национальных приоритетов и направлений развития с четкими и гарантированными механизмами поддержки тех, кто будет идти по намеченному пути.
До сих пор не созданы механизмы для коммерциализации создаваемых знаний и технологий. Затянувшееся реформирование отечественной экономики еще более увеличило ее отставание от развитых стран в технологическом от-ношении. Поэтому для создания конкурентоспособной экономики в России необходимо срочно осуществлять модернизацию промышленности, направ-ленную на производство такой продукции, которая будет востребована как на внутреннем, так и на внешних рынках, обеспечив тем самым приток средств, необходимых для ее дальнейшей модернизации.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого является изучение управления в сфере промышленности РФ.
Объектом работы является промышленность РФ, предметом - управление в сфере промышленности РФ.
Для достижения цели был поставлен ряд следующих задач:
- рассмотреть промышленность как объект управления;
- изучить правовые основы и организация управления промышленно-стью в России;
-исследовать основные направления государственной промышленной по-литики;
-выявить проблемы и их пути решения в области государственного управления промышленностью.
Научная значимость работы состоит в ее новизне и использовании в лек-ционных материалах студентов, интересующихся данной темой.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть ис-пользована для совершенствования управления в сфере промышленности.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа и список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1. Промышленность как объект управления
Отрасль промышленности – это комплекс предприятий, которые имеют однотипное экономическое назначение производимой продукции, общую тех-ническую базу, особый профессиональный состав работников, специфику ра-боты, используют однородные потребляемые материалы и характеризуются однотипностью технологических процессов .
Другими словами, отрасль промышленности объединяет предприятия, которые производят однородную продукцию, используют похожие технологии и имеет свой круг потребителей. Сегодня выделяют такие основные отрасли промышленности, как:
1. Электроэнергетика. Включает в себя производство, передачу, управле-ние, сбыт и потребление электрической энергии и предусматривает использо-вание производственных и других объектов и мощностей. Благодаря данной отрасли обеспечивается электрификация страны.
2. Топливная промышленность. Данная отрасль включает в себя ком-плекс производств, процессов, добывающих устройств топливно-энергетических ресурсов, устройств по их переработке, транспортировке, рас-пределению и потреблению всех видов энергоносителей.
3. Металлургия. Она включает в себя черную и цветную металлургии. Первая является основой машиностроения и строительства. Вторая – включает добычу, обогащение руд цветного металла и его выплавку.
4. Химическая промышленность. В процессе производства используется углеводородное, минеральное и другое сырье, которое под воздействием хи-мических переработок, преобразуется в конечную продукцию потребления.
5. Металлообрабатывающая отрасль и машиностроение. Машинострое-ние относится к разряду отраслей тяжелой промышленности и предусматрива-ет производство и выпуск машин, орудия, приборов. Металлообработка предусматривает преобразование металлов, изменение их формы, размеров с помощью определенных методов и оборудования.
6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышлен-ность. Первая промышленность отвечает за обработку и заготовку древесины, вторая – за ее механическую и химико-механическую обработку и переработ-ку, третья - направлена на получение целлюлозы, бумаги, картона и других продуктов переработки.
7. Промышленность строительных материалов – совокупность отраслей, отвечающих за производство материалов для строительства.
8. Легкая промышленность. Производство продукции массового потреб-ления из различного сырья.
9. Пищевая, микробиологическая, медицинская и полиграфическая про-мышленности.
Данные отрасли промышленности играют незаменимую роль в жизни государства .
В настоящее время экономика России имеет сырьевой характер. При этом большое количество природных ресурсов — одно из безусловных конкурент-ных преимуществ, которое может и должно быть использовано в ходе модер-низации промышленности. На долю России приходится 33% мировых про-мышленных запасов природного газа, 18% угля, 13% нефти, 50% ванадия, 14% никеля, 12% алмазов , но важным обстоятельством является то, что 80% всех полезных ископаемых (разведанных и неразведанных) приходится на се-верные районы. Северные регионы страны дают 50-60% всего внешнеторгово-го оборота. Производство в этих регионах связано с высокими издержками, что ведет к снижения основных конкурентных преимуществ — высокий уро-вень издержек на освоение и эксплуатацию месторождений ведет к снижению прибыли от реализации ресурсов.
