Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из наиболее актуальных социально-нравственных вопросов современности, становится вопрос о положении инвалидов и/или людей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) как «равных среди равных» и о создании доступной, безбарьерной среды в истинно инклюзивном обществе. Несмотря на значимые изменения в законодательстве и реализацию разных социальных программ, социальная группа людей с ОВЗ, всё ещё слабо интегрирована в активную социальную жизнь.
Практика социальной работы в отношении нетрудоспособных граждан и инвалидов, в частности, в России появилась еще в глубокой древности. В ее основе лежали важнейшие общественные формы взаимодействия личности и социума – помощь и взаимопомощь, которые выступали механизмами сохранение идентичности социальных общностей в меняющихся исторических условиях: в Древней Руси, в Московском государстве, Российской Империи, Советском государстве и Российской Федерации. На каждом этапе формирования отечественной российской государственности появлялись различные институты помощи нуждающимся, которые решали исторические задачи по поддержке населения и удовлетворяли основные общественные и социальные потребности в помощи и взаимопомощи. Они выступали не только как система мер государства по интеграции социума, но и как форма контроля. Подобные тенденции начали оформляться в Российской Империи с начала XVIII века.
Нужно сказать, что в последние годы, в сторону людей с ОФВ, направленно значительное внимание со стороны органов власти, руководителей предприятий, общественных организаций, учебных заведений и др. Речь о «доступной» среде идёт повсеместно. После ратификации в мае 2012 года «Конвенции ООН о правах инвалидов», её принципы и нормы вошли в правовую систему Российской Федерации. В настоящее время, реализуется обновлённая Федеральная государственная программа, которая рассчитана на 2011-2020 годы – «Доступная среда» , которая предусматривает решения целого комплекса задач. В частности: реабилитация, занятость, повышение уровня жизни, развитие инклюзивного профессионального образования, создание Федерального реестра инвалидов и лечение, доступности для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и т.д.
В целом, изменения в разных сферах экономических, политических, общественных концептов, которые происходят в нашей стране в настоящее время, объективно обуславливают необходимость рассмотрения становления и развития системы социального обеспечения для четкого, адекватного нынешнему уровню общественного развития, понимания тенденций, потребностей и перспектив выстраивания системы, которая способствует реализации целей правового государства. Изучение и обоснование мер социальной помощи инвалидам, поиск наиболее конструктивных, корректных и эффективных способов построения доступной среды истинно инклюзивного общества является особенно актуальным в настоящее время, когда в нашей стране происходит построение инклюзивного общества, что и обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Инклюзивные средовые условия для инвалидов».
Объект исследования: инвалиды, как объект социальной помощи.
Предмет исследования: средовые условия для инвалидов, отвечающие потребностям инклюзивного общества.
Цель исследования: изучить инклюзивные средовые условия для инвалидов.
Задачи исследования:
- определить и дать общую характеристику социальной категории инвалидов / лиц с ОВЗ;
- описать аспекты социализации и социальной адаптации инвалидов;
- изучить историю и концептуальные требования инклюзивного общества;
- рассмотреть медико-психолого-социальное пространство работы с инвалидами как основа инклюзивных средовых условий для инвалидов;
- представить доступную среду как воплощение инклюзивных средовых условий для инвалидов.
Степень научной разработанности проблемы.
В разработке проблем, посвященных категориям теории права социальной помощи и социального обеспечения, важное место отводится работам А.М.Васильева, А.Ю.Гусева, Д.Е.Петрова. Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области социологии, права и других социальных наук: С.С. Алексеева, О.С.Иоффе, М.Н.Марченко, Л.А.Морозовой, С.И. Кобзевой, А.В. Гусевой, А.И.,Лушниковой, А. М. Лушникова, С. П. Маврина, С. С. Маслова, Е.Е.Мачульской, Т.К.Мироновой, М.В.Молодцова, М.И.Полупанова, Д.И.Рогачева, В.Б.Савостьяновой, Я.М.Фогеля, Е.И.Холостовой, В.Ш.Шайхатдинова и др.
Многоаспектность исследования предполагает использование специальной литературы по социологии и экономике и др.
Методология исследования: общие для всех общественных наук принципы познания предмета: объективность, всесторонность и полнота, историзм; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и др.
Структура исследования.
Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНЫХ СРЕДОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
1.1. Определение и общая характеристика социальной категории инвалидов / лиц с ОВЗ
Оценить уровень цивилизованности общества, можно во многом по отношению к людям с ограниченными возможностями. В связи с этим, в настоящее время, развитие общества характеризуется проведением комплекса мер по социальной интеграции людей с ОВЗ в общество, это является одним из приоритетных направлений социальной политики и нашего государства, в частности. Согласно Декларация о правах инвалидов (ООН 1975 г.), в качестве инвалида рассматриваются любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично, потребности нормальной личной и/или социальной жизни из-за недостатков; будь то врожденные или приобретенные его/её особенности физических или умственных возможностей .
В «Законе о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», представлено следующее определение: инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое, в свою очередь, обусловлено заболеванием, последствиями травмы или дефекта, что приводит к ограниченной жизнедеятельности и вызывает необходимость социальной защиты. Ограничением жизнедеятельности, как поясняется в этом же законе, определяется полная или частичная утрата лицом способности или возможности реализовать самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и/или заниматься трудовой деятельностью.
