Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Анализ причин и особенностей инквизиционного процесса над Джордано Бруно
2.1. Особенности инквизиционного процесса над Джордано Бруно
В роковой для себя день Джордано Бруно принял предложение венецианского агента инквизиции — Мочениго учить его "искусству памяти". Вот только потомку дожей, как диккенсовскому Эбинезиру, была нужна вовсе не наука, изощряющая интеллект. Его интересовали только деньги и золото, и, поняв, что Бруно с презрением относится к алхимии, мессэр Мочениго препоручил "убыточного" учителя в руки инквизиции.
Данный вариант событий Бруно предполагал, зная прагматический характер венецианской инквизиции (искусство памяти не считалось ею запретным, а костер грозил только "врагам республики"), мог надеяться на более-менее длительное заточение и лишение сана. Сам инквизитор Контарини удовольствовался покаянием Бруно, признавая его человеком весьма выдающихся способностей и редкого душевного склада.
Следует отметить, что римская инквизиция признавала независимость венецианской очень своеобразно, и в случае Бруно просто не могла допустить, что "еретик" останется более-менее свободно жить в "Серениссиме". Хитростью и подкупом - а под конец и открытым давлением, понтифик вынудил венецианцев выдать ученого .
Многое не могло простить Ноланцу средневековое христианство - от первых проявлений свободомыслия вроде вынесения из кельи статуэток и спрятанных сочинений Эразма, до признания единства человека с природой, признания божественной частицы во всем, до оживления бескрайней Вселенной.
Процесс тянулся семь долгих лет, семь лет тюремного заключения, допросов и пыток для Бруно - и семь лет тщательного изучения его книг авторитетами от теологии, среди которых особенно выделялся неукротимостью Роберто Беллармино, не останавливавшийся ни перед чем в требовании казни для Бруно. (Заметим, что понтифик не заходил так далеко - его вполне устроило бы публичное покаяние Бруно, то есть отречение от Ноланской философии, после чего Джордано повторил бы, скорее всего, судьбу своего младшего современника — Томазо Кампанеллы, обреченного более двадцати лет провести в тюрьме, чтобы выйти на свободу полуслепым и преждевременно изможденным).
Беллармино одержал внешнюю победу, настояв на сожжении Бруно, как "закоренелого еретика". Это понял и подсудимый, за месяц до казни бросивший в лицо трибуналу: «Кто знает, может быть, вы с большим страхом произносите мне приговор, чем я его выслушиваю» .
Сам Беллармино, действительно, настолько боялся последних слов узника, что ранним утром 17 февраля 1600 года язык осужденного был проткнут железным шипом, и в таком виде Джордано Бруно из Нолы был доставлен на Campo di Fiori, "Площадь Цветов", где, уже объятый пламенем на помосте-talamo, нашел силы для последнего гордого жеста - когда к его лицу поднесли крест, узревший Бесконечность миров сумел отвернуться от символа того, что он именовал Торжествующим Зверем .
Заявлений Мочениго оказалось достаточно, чтобы Бруно арестовали. И целых семь лет философ был за решёткой. Все эти годы девять кардиналов требовали от еретика, чтобы он отрёкся от своих взглядов. Однако Бруно не согласился и в результате в 1600 году был сожжён на столичной площади Цветов. Кстати, на сохранившемся портрете Джордано предстаёт молодым человеком, а на самом деле, по возрастным меркам того периода, философ был стариком.
И тут возникает вопрос: за что именно его казнили? В обвинительном заключении было восемь пунктов, а вот по каким приговорили к смерти, осталось неизвестным. Может быть, за своеобразную трактовку строения Вселенной, противоречащую трактовке Аристотеля? Однако о бесконечности мира говорил ещё в XIII веке мыслитель Фома Аквинский (канонизированный церковью). Далее, был также Иоганн Кеплер, в 1596 году опубликовавший в своей книге «Тайна мироздания» модель Солнечной системы. Не показались крамольными и взгляды его учителя - датского астронома Тихо Браге, работавшего вычислителем в обсерватории.
Наконец, были Коперник и Галилей, которые хоть и слышали зубовный скрежет церковников, казнены не были, хотя инквизиция вполне могла бы расправиться и с ними .
