Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы связанна с тем, что в настоящее время всё более остро встают вопросы касательно реализации и волеизъявления гражданами Российской Федерации своих прав и интересов на фоне определённой незаинтересованности в этом государственный структур или должностных лиц. Кроме того, с определённой периодичностью поднимаются дискуссии, касающиеся событий 1991 года, а если точнее, то Всесоюзного референдума о сохранении СССР и как именно этот референдум был проведён. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что референдумы могут быть не только Всероссийскими, но и меньшего уровня, что в свою очередь также порождает вопросы – что представляют из себя эти референдумы, как и на основе чего они могут быть проведены.
Текущая редакция законодательства о референдуме и вправду делает процесс его инициации недоступным, но эта недоступность касается исключительно политических объединений и гражданских групп. Воспрепятствовать народу в реализации собственного права на участие в управлении государством посредством референдума не могут помешать ни административные барьеры, ни бюрократизация процедур.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, регулирующие понятие, порядок назначения, вопросы референдума Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регламентирующие референдум Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ понятия, порядка назначения, вопросов референдума Российской Федерации.
Задачами настоящей работы являются:
– раскрыть понятие и значение референдума в Российской Федерации;
– исследовать виды референдума;
– охарактеризовать порядок назначения референдума;
– рассмотреть вопросы референдума.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: И.А. Лукманов, И.Р. Аминов, С.С. Айвазян, О.С. Воронченков, М.А. Иванова, А.С. Белянин, Л.И. Вязовченко, Д.В. Лелявин, Н.М. Мезенцев и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и виды референдума в Российской Федерации
1.1. Понятие и значение референдума в Российской Федерации
Российская Федерация (РФ) является страной с демократическим режимом, где народ считается источником власти. Сам термин демократия обозначает «власть народа». Перечень способов осуществления этой власти довольно широк. Среди них стоит выделить референдум, имеющий фундаментальную ценность с одной стороны, и форму прямой демократии с другой .
Референдум как политический институт был определен в Конституции СССР 1936 года. Статья 49 данной Конституции определяла референдум как всенародный опрос. Но проводился с СССР он лишь однажды при решении вопроса о сохранении СССР. Право на проведение референдума имели лишь государственные органы. Поэтому о референдуме, как об институте народовластия, можно говорить лишь изучая современное конституционное право России. Однако и в современности пока что не сложилась практика регулярного (частого) проведения референдумов. С региональной практикой проведения референдумов наблюдается более положительная картина. За последние 20 лет было проведено всего 20 референдумов.
На сегодняшний день взаимоотношения между политическими институтами России и населением являются кризисными, что в свою очередь приводит к отторжению граждан от власти и высказыванию недоверия. Несмотря на это, представители власти, как на государственном, так и на местном уровне своей деятельностью поддерживают пассивность и аполитичность населения.
В то же время, именно построение продуктивного диалога между властями и населением, станет начальным фундаментом стабилизации, как социально-политической жизни в стране, так и обеспечения высокого экономического уровня жизни всех граждан. Одной из сторон референдума является обеспечение стойкой законности властных структур, а также преодоление отчужденности населения от политики, проводимой в государстве. Так же, референдум позволяет обеспечить контроль за политическими институтами и должностными лицами со стороны общественности, путем предотвращения чрезмерного злоупотребления властью, и наконец, разрыва правящей элиты от простого народа.
Политическое значение института референдума заключается в том, что с его помощью граждане получают возможность эффективно влиять на формирование городской и сельской политики, ее осуществляют органы местного самоуправления, а последние в свою очередь имеют возможность сверять свои решения с мнением населения.
Одними из первых среди отечественных ученых вопрос референдумов в общественно-политической жизни России исследовали М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев, Н.К. Коруконов и др. Так, референдум рассматривался учеными как инструмент непосредственного привлечение граждан к нормотворческой деятельности, дающий возможность трансформировать волю народа в государственную деятельность .
Референдум – осуществляемое путем тайного голосования утверждение гражданами какого-либо документам или решения, согласие или несогласие с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Регулируется Конституцией РФ , ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .
