Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Духовная опустошенность, цинизм, жестокость, враждебность - это характерные признаки развития современного общества. Многие дети уже с младшего школьного возраста отличаются повышенной агрессивностью, нервозностью, повышенной чувствительностью, эмоциональной неуравновешенностью и уязвимостью.
Младший школьный возраст - один из самых сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства делают младшего школьника особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Усугубляется ситуация тем, что именно младший возраст является сложным периодом, для которого характерны адаптационные процессы, нервно-психическая напряженность. Так, ребенок переходит из детского сада в школу, происходит смена коллектива, перестраивается образ жизни, формируется новый режим дня. Распорядок. Происходит смена ведущей деятельности – если в дошкольном возрасте ведущей была игровая деятельность, то в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. В это время формируется ряд психических новообразований психики [1].
Все чаще среди детей младшего школьного возраста наблюдается агрессивное поведение. Стремительный рост уровня агрессивности - одна из самых актуальных проблем современного общества. Особенно ярко выражена агрессивность у детей с речевыми нарушениями и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это связано с тем, что дети ощущают свой дефект, осознают свое отличие от сверстников. Это вызывает агрессию, которая рассматривается как естественная защитная реакция организма. Тем не менее, у детей с ОНР агрессия носит чрезмерный, ярко выраженный характер, и тесно переплетается с девиантным, социально неприемлемым поведением личности. в связи с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети не способны в полной мере контролировать свою агрессию.
Проблематика исследования. Агрессивное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Особенно опасно агрессивное поведение для детей младшего школьного возраста, поскольку в этом возрасте, становление личности только начинается. Поэтому агрессия может стать устойчивой чертой личности, может закрепиться в характере ребенка. Агрессия негативно отражается на дальнейшем развитии личности ребенка. Особенно опасно агрессивное поведение у детей, имеющих нарушения речи, поскольку наряду с речевой патологией, у них также отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы. Такие дети не способны контролировать свою агрессию и нуждаются в коррекционной работе [2].
Цель работы: исследовать особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психического развития детей младшего школьного возраста;
2. Рассмотреть сущность понятия «агрессия», специфику ее развития в младшем школьном возрасте;
3. Охарактеризовать психические особенности детей с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы;
4. Провести исследование агрессивного поведения младших школьников с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы;
5. Разработать программу коррекции агрессивного поведения у младших школьников.
Объект исследования: агрессивность как черта характера детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и эмоционально-волевого развития.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что дети с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, нуждаются в специально организованной коррекционной работе, поскольку в отличии от своих сверстников с нормой развития, они не способны контролировать свою агрессию.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод теоретического, системного анализа и обобщения, метод логических заключений, метод экспертных оценок, эмпирические методы (психологическое тестирование, математико-статистическая обработка данных).
Теоретическая значимость исследования. Проблема агрессивного поведения у детей с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы фактически недостаточно изучена в отечественной психологии, что и обусловило актуальность темы нашего исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегии воспитательного процесса детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, для коррекции агрессивного и девиантного поведения. Результаты могут быть полезными для разработки психологического сопровождения, консультирования детей и их родителей. Результаты могут использоваться педагогами для разработки практических занятий, семинарских и лабораторных занятий, составления лекций, для написания методических рекомендаций и практических пособий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный младший возраст на период с 6 до 11 лет. На это время приходится обучение ребенка в начальных классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.
На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Широко известны работы Леонтьева А.Н., который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности [7].
В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий. Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка [2].
Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни. К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на уроках математики, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками [12].
На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни [3].
В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито у детей еще с дошкольного возраста [4].
Перечисленные выше факты свидетельствуют в пользу того, что именно в младшем школьном возрасте можно с минимальными усилиями и потерями развить у ребенка универсальные учебные действия, развить в нем способность мыслить, умение учиться, используя естественные психические и психофизиологические процессы. Однако при развитии универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте многие педагоги отмечают не только преимущества, но и ряд трудностей. Так, сложности целенаправленного развития универсальных учебных действий состоят в том,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: ЭКСМО, 2000.
2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-Пресс, 2001.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. - М.: Высшая школа, 1999.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1999.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Академия, 2000.
6. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности/ Популярная педагогика.- Екатеринбург, 1999.
7. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1995. - №2.
8. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1996. - №4.
9. Диагностическая и коррекционная работа психолога /Под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Педагогика, 2007.
10. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
11. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. - 2002. - № 2..
12. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: Прогресс, 2003.
13. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Минск, ТетраСистемс, 2000.
14. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: АСТ, 1999.
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Знание, 2001.
16. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2.
17. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2000.
18. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001..
19. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.:ЭКСМО, 2001.
20. Навайтес Г. Семья в психологической консультации. - М.: Высшая школа, 1999.
21. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение, 2006..
22. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 2002. .
23. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..- М.: Академия, 2002.
24. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. - М.: Высшая школа,2006.
25. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.:МГУ, 1999.