Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время развитие и совершенствование работы судебной системы представляет собой сложный процесс. Главной проблемой современной судебной системы является определение правового статуса судей в Российской Федерации.
В течение непродолжительного периода времени, прошедшего с момента принятия новой концепции судебной реформы, было принято большое количество мер по утверждению новой судебной власти как самостоятельного и независимого от политической жизни в стране государственного органа, осуществляющего свои полномочия в целях защиты прав граждан и предприятий.
Актуальность темы состоит в том, что в последнее время судебная система Российской Федерации стала двигаться в неправильном направлении, стала сильно политизированной. Примером этому стали последние громкие судебные процессы. Поэтому необходимо дальнейшее изучение судебной системы с точки зрения современного состояния законодательства и поиск возможных направлений его развития.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью мировых судей.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие организацию и деятельность мировых судей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение организации и полномочий мировых судей.
Задачами работы ставится:
• Исследовать развитие института мировых судей;
• Изучить порядок назначения мировых судей;
• Рассмотреть организацию деятельности мировых судей;
• Проанализировать полномочия мировых судей;
• Выявить проблемы и определить перспективы развития института мировых судей.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс, Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Развитие и порядок назначения мировых судей
1.1. Развитие института мировых судей
Институт мирового судейства в Российской Федерации и в зарубежных странах в процессе своей эволюции претерпел большое количество изменений. Можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений и от зарубежных стран. Важнейшей причиной восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия. Именно поэтому мировые судьи почти всегда точно в срок, без нарушения процессуальных сроков, рассматривают значительное количество поступивших дел и материалов.
Так как в настоящее время отсутствует теоретическая концепция организации деятельности, российское законодательство не может полноценно реализовать возможности мировой юстиции. Поэтому необходимо скорейшее реформирование данного института. Помимо этого, на законодательном уровне до сих пор не закреплены единые критерии границ судебного участка. Для определения назначения и смысла института мирового судьи нужно выявить его характерные особенности и направленность в развитии, также следует изучить историю становления данного института права. Затруднительно определить значение мирового судьи в судебной системе РФ без выявления законов, причин, источников и этапов формирования.
Во многих государствах формирование данного судейского института произошло по схожим объективным причинам. Необходимость становления новых общественных принципов, борьба с оппозицией и стремление к централизации власти - это и является основными причинами, послужившими зарождению института мирового судейства. Отсутствие необходимого числа квалифицированных юристов, усиление конфликтов и спорных ситуаций, с которыми не справлялась действующая власть, требовало формирования юстиции, которая бы способствовала укреплению доверия со стороны населения, но при этом находилась под контролем представителей власти.
Изначальной задачей российских органов власти являлось поддержание мира и порядка в стране, устранение конфликтов без участия государственного суда. Местный судья, рассматривая дела, не несущие опасность для общества, старается склонить стороны к примирению, т.е. действует согласно упрощенной процедуре. Если взглянуть на историю мирового судейства, то мы увидим, что впервые должность мирового судьи в привычном для нас понимании появилась в средневековой Англии. Для наиболее эффективного поддержания порядка в каждом английском графстве был свой мировой судья, который избирался из круга почетных и законопослушных лиц. Мировым судьей мог стать не только профессиональный юрист, но и лицо, не обладающее специфическими познаниями в области юриспруденции.
За свою деятельность мировые судьи всегда получали жалование. За первые 100 лет существования мирового судейства судьи поэтапно расширяли свою компетенцию. С помощью компетенции шерифов. В свою очередь шериф занимался приведением приговоров в действие, иначе говоря, он исполнял административные функции. Затем у мировых судей постепенно складывался принцип предварительного производства, и они стали выполнять функцию связующего звена между конкретным обвинителем и жюри обвинителей. По этой причине основным призванием мирового судьи было поддерживать правопорядок среди граждан, призывать общество к соблюдению закона, осуществляя при этом как судебные, так и административные правомочия. Первоначально на должность мирового судьи избирали в основном земледельцев среднего сословия. В дальнейшем мировыми судьями избирались лица, занимающие в обществе высокое положение, а именно графы, аристократы, которые проходили соответствующую подготовку в учебных заведениях перед назначением на данную должность. Появилась тенденция, при которой судебная власть переходила к лицам, превосходившим остальных жителей не только в имущественном плане, но и в социальном. Также в обязанность мирового судьи входило управление земскими тюрьмами. Мировые судьи выполняли разнообразные функции, начиная от административных, заканчивая управленческими. В их полномочия входило прекращение несанкционированных акций и сборищ, искоренение бродяжничества, обязанность требовать от лиц, нарушающих общественный покой и порядок, поручительства, выявлять и задерживать преступников. Будучи представителями местной власти, они осуществляли контроль над инспекторами и сборщиками для неимущих, заведовали их делами, имели право вынести постановление о лишении графского титула лица, не имеющего оседлости. При участии присяжных мировые судьи также расследовали некоторые преступления. В частности, это были дела, за которыми следуют денежные штрафы, тюремное заключение от 1 до 2 лет с принудительными работами или без, с телесными наказаниями либо без них. На протяжении следующих веков формирование мирового судейства отмечалось во многих европейских государствах. Множество факторов влияло на статус и развитие мирового суда. В различных теоретических источниках продолжается изучение и высказываются мнения по отношению к порядку и организации рассмотрения уголовных дел мировыми судьями. Хотя мировая юстиция функционирует уже несколько лет, большинство ее исследователей сходятся во мнении о том, что Россия уже переняла опыт внедрения мировых судей и достаточно удачный. Воссоздание института мировых судей в РФ напрямую зависит от Закона «О судебной системе РФ».
