Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современных рыночных отношений в качестве особо важной составляющей всей финансово-экономической деятельности субъ-екта экономики выступают расчетные операции с его покупателями и за-казчиками, которые неразрывным образом связаны с денежными потока-ми входного и выходного характера и которые являются базисом всего процесса по обеспечению беспрерывности его функционирования. Посред-ством указанных расчетов может быть обеспечена организация нужными сырьем и материалами, топливными ресурсами, тарой, а вместе с тем осу-ществлена продажа готовой продукции (работ. услуг). Результаты данного процесса непосредственным образом оказывают влияние на уровень фи-нансовой устойчивости, базу организации, исполнение плана по доходам и расходам и, как следствие всего этого, на достижение целей приоритетного характера в ее развитии в условиях рыночных отношений и обеспечении нужного уровня конкурентоспособности на рынке, потому что грамотный учет – база проведения анализа, на основе которых разрабатывают резер-вы улучшения состояния расчетов с покупателями и заказчиками.
Цель работы – характеристика учета и анализа расчетов с покупате-лями и заказчиками на примере ООО «АТП».
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие расчетов с покупателями и заказчиками, основы их учета;
- отразить основы анализа расчетов с покупателями и заказчиками;
- охарактеризовать организацию учета расчетов с покупателями и заказчиками;
- проанализировать дебиторскую задолженность предприятия.
Объект исследования – расчеты с покупателями и заказчиками.
Предмет исследования – учет и анализ расчетов с покупателями и за-казчиками.
1. Теоретические аспекты учета и анализа расчетов
с покупателями и заказчиками
1.1. Характеристика организации учета расчетов
с покупателями и заказчиками
Рассматриваемая категория покупателей и заказчиков является орга-низациями либо лицами, которыми приобретается готовая продукция, а вместе с тем разного рода виды услуг, и которые требуют исполнения раз-ного рода работ (оказания услуг) .
В качестве важнейших задач проведения учета расчетов с покупате-лями организации выступают такие: образование полных и достоверных информационных сведений по поводу состояния данных расчетов; свое-временность и правильность документирования всех операций по движе-нию денежных средств и разных расчетов; осуществление контроля над использованием денежных средств в расчетных операциях только согласно целевому назначению; выполнение контроля над соблюдением всех форм расчетов, которые установлены в заключенных с покупателями и заказчи-ками договорах; своевременность проведения сверки расчетов с дебитора-ми с целью исключения возникновения сумм просроченных задолженно-стей; обеспечение информационными сведениями, которые нужны внут-ренним и внешним пользователям отчетности организации; осуществление контроля над состоянием задолженности кредиторам и дебиторов.
Возникновение расчётов организации с покупателями и заказчиками происходит только после заключения с ней договоров. Согласно ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в качестве договора признают согла-шение 2-ух либо нескольких лиц по поводу установления, изменения либо прекращения прав и обязанностей гражданского характера. В практике между продавцом и покупателем происходит заключение договора купли-продажи. Согласно указанному договору купли-продажи, одна сторона (являющаяся продавцом) обязуется передать вещь (товар) в собственность иной стороне (являющейся покупателем), а покупатель при этом несет обя-занность принятия данного товара и уплаты за него определенной денеж-ной суммы (иначе - цены) (ст. 454 ГК РФ). В связи с этим, покупатель яв-ляется физическим или юридическим лицом, которое соглашается приоб-ретать товар по заранее установленной цене. Заказчиком, согласно ст. 740 ГК РФ, признают ту сторону договора подряда, согласно заданию кото-рой иная сторона (являющаяся подрядчиком) обязуется построить кон-кретный объект либо выполнить иного рода работы по строительству. В ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обя-зуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязу-ется оплатить эти услуги. К услугам отнесены связь, медицинские, ветери-нарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные, за исключением услуг, оказываемых по договорам, таким образом, заказчиками являются физические и юридические лица, которым оказываются услуги по догово-ру подряда и возмездного оказания услуг .
С целью учета всех расчетов с покупателями и заказчиками исполь-зуют счет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», его дебетуют со сч. 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на те суммы, на какие предъявляют расчётную документацию .
В качестве начального сальдо (по дебету) показывают величину за-долженности покупателей (или заказчиков) перед данным субъектом эко-номики за полученные товары (работы, услуги) на начало данного перио-да.
Начальным сальдо (по кредиту) является величина задолженности данного субъекта экономики перед покупателями и заказчиками по аван-сам, которые были получены от них под поставку товаров (работ, услуг) на начало данного периода
Дебетовый оборот представляет собой суммы предъявленной поку-пателям и заказчикам расчетной документации.
Кредитовый оборот представляет собой суммы поступивших плате-жей, в том числе и величину полученных авансов.
В качестве конечного сальдо (по дебету) выступает величина задол-женности покупателей (заказчиков) перед данным субъектом хозяйствова-ния за полученные товары (работы, услуги) на конец данного периода.
