Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный рынок труда отличается высоким уровнем динамичности и насыщенности. Требования, предъявляемые к кандидатам увеличиваются соразмерно обратным ожиданиям в отношении компаний. Специалистам становится чрезвычайно важно работать в компании с определенным имиджем, деловой репутацией, стратегическими целями и отношением к потребителю.
В результате складывается ситуация, при которой совершенно не просто покрыть потребность в кадрах, которая растет с каждым годом. Таким образом, на рынке труда возникает серьезная нехватка квалифицированных кадров, и компании вынуждены прибегать к различным способам её ликвидации.
Многие компании выбрали следующий вариант решения данной проблемы - создание сильного бренда работодателя (HR бренда), способного привлекать талантливых и квалифицированных сотрудников к работе в компании, а также удерживать их от перехода в стан конкурентов.
Все вышеуказанное позволяет сформировать гипотезу: HR-брендинг может стать эффективным инструментом формирования позитивного образа компании на рынке, особенно если его осуществлять с использованием нетрадиционных методов.
Цель данной работы заключается в анализе hr-бренда современной компании, методов его формирования и продвижения.
Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия hr-бренд,
- определить преимущества hr-брендинга для современной компании,
- изучить методы формирования hr-брендинга,
- выявить методы продвижения hr-брендинга.
Объект исследования – hr-брендинг.
Предмет формирования – методы формирования и продвижения hr-бренда организации.
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ней со стороны ученых, руководителей компаний, hr-менеджеров, работников компаний.
В работе использовались также труды зарубежных авторов - П.Ф. Друкера, Стивен Р. Кови, Д. Клиланда, А.А. Томсона, Ф.Котлера, КляйнНаоби и др.
Из российских специалистов, изучающих эту тему можно выделить: Бабенко Н.А., Горшенину М.В, Комарову Ю.В., Лагутина И.А., Меркулова С.А. и др.
Научная значимость исследования заключается в разработке теоретических положений и методологии управления hr-бренда современной компании.
Методы исследования – комплексный и сравнительный анализ, синтеза, наблюдения, анализа научной литературы и публицистических статей, отраслевых отчетов.
Структура работы представлена двумя главами и шестью параграфами, заключением и списком литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ HR-БРЕНДИНГА
1.1.Понятие и сущность hr-бренда
Понятие hr-брендинга исходит из определения сущность бренда. Бренд – это имя, знак, символ или их комбинация, предназначенные для того, чтобы идентифицировать товары или услуги продавца или группы продавцов и дифференцировать их от товаров, предлагаемых конкурентами . Технически, всякий раз, создавая новое имя, логотип или символ для обозначения нового продукта или услуги, практик маркетинга создает новый бренд.
Данное выражение действительно нашло свое отражение в практике развития многих компаний. Оно исходит из сущности маркетинговой деятельности по продвижению товаров, брендов и компаний.
В современной литературе представлено несколько определений hr-бренда. HR-бренд - это такое позиционирование предприятия, которое формируется в сознании действующих сотрудников и потенциальных соискателей на рынке труда в целом. Если в случае обычного брендинга стоимость бренда - это стоимость, которую потребители готовы заплатить за этикетку, то для HR-брендинга этот коэффициент представлен как сумма, на которую сотрудники готовы уменьшить свои потребности в уровне заработной платы или других мотивационных аспектов (материальные и не материальные) ради работы в фирменной компании.
HR-брендинг - это способ привлечения квалифицированных сотрудников, а не денег, как это обычно бывает, путем создания более привлекательного образа работы в компании. Люди захотят и будут работать в таких компаниях в первую очередь .
Проанализировав различные подходы к определению термина HR-бренд, можно сделать вывод, что, в общем, под HR-брендом понимается положительный имидж компании на рынке труда, за которым стоит ее целостный образ как работодателя. Сильный HR-бренд дает компаниям реальный экономический эффект. Необходимо отметить, что в России в настоящий момент не так много компаний, серьезно развивающих свой HR-бренд. Самыми передовыми компаниями в сфере HR-брендинга, как в России, так и зарубежом являются IT-корпорации .
В России появление интереса к понятию HR-бренда относится к концу 2000-х годов, когда, прежде всего, начинает проявляться исследовательский интерес к бренду. Отечественные авторы объясняют такой интерес трансформацией «рынка работодателя» в «рынок работника». Многие публикации посвящены целесообразности и месту HR-бренда в России, а также его сущности и опыту применения.