Труды Бруно не были сразу же изъяты из продажи, как этого требовали церковные законы, а концепция мира по Копернику была объявлена противоречащей церковным канонам только в 1616 году. То есть смертный приговор был вынесен Бруно не за отказ в смене своих научных убеждений.
Историки выдвигают сразу несколько версий расправы над Бруно. В своём доносе Мочениго упомянул также, что богохульник говорил, что монахи позорят мир и все они ослы, а ещё требовал конфискации монастырских доходов, что, вполне возможно, привело его оппонентов в бешенство.
Другие историки считают, что столь долгое следствие было больше похоже на дискуссию, в которой кардиналам не удалось одержать верх, за что и последовало суровое наказание.
Наконец, есть совсем фантастическая версия: Бруно отрёкся от своих взглядов и был отправлен в монастырь, где вскоре умер. Иначе почему на костёр приговорённый взошёл не только со связанными руками, но и с кляпом во рту?
Великий ученый ренессанса Джордано Бруно до сих пор вызывает осуждение поклонников инквизиции. В сети часто встречаются «научные» высказывания, что «Джордано Бруно – не ученый», и суд инквизиции - самый гуманный суд всех времен - казнил его справедливо. Хотя ужасающие факты биографии, за которые Бруно заслужил смертную казнь, неизвестны .
2.2. Влияние эпохи на личность и судьбу Джордано Бруно
Для понимания особенностей личности и судьбы Джордано Бруно следует иметь представление об основных особенностях данного периода. Одной из главных особенностей средневековья являются медленные темпы развития практически всех сфер человеческой деятельности.
В период Средневековья у людей развивался особый тип мировоззрения относительно различных жизненных сфер (экономической, социальной, культурной, религиозной, политической, идеологической).
Главной особенностью Средних Веков, пожалуй, является абсолютное господство религиозного мировоззрения практически во всех жизненных явлениях и процессах. Каждая наука, согласно представлениям того времени, являлась «служанкой богословия». Разумеется, это не могло не затронуть и экономическую мысль. Экономическая наука не имела статуса самостоятельной, а существовала в составе теологии. Единственными мыслителями, изучавшими экономические представления, были церковные представители. Экономическая мысль получала своё развитие в рамках
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Варли, Р., Рафик М. Основы жизни в период Средневековья. Издательский дом Гребенникова, 2015 г. - 456 с.
2. Визгин В. П. Идея множественности миров. — М.: ЛКИ, 2007
3. Джордано Бруно // Авадяева Е. Н., Зданович Л. И. 100 великих казней. — М: Вече, 2000. — 171—176 с.
4. Йейтс Фрэнсис Амелия. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с.
5. Карсавин Л. П. Джордано Бруно. — СПб: Наука, 2016.
6. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с.
7. Коробков А. А. Джордано Бруно // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 269-273. — 752 с.
8. Легойда В. За что сожгли Джордано Бруно? // Журнал “Фома” Электронный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/za-chto-sozhgli-dzhordano-bruno.
9. Развитие экономики в эпоху Средневековья[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://biofile.ru/bio/38512.html
10. Ранний железный век и средневековье / ред. Г.А. Архипов. - М.: Марийский научно-исследовательский институт, 2017. - 152 c.
11. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том III. От Магомета до Реформации = Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome III. De Mahomet a l'age des Reformes / Перевод Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, А. Д. Давыдова, H. H. Кулаковой и A. A. Старостиной. — М.: Критерион, 2002.
12. Adam Frank, The Constant Fire: Beyond the Science vs. Religion Debate. - University of California Press, 2009.
13. Cicuttini L. Giordano Bruno. Milano, 1950, Cтp. 46. Publicazioni dell' Universita Cattolica del Sacro Cuore. Nuova serie, voi. XXXI.
14. Gatti H. The Natural Philosophy of Giordano Bruno // Midwest Studies In Philosophy, V. 26, Issue 1, pages 111—123, 2002.
15. Giordano Bruno biography. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www-history.mcs.standrews.ac.uk/Biographies/Bruno_Giordano.html)
16. Giordano Bruno. Dictionary of the History of Ideas. Philip P. Weiner, editor in chief. New York: Charles Scribner's Sons, 1974.
17. Lectures on the History of Philosophy by G.W.F.Hegel, Volume 3, pages 115-116.
18. O'Connor J.J. and Robertson E.F. Catholic Encyclopedia. Giordano Bruno. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.newadvent.org/cathen/03016a.htm.