Со становлением и постепенным развитием данного института возникло множество дискуссионных вопросов, связанных с референдумом. Например, в ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» действовала ч.6 ст. 6, которая устанавливала постулат о том, что вопрос, выносящийся на референдум, не должен противоречить Конституции РФ. Однако ст. 3 данной Конституции закрепляет народ носителем суверенитета и источником власти. Поэтому, кажется некорректным отказ от внесения поправок в конституцию в связи с принятым решением на референдуме. Более того, конституция и ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» предусматривает замену конституции при помощи референдума. Данная статья была отменена 28 апреля 2008 года.
В каждой развивающейся сфере возникают различные проблемы и неувязки. Законодатель не всегда может предугадать правовые коллизии, которые могут возникнуть на практике. Для этого и создана возможность внесения поправок, дополнений. В общем, наблюдается положительная тенденция в совершенствовании законодательства, регулирующего правовую сферу, относящуюся к референдуму. Но некоторые спорные моменты остаются до сих пор. Один из них напрямую связан с темой данной статьи. Референдум является прямым способом выражения воли народа. Но при анализе законодательства, которое регулирует организацию и проведение референдума, можно прийти к выводу, что на данный момент организация референдума практически не по силам обычным гражданам. Увеличилось необходимое число участников референдума (с 1 млн. до 2 млн.). Более того, сократился сбор подписей с 3 месяцев до 45 дней. Вместо одной инициативной группы в 100 человек, теперь такие группы требуются в половине регионов РФ. Похожая ситуация наблюдается и при проведении местных и областных референдумов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.06.2002. № 24. Ст. 2253.
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. № 27. Ст. 2710.
4. Айвазян С.С. Особенности местного референдума в Российской Федерации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 57-62.
5. Белянин А.С. Референдум в Российской Федерации: законодательное регулирование и политическая практика // МНСК-2017: Государство и право Материалы 55-й Международной научной студенческой конференции. 2017. С. 35-36.
6. Войтаж А.В. Понятие и виды референдумов. конституционные и правовые основы референдумов в России // Актуальные проблемы конституционного и международного права Материалы Первой ежегодной конференции. 2017. С. 42-46.
7. Воронченков О.С. Сущность и принципы референдума в Российской Федерации // Синергия Наук. 2017. № 18. С. 1627-1632.
8. Вязовченко Л.И., Лелявин Д.В., Мезенцев Н.М. Принципы проведения референдума в российской федерации: правовой аспект // Современное региональное управление: тенденции и приоритеты развития: Сборник научных статей международной научной конференции в рамках ХVII межрегиональной универсальной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки – 2017. Под общей редакцией В.В. Зотова. 2018. С. 264-267.
9. Громыко В.С. Референдум как императивная форма гражданской активности // Гражданская активность как форма реализации прав и свобод личности Сборник материалов молодежной научной конференции. Сборник научных трудов. 2017. С. 24-29.
10. Иванова М.А. Институт местного референдума в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и реализации // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию образования Новосибирской области : в 3 ч.. 2017. С. 221-228.
11. Иванова М.А. Институт местного референдума в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и реализации // Совершенствование механизмов взаимодействия региональной власти, органов местного самоуправления и населения: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию образования Новосибирской области: в 3 ч.. 2017. С. 221-228.
12. Лукманов И.А., Аминов И.Р. Актуальные проблемы в проведении местных референдумов в современной России // Вестник современных исследований. 2019. № 1.4 (28). С. 50-53.
13. Сычев В.Б. Особенности рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии конституции России вопроса, предлагаемого на референдум Российской Федерации // Lex Russica. 2018. № 3 (136). С. 76-85.
14. Тропина Д.В. К вопросу о перспективах развития института референдума в Российской Федерации // В сборнике: Доклады ТСХА 2019. С. 297-300.
15. Филяков Р.А. Референдум – институт народовластия в Российской Федерации // Конституционализм, его принципы и их роль в развитии и защите прав человека: дискуссионный проект (с международным участием): сборник тезисов докладов II Молодежных образовательных чтений. 2017. С. 184-186.
16. Цветкова Е.А. Актуальные проблемы конституционно-правового регулирования референдумов в Российской Федерации // Юридический факт. 2017. № 21. С. 60-63.
17. Чернышев А.И. Практика проведения местных референдумов в России // Актуальные вопросы развития современного обществ: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 352-354.