Поэтому ставка на преимущественное развитие экспортноориентирован-ных сырьевых отраслей в условиях России не обеспечит приток инвестиций в необходимых для быстрой модернизации экономики объемах, поскольку при-быль от них существенно ниже, чем в странах с более мягкими природно-климатическими условиями. При этом российские регионы, с учетом террито-риальной организации производственной сферы, сферы обращения и создания региональных рынков подразделяются на две основные группы — моноспеци-ализированные и полиспециализированные
1.2. Правовые основы и организация управления промышленно-стью в России
Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федера-ции (Минпромнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществление разработки и реализации госу-дарственной промышленной политики, определение путей и методов ее эффек-тивного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие РФ. В Положе-нии о нем, утвержденном Правительством РФ 26 октября 2000 г., определены его основные задачи: разработка и реализация единой государственной про-мышленной политики, совершенствование механизмов и форм ее реализации в целях обеспечения устойчивого Развития и повышения конкурентоспособности организаций промышленности; государственное регулирование и проведение структурных преобразований в металлургической, химической, нефтехимиче-ской, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской машинострои-тельной, лесной, целлюлозно-бумажной и в других областях, относящихся к сфере его ведения, а также координации деятельности в этой сфере иных феде-ральных органов исполнительной власти .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промыш-ленной политике в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собра-ние законодательства Российской Федерации. – 2015. - № 1 (часть I). - Ст. 41.
2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опе-режающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015, № 1 (часть I), ст. 26.
3. Деев А.А., Соколов М.С. Проблемы реализации государственной промышленной политики России // Российское предпринимательство. – 2016. – № 5. – c. 585-596. –doi: 10.18334/rp.17.5.34987.
4. Журнал ТехНАДЗОР № 1/2 Январь-февраль 2015 г. Новая про-мышленная политика в России // Город на канале URL:http://www.gorodnakanale.ru/component/k2/item/1664-zhurnal-tehnadzor-.html (Дата обращения: 12.04.19).
5. Индекс промышленного производства в % к предыдущему году // Федеральная служба государственной статистики URL:http://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/I001700R.HTM (Дата обращения: 12.04.19).
6. Ключевые моменты Послания Президента Федеральному собранию // Первый канал URL: Ключевые моменты Послания Президента Федеральному собранию (Дата обращения: 12.04.19).
7. Коновалов Ю.В. Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий // Российское предпринимательство. – 2017. – № 6. – c. 957-970. – doi: 10.18334/rp.18.6.37653.
8. Макаров И.Н., Макаров О.А., Барбашина Е.А. О необходимости учета и решения проблем энергосбережения и энергоэффективности при раз-работке и реализации национальной промышленной политики // Российское предпринимательство. – 2018. – № 2. – c. 369-380. – doi: 10.18334/rp.19.2.38864.
9. Медведев назвал невозможным тотальное импортозамещение // РБК URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/551e89a49a7947184d3e0a56 (Дата обраще-ния: 08.04.2019).
10. Медведев пообещал обсудить импортозамещение с медицинским сообществом // Деловой журнал об индустрии здравоохранения URL:http://vademec.ru/news/detail69779.html (Дата обращения: 12.04.19).
11. Медведев: импортозамещение — это не отказ от западных техноло-гий // Вести.ru URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2651321 (Дата обращения: 12.04.19).
12. Минакир П.А. Промышленная политика // Журнал новой экономи-ческой ассоциации. 2014. № 2 (22).
13. Нестеренко Ю.Ю. Оценка возможностей устойчивого и безопасного социально-экономического развития старопромышленных регионов в услови-ях реализации политики импортозамещения (на примере Волгоградской обла-сти) // Российское предпринимательство. – 2017. – № 24. – c. 4173-4182. – doi: 18334/rp.18.24.38652.
14. Печаткин В.В. К вопросу об импортозамещении как стратегическом приоритете экономического развития России // Российское предприниматель-ство. – 2018. – № 5.– c. 1581-1596. – doi: 10.18334/rp.19.5.39120.
15. Россия в цифрах. 2017. Краткий статистический сборник. M.: Рос-стат, 2017. 511 с.
16. Осипов В.С. Импортозамещение в условиях экономического разви-тия России: санкционная война // materials of the Х International Scientific and Practical Conference. Sheffield: Science and Education LTD, 2014.
17. Осипов В.С., Смотрицкая И.И. Актуальные проблемы институцио-нальной экономики: теория и практика. — М.: ЮНИТИ, 2015.
18. Осипов В.С., Смотрицкая И.И. Актуальные проблемы институцио-нальной экономики: теория и практика. — М.: ЮНИТИ, 2015.
19. Светник Н.В. Методические вопросы организации субъектно-объектного взаимодействия заинтересованных групп при разработке промыш-ленной политики в регионе // Российское предпринимательство. – 2018. – № 10. – doi: 10.18334/rp.19.10.39457.Российское предпринимательство № 10’2018 (октябрь) 2761
20. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика им-портозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отно-шения. – 2017. – № 4. –c. 343-356. – doi: 10.18334/eo.7.4.38431.