HR-бренд включает в себя несколько элементов:
ценности предприятия;
традиции предприятия;
культура взаимоотношений (внутренние коммуникации);
имеющиеся компетенции персонала;
стиль управления;
возможности профессионального развития и карьерного роста .
Первый элемент - корпоративные ценности. К ним мы относим установки и принципы, которые объединяют людей и исключают нарушения в работе. Это то, что в компании понимается как «хорошо», и то, что понимается как «плохо». Корпоративные ценности часто выражаются словесно на плакатах, баннерах, фирменных канцелярских принадлежностях.
Второй элемент - традиции предприятия. К ним относятся образцы поведения, деятельности и отношений, которые принадлежат компании и охраняются общественным мнением. Традиции создают регулятивную систему отношений в компании, обеспечивая стабильность и устойчивость трудового коллектива. Корпоративными традициями могут быть различные аспекты управления персоналом: чествование юбиляров, поздравления именинникам, праздничные мероприятия, методы поощрения сотрудников, методы разрешения конфликтов и т.п.
Третий элемент - культура взаимоотношений или культура взаимосвязей между сотрудниками предприятия. По сути, это те этические нормы, которыми руководствуются сотрудники в процессе взаимодействия и командой работе. Существуют исследования, посвященные типам взаимоотношений в рабочей группе (Р. Блейк и Дж. Моутон), динамики межличностных отношений между руководителем и подчиненными (П. Херси и К. Бланшар), социальным факторам оптимизации межцикличных отношений в трудовом коллективе (О.Н. Суббочева) и др. Все они раскрывают те или иные особенности построения продуктивных межличностных взаимоотношений в коллективе. Не вызывает сомнения тот факт, что сплоченный, дружный коллектив детерминирует желание в нем работать, что положительным образом сказывается на HR-бренде компании .
Четвертый элемент - имеющиеся компетенции (от лат. competere - соответствовать, подходить) сотрудников. Компетенции - это готовность и способность сотрудника решать профессиональные задачи определенной сложности. Для этого требуются специальные знания, умения и способности их применить в практической деятельности как в стандартной, так и в нестандартной ситуациях. Необходимо отметить, что речь идет о профессиональных, социальных и личностных компетенциях, которые проявляются при выполнении соответствующих должностных обязанностей. Качество выполнения должностных обязанностей отдельным сотрудником обусловливает его личный имидж, а качество выполнение своих обязанностей всеми сотрудниками обусловливает HR-бренд компании.
Пятый элемент - стиль управления. Не вызывает сомнения тот факт, что менеджеры оказывают значительное влияние на коллег и подчиненных. В этой связи совокупность характерных и устойчивых методов решения задач, применяемых менеджером, манера его поведения по отношению к подчиненным (иными словами - стиль управления) обусловливает эффективность деятельности коллектива и компании в целом .
Существуют несколько классификаций стилей управления, но их объединяет понимание того, что самый эффективный стиль управления - это тот, который соответствует ряду субъективных условий:
важности и срочности поставленных перед коллективом задач;
условия выполнения поставленных задач;
размеры и структура коллектива;
уровень зрелости и сплоченности коллектива;
профессиональный опыт менеджера;
личные качества менеджера. Этот аспект хотелось бы отметить особо, так как согласно многочисленным опросам особо ценным в менеджере подчиненные называют справедливость, честность и порядочность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурьянец В.А. Организационная культура как инструмент кадровой политики предприятия: сборник трудов. – Белгород: БГТУ, 2017. – С.13 – 15.
2. Выщеревич Я.И. Бренды различных типов как инструмент формирования эмоциональных связей компании с потребителями / Я.И. Выщеревич, Ю.К. Пирогова // Реклама : теория и практика. – 2013. - № 5. – С. 314-316
3. Грачев А. С., Грачева С. А., Спирина Е. Г. ПР-служба компании. - М., 2015. – с. 15
4. Знатнова А.Д. Формирование HR-бренда компании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43630 (дата обращения: 15.04.2019).
5. Как работа над HR-брендом влияет на подбор персонала? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hh.ru/article/13570 (дата обращения: 15.04.2019)
6. Грачев А. С., Грачева С. А., Спирина Е. Г. ПР-служба компании. - М., 2015.
7. Как построить сильный HR-бренд и что это вам даст // https://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=19855 (Дата обращения: 14.04.2019)
8. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс /Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2015.
9. Мальцева Ю. Как сформировать ценностное предложение для кандидатов // Директор по персоналу. – 2016. – С. 1-2
10. Мартасов Д.А. Брендинг как социально-экономическая категория // Бренл-маркетинг. – 2015