Дальнейшее развитие судопроизводства привело к облегчению процедуры рассмотрения разнообразных дел у мировых судей.
В России в конце XX века внедрение мировых судей было воспринято неоднозначно. Недовольные граждане считали, что внедрение данного института не увязывается с существующей судебной системой, а его создание будет нерациональным и неэффективным. По мнению противников, вопросы о чрезмерной нагрузке судов можно решить с помощью создания большего числа районных судов; воссоздание ныне забытого института в новых экономических условиях и при другой правовой системе фактически нереально.
Сторонники считали создание института мировых судей необходимой мерой по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, должны переходить к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами. Результатом станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, а значит, станет для населения более доступным и будет способствовать более оперативному рассмотрению дел судьей. Думается, что второе мнение более рационально. После принятия Конституции РФ в 1993 г., в частности, в сфере судопроизводства и судоустройства, возникла необходимость в некоторых изменениях. Мировые судьи вполне логично вписывались в судебную систему с целью разрешения новых задач в новых политических и экономических условиях России, когда резко увеличилось число собственников, тем самым создавая почву для возрастания общественных конфликтов. Внедрение мировой юстиции знаменуется как объективными, так и субъективными причинами. Согласно Конституции Россия является правовым государством, где значительное место занимает судебная система. В научных публикациях по данной тематике российскую историю формирования мирового судейства, которое существовало до революционного 1917 г., подразделяют на 3 этапа. Авторы научных работ в полной мере подошли к этому процессу становления как к важному историческому событию, которое развивалось поэтапно и закономерно. На первом этапе осуществлялась деятельность, аналогичная английской модели мировой юстиции. При этом на повестке дня стоял вопрос о проведении судебной реформы (1860 годы).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
8. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, N 51, ст. 6270.
9. Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» с изменениями и доп., вступившими в силу с 01.01.2012.
10. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. N 266. 30 декабря.
II. Основная и специальная литература:
11. Абдулин Р.С. Зарождение и развитие института мировых судей в России // Мировой судья. 2014. N 5.
12. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М.: Проспект, 2007.
13. Григорьев В.Н. Актуальные вопросы возбуждения уголовных дел частного обвинения / И.И. Голубов, А.В. Селютин // Мировой судья. 2008. N 3.
14. Давыдов В.А. Мы предлагаем существенно расширить участие граждан в отправлении правосудия // Уголовный процесс. 2015. N 5.
15. Дорошков В.В. К вопросу о дальнейшем развитии мировой юстиции // Мировой судья. 2015. N 7.
16. Жильцов С.В. Проблемы правового статуса мирового суда в судебной системе Российской Федерации // Право и государство. 2008. N 2.
17. Клеандров М.И. О двух векторах развития мировой юстиции в России // Мировой судья. 2015. N 6.
18. Мещерякова А.Ф. Проблемы повышения эффективности деятельности мировых судей в условиях реформирования судебной системы России // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. N 3. С. 17
19. Савченко Н.А. Мировой судья в системе органов государственной власти Российской Федерации // Мировой судья. 2014. N 8.
20. Чечина Н.А. Мировые судьи в Российской Федерации (судебная реформа и новое законодательство) // Правоведение. 1999. N 4.
21. Шахбанова Х.М. Основные проблемы в деятельности мировых судей // Мировой судья. 2014. N 11.
22. Широкин П.Ю. Перспективы организации института мировой юстиции в России // Мировой судья. 2014. N 7.