В качестве конечного сальдо (по кредиту) выступает величина за-долженности данного субъекта экономики перед покупателями и заказчи-ками по авансам, которые получены от них под поставку товаров (работ, услуг) на конец данного периода.
Дебиторская задолженность покупателя (заказчика) может быть пе-редана (продана) иной компании, т.е. может быть осуществлена пере-уступка права требования, на данную операцию делают проводки:
Дт 91-2 Кт 62 - отражено списание задолженности покупателя (заказ-чика), которая передана иной организации;
Дт 50, 51 Кт 91-1 – отражено поступление суммы денежных средств от иных компаний за задолженность, которую им передали.
Помимо этого, на счете 62 ведут учет расчетов по авансам, которые получены под поставку ценностей материального характера либо под ис-полнение работ (услуг). Для данных целей на сч. 62 открывают отдельно взятый субсчет «Расчеты по авансам полученным». Ведение аналитическо-го учета по субсчету должно выполняться по каждому отдельно взятому кредитору. При этом нужно отметить, что с суммы аванса начисляют НДС.
В процессе передачи покупателю ценностей материального характе-ра (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых получили аванс, начисленная сумма НДС будет восстановлена.
Аналитический учёт по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчи-ками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) сче-ту, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и за-казчику.
При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по :
- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным до-кументам;
- авансам полученным;
- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- векселям, дисконтированным в банках.
В том случае, если в обеспечение задолженности покупателем (заказ-чиком) был выдан простой вексель, то с целью учета такого рода задол-женности к сч. 62 открывают отдельно взятый субсчет «Векселя получен-ные».
Бывает, что величина номинальной суммы векселя выше договорной стоимости продажи товаров (работ, услуг). В том случае, если покупате-лем (заказчиком) не была погашена его задолженность в срок, который установлен согласно договору, то по такого рода задолженности органи-зацией может быть создан резерв по сомнительным долгам.
При применении субъектом экономики автоматизированной формы учета с использованием программного продукта «1С: Предприятие» в ка-честве регистров синтетического учета выступают обороты сч. 62 (Главная
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вто-рая. Третья и четвертая: текст с изменения и дополнениями на 1 октября 2018 г. – М.: Эксмо, 2018. – 576с.
2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [Фе-дер. закон принят 27 сент. 2002 г. (с изм. от 27.12.2018 года №514-ФЗ)] // Справочная правовая система «Гарант».
3. Бороненкова С.А., Мельник М.В. Комплексный финансовый анализ в управлении предприятием: Учебное пособие. – М.: Форум, 2016. – 432с.
4. Бурцева И.Д., Бажанова М.И. Современные проблемы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками // Научно-аналитический эконо-мический журнал. – 2017. - №4. – С.5-8.
5. Домнина И.К. Экономическая сущность расчетов с покупате-лями и заказчиками и их классификация // Теория и практика современной науки. – 2017. - №5. – С.272-276.
6. Ковалева Н.Н. Особенности проведения аудита расчетов с по-купателями и заказчиками // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - №10. - С.77-79.
7. Кулишова А.В. Учет расчетов с покупателями и заказчиками // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2017. - №12. – С.751-757.
8. Курочкина М.С. расчеты с покупателями и заказчиками как объект бухгалтерского учета // Актуальные проблемы современной когни-тивной науки: Сборник статей Международной научно-практической кон-ференции. – Уфа: Аэтерна, 2018. – С.58-60.
9. Николаев С.А. Дебиторская задолженность: от возникновения до погашения // Бухгалтерский учет. – 2018. - №8. – С.18-24.
10. Новикова М.В. Аудит дебиторской задолженности / М.В. Но-викова // Аллея науки. - 2016. - №3. - С.29-32.
11. Новожилова И.А. Учет расчетов с покупателями и заказчиками, проблемы и пути их решения // Научный журнал «Апробация». - №6 (45). - 2016. – С.15-19.
12. Плисова А.Б. Внутренний контроль и аудит наличия и движе-ния дебиторской задолженности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №1. - С.8-11.
13. расчетов с покупателями и заказчиками // Аллея науки. – 2017. – Т. 3. - №10. – С.469-471.
14. Скрипчук И.В. Актуальные вопросы учета расчетов с покупа-телями и заказчиками // Развитие бухгалтерского учета, анализа и аудита в современных концепциях управления: Материалы межвузовской VII реги-ональной научно-практической конференции. – Симферополь: ИП Гальцо-ва Н.А., 2018. – с.395-397.
15. Солдатова, А.В. Проблемные вопросы учета и аудита дебитор-ской задолженности / А.В. Солдатова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - №2-2. - С.187-189.
16. Степаненко Е.И., Мохов А.В. Дебиторская задолженность как объект бухгалтерского учета и контроля // Аграрная наука, творчество, рост: Сборник научных трудов по материалам VIII Международной науч-но-практической конференции. – Ставрополь: АГРУС, 2018. – С.55-60.
17. Щурина С.В., Пруненко М.А. Управление дебиторской задол-женностью компании: теория и практика // Интернет-журнал Науковеде-ние. – 2017. – Т.9. - №1. – С.87-89.