Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На текущем этапе развития экономики Российской Федерации значи-тельно повышаются требования к полноте и качеству аналитического обеспечения управления деятельностью субъектов хозяйственной деятель-ности. Поскольку рентабельность выступает обобщающим показателем, характеризующим эффективность, и отражает все аспекты деятельности предприятия, совершенствование методических вопросов анализа рента-бельности предприятия является актуальным.
Прибыль – важный финансовый источник прогресса предприятия, его научно-технического совершенствования, улучшение материальной базы и продукции предприятия, всех форм капитальных вложений. Имен-но она выступает источником уплаты налогов. В связи с нестабильной эко-номической ситуации в стране, каждое предприятие устремляется к макси-мизации своих финансовых результатов. Это в свою очередь обусловлива-ет необходимость проведения для них качественного анализа с целью вы-явления для них резервов роста в будущих периодах.
Степень разработанности исследуемой проблемы. Среди современ-ных ученых-экономистов, исследующих категорию «рентабельность», тео-ретические и методологические основы ее анализа и оценки, следует выде-лить: В.Е.Ануфриева, М.А. Вахрушину, И.А. Бланка, Н.В. Войтоловского, О.И. Волкова, О.В. Ефимову, А.П. Калинину, В.В. Ковалева, Г.В. Савиц-кую, Н.П. Кондраков, Н.П. Любушин, В.В. Мануйленко, Р.С. Сайфулина, А.Д. Шеремета и др.
Отдавая должное разработкам отечественных и зарубежных ученых, следует сказать, что в вопросах анализа рентабельности остается много нерешенных проблем, которые требуют детального исследования и выра-ботки предложений для практической деятельности.
Цель работы – провести анализ рентабельности предприятия на примере ПАО «Газпром».
Достижение сформулированной цели потребовало решения следую-щих задач:
1) проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к анализу рентабельности предприятия;
2) провести анализ основных экономических показателей ПАО «Газ-пром»;
3) дать оценку доходов, расходов, финансовых результатов и рента-бельности предприятия;
4) определить пути повышения рентабельности ПАО «Газпром»;
5) оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприя-тий.
Объектом исследования являются российские предприятия на приме-ре ПАО «Газпром».
Предмет исследования – подходы методы анализа, оценки и управ-ления рентабельностью предприятия.
Теоретическую и методологическую основу составили фундамен-тальные и прикладные работы ведущих российских и зарубежных ученых, посвященные теории анализа финансовой деятельности и проблемам ана-лиза и оценки рентабельности предприятия.
В качестве основных методов исследования были использованы: об-щенаучные методы диалектического познания, математические, статисти-ческие, методы, системного анализа и др.
Информационную базу исследования составили данные управленче-ской и бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром».
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1. Экономическая сущность и виды анализа рентабельности пред-приятия
Одним из наиболее важных способов оценки эффективности деятель-ности организации является использование аналитических показателей рентабельности. По нашему мнению, аналитические показатели рентабель-ности являются основными индикаторами эффективности деятельности хо-зяйствующего субъекта.
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы компании в целом, доходность различных направ-лений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).
В общем случае показатели прибыльности компании представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам (имуществу) компа-нии, участвующим в получении прибыли . Поэтому анализ формирования прибыли проводится первым при проведении анализа рентабельности.
С качественной точки зрения, прибыль – это показатель положи-тельной динамики развития бизнеса, успешности. Если смотреть с количе-ственной точки зрения, то прибыль показывает, как соотносятся расходы и доходы.
Когда ведется анализ формирования прибыли, то определяется, насколько переменные и постоянные затраты в себестоимости оказывают влияние на доход. Кроме того, рассматривается соотношение прибыли и выручки, которое определяется как операционный рычаг: чем он больше, тем сильнее динамичный рост выручки повышает прибыль.
Финансовый анализ прибыли помогает определить точку безубы-точности – величину, при которой себестоимость продукции/услуги экви-валентна полученной прибыли от продаж. Это показатель как критичная отметка. Если выручка организации покрывает только издержки (как по-стоянные, так и переменные), то она выходит в ноль. Чтобы получить при-быль, нужно поработать над объемами и ростом продаж. Если же текущие объемы выпуска сократятся, то компания скатится в минус .