В ГОСТ Р 55699-2013 «Национальном стандарте российской федерации: доступные средства размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями», применяются термины и определения значений, установленные Федеральными законами «Об основах Туристской деятельности в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ», ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 53423, ГОСТ Р 53998 и др. В данном Национальном стандарте, инвалидность рассматривается как нарушение связи между органами и/или функциями тела человека повседневной деятельностью и социальным участием человека, с учетом роли факторов окружающей среды. Здесь же, со ссылкой на нормы Всемирной организации здравоохранения, инвалиды определяется как люди испытывающие трудности или ограничения в повседневной жизни или люди, чье физическое или умственное состояние и проблемы со здоровьем сужают виды или объём деятельности, которой они могут заниматься. Кроме того, в Стандарте определяется понятие «инклюзивность», как равная доступность объектов культурных, образовательных, профессиональных и других программ, оборудование условий обслуживания и т.д., и для людей без инвалидности и для людей с инвалидностью.
В Рекомендациях к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничение в возможностях, которое обусловлено физическими и/или психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи и общества на тех же основаниях как и другие его члены.
Инвалиды по разным основаниям разделяются на несколько групп: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые; по происхождению: инвалиды войны и труда, общего заболевания; по трудоспособности: трудоспособные –инвалиды первой группы, временно нетрудоспособные/трудоспособные в ограничных сферах – инвалида второй группы, трудоспособные в щадящих условиях труда – инвалиды 3 группы; по характеру заболевания люди описываемой группы, могут относиться к мобильным/маломобильным или неподвижным группам.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0
2. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009 - 172 с.
4. Аникеева О.А. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех / Сервис в России и за рубежом. 2011. № 6 (25). С.14-20. Электронное периодическое издание. www.rguts.ru
5. Аникеева О.А. Туризм для лиц с особыми потребностями. // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 6 (25). С. 5-15. Электронное периодическое издание. www.rguts.ru
6. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения. - Дис.докт.юрид.наук. / А.Л. Благодир; «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». – М., 2014.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.;
8. Глебова, А. В. Безбарьерная среда. Анализ зарубежного опыта / А. В. Глебова // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова. – 2014. – С. 144–148.
9. Горшкова В.В. Современные проблемы социальной психологии и социальной работы: материалы X Межвузовской научно-практической конференции, 20 марта 2015г. // СПб.: СПбГУП, 2015.
10. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. - М.: Владос, 2001. - 220 с.
11. Гуслова М.Н. Методика и организация социально–культурной деятельности с семьей в центре реабилитации детей с ограниченными возможностями : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05/ Моск. гос. ун–т культуры и искусств. – М., 2002. –22 c.
12. Ефлова М.Ю. Социальная эксклюзия социально депривированных групп населения (на примере наркопотребителей и ВИЧ-инфицированных)/ М.Ю.Ефлова. - Казань: Казан. ун-т, 2012. – 164 с.;
13. Жуков Б. А. Синдром беззащитности / Б. А. Жуков–М. 2007, №6 –с.30-35
14. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации. Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. М., 2014.
15. Жаркова А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты. Монография. – М., МГУКИ, 2011. – 177 с.
16. Живицкая А. И. Равный среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:Материалы международной научно-практической конференции (20—июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т– М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
17. Зайцева, Н. А. Безбарьерный туризм / Н. А. Зайцева, Д. Б. Шуравина. – М. : КноРус, 2016. – 176 с.
18. Капустина О. Основные социальные группы советского общества в 1960–1980 гг., определённые пенсионным законодательством // Журнал исследований социальной политики / 2013. Т. 11. No 3. – C.407-422
19. Котова О.В. Ресоциализация лиц с двигательными нарушениями средствами адаптивной физической культуры и спорта: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04. – Москва, 2010. - 180 с.
20. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл,2010.
21. Морозова Е.В. «Перспективные направления развития психологической реабилитации в русле современных ресурсно-развивающих технологий». Сборник материалов научно-практической конференции «Современные подходы к медико-социальной экспертизе в РФ с учетом МКФ и Конвенции ООН о правах инвалидов», проводимой 21-23 июня 2011 г. в г. Ижевск., С.207-211.
22. Моздокова Ю.С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально-культурный аспект: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.05. - Москва, 2006
23. Мавликаева, Ю. А., Бронников В. А. Социальная реабилитация: потребность и нуждаемость // Организационно-методические аспекты развития системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Российско-европейский опыт. – Нижний Новгород: ТАСИС, 2007.
24. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. №3(25). C.202-204
25. Пузин С.Н., Гришина Л.П., Кардаков Н.Л. Инвалидность в Российской Федерации. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2015. –220 с.
26. Павленок П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М. : ИНФРА-М, 2009.
27. Технология социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. – М. : ИНФРА-М, 2001.
28. Шаболтас А.В. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс/ А.В. Шаболтас, Д.А. Жуков // Вестник СПбГУ. - Серия 12: педагогика, психология, социология, 2011, Вып.1, С.227-234