Анализ прибыли и рентабельности проводят для решения следую-щих задач:
узнать структуру прибыли компании;
получить оценку, как соблюдаются планы и стратегия развития компании, соотносятся ли полученные финансовые показатели с прогноз-ными;
обратить внимание на факторы, влияющие на финансовые потоки;
определить тенденции в распределении прибыли;
найти дополнительные возможности для увеличения чистой при-были.
Анализировать данные по прибыли можно с помощью разных мето-дов.
1. Структурный. Задача структурного анализа – определить доли прибыли от основного вида деятельности и всех остальных. Здесь важно обращать внимание на изменение прибыльности ключевого направления. Если процент сокращается, то это говорит о падении эффективности. Та-кой вывод будет правильным даже в тех случаях, когда общий объем при-были держится на том же уровне или растет за счет других видов дея-тельности.
Также можно провести структурный анализ прибыли по товарным позициям, чтобы выявить наиболее выгодные продукты в своей номенкла-туре.
2. Факторный. Факторный анализ прибыли дает возможность опре-делить, как внешние и внутренние факторы влияют на прибыль. Сравни-ваются итоги двух и более периодов.
На внутренние факторы компания в дальнейшем может повлиять. К примеру, увеличить объемы выпуска продукции, больше загрузив мощно-сти, внедрив современные технологии. Или изменить условия работы со-трудников, логистику и т.д.
Соответственно, внешние факторы – это рыночная ситуация, на ко-торую фирма особо не влияет, но должна учитывать. Так, можно сколько угодно сетовать, но вряд ли получиться воздействовать на климат, тари-фы, инфляцию или «неспортивное» поведение контрагентов .
3. Динамический. Проводя такой анализ, рассчитывают динамику роста прибыли и сравнивают показатели. Можно смотреть один и тот же вид прибыли за разные промежутки времени, а можно сопоставлять раз-ные виды прибыли в один и тот же период.
4. Сравнительный. Этот метод призван определить эффективность компании с другими игроками на рынке. В этом случае прибыль сравни-вается показателями по отрасли, в топовых компаниях, в других фирмах в том же сегменте, а также организациях, работающих в похожих сферах.
5. Анализ рентабельности. Рентабельность – один из ключевых пока-зателей бизнеса, который показывает процент прибыли на каждую едини-цу вложенных средств. Оценивая рентабельность в разные периоды дея-тельности, в динамике становится понятна эффективность использования оборотных денег и инвестиций.
Анализировать рентабельность компании можно в разных разрезах.
Так, различают внутренний и внешний анализ рентабельности. В первом случае он проводится силами сотрудников компании. Во втором – субъектами анализа выступают налоговые органы, банки, страховщики, которые опираются только на открытые данные (рис. 1).
Рисунок 1 – Виды анализа рентабельности
Анализ рентабельности можно выполнять как по всей фирме, так и по каждой структуре в отдельности (например, по регионам) или по от-дельным видам продукции.
Еще одно направления для анализа рентабельности – формирование и распределение финансовых результатов. Когда исследуют формирова-ние финансовых результатов, в поле зрения находятся операционная, фи-нансовая, инвестиционная сферы деятельности компании. В результате должно сложиться понимание, какие действия могут привести к росту фи-нансовых результатов и рентабельности.
Дивиденды учредителям, накопительные и резервные фонды, попол-нение оборотного капитала – чистую прибыль можно направить на эти и другие цели, если такие положения закреплены уставом организации. Анализ использования финансовых результатов позволяет выявить, на что фактически пошли деньги, есть ли отклонения в сравнении с планом рас-пределения, в чем причина изменений по направлениям использования.
Кроме того, анализ рентабельности компании может различаться по глубине. Так, к примеру, может быть проведен экспресс-анализ для опера-тивного влияния на то, как будут формироваться или использоваться фи-нансовые результаты и какой уровень рентабельности будет достигнут.
Углубленное исследование по итогам за какой-то отчетный период требуется для справедливой оценки деятельности компании, представления о достигнутого уровня рентабельности в сравнении с предварительными выводами. В этом случае можно увидеть, какие обстоятельства повлияли на рентабельность, как они соотносятся с предыдущим периодом, а также бизнес-планом.
Также выделяется детализированный подход. В этом случае анали-зируют, например, каждый отдельный фактор, оказавший влияние на уро-вень рентабельности предприятия в целом, или рентабельность каждого отдельного вид выпускаемой продукции.
В экономическом анализе рентабельности следует строить и исполь-зовать экономико-математические модели с помощью корреляционно ре-грессионного метода . Значительное преимущество данного метода заклю-чается в наглядности отображения динамики и перемене их показателей, кроме того, требуется определить прогнозируемые величины в предстоя-щем периоде . Однако следует заметить, что не все явления и процессы можно формализовать для включения в математическую модель. Так же стоит заметить, что ни одна модель не дает абсолютно точной характери-стики исследуемых экономических процессов.
Таким образом, рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. По нашему мнению, аналити-ческие показатели рентабельности являются основными индикаторами эф-фективности деятельности хозяйствующего субъекта.
1.2. Методика анализа рентабельности предприятия
Данные анализа рентабельности являются составной частью финан-сового анализа, который в свою очередь используется как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия. Чтобы обеспечить кон-курентоспособность на предприятии необходимо проводить финансовый анализ, результаты которого ответят на вопросы, связанные с решением проблем повышения рентабельности деятельности предприятия .
Обзор существующих методов и моделей анализа рентабельности показал, что существуют различные подходы к оценке рентабельности предприятия (рис. 2).
Важно отметить, что на результаты расчётов и анализа влияет качество используемой финансовой отчетности, наличие/отсутствие в ней искажений, также профессионализм аналитика.
Наиболее важными для оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или к ве-личине собственных средств компании.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур. М.: Инфра-М, 2014. 216 с.
2. Алексей Миллер проинформировал Владимира Путина о работе «Газпрома» в 2018 году и планах на 2019 год [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2019/march/article476617/
3. Анализ и оценка руководством финансового положения и финансо-вых результатов деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=4Анализ эффективности функ-ционирования предприятия на примере ПАО «Газпром» / Быстрицкая А.Ю., Мишинев Н.А. // В сборнике: Научные исследования и современное образование. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 301-304.
4. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. – М.: Юрайт, 2016. – 456 с.
5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рын-ка. – М.: Инфра-М, 2012. – 260с.
6. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник для ба-калавров / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2013. - 696 c.
7. Греченюк А.В. Современные аспекты анализа бухгалтерского ана-лиза предприятия / А.В. Греченюк // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №13. - С.129-132.
8. Дербичева А.А. Формирование модели анализа финансового ре-зультата деятельности организации // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 2. С. 60-71.
9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 2012. 335 с.
10. Ежеквартальный отчет ПАО «Газпром» за 4 квартал 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=5
11. Ежеквартальный отчет ПАО «Газпром» за 4 квартал 2017 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=5
12. Ежеквартальный отчет ПАО «Газпром» за 4 квартал 2016 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=5
13. Казакова Н.А. Финансовый анализ. - М.: Юрайт, 2015. - 540 с.
14. Ковалев В.В. Управление финансовой структурой фирмы. М.: Про-спект, 2015. 258 с.
15. Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффек-тивности ОАО «Газпром» на период 2011–2020 гг. (утв. приказом ОАО «Газпром» от 28.12.2010 № 364) [Электронный ресурс]. – URL: https://gisee.ru/articles/organizations/19316/
16. Морозова А.В. Методика учета и анализа финансовых результатов // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-14.
17. Официальный сайт ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gazprom.ru/
18. Приложение к ежеквартальному отчету за 4 квартал 2018 года – консолидированная финансовая отчетность по МСФО или иным междуна-родно признанным стандартам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=5
19. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффек-тивности ОАО «Газпром» на 2019–2021 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gazprom.ru/
20. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Инфра-М, 2016. ‒ 697 с.
21. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бака-лавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 320 c.
22. Татаринова О. И. Анализ финансовой отчетности - М.: Лаборатория книги. - 2015. - 171 с.
23. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017 . – 695 с.
24. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное посо-бие/ Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 2-е изд., пере-раб. И доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 536 с.
25. Якубчик А. В., Рысина В. А. Роль баланса при анализе финансового состояния предприятия / А.В. Якубчик, В.А. Рысина // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 267-271.
26. CDP global scoring partner 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cdp.net/en/scores
27. Годовая бухгалтерская отчетность ПАО «Газпром» (все формы) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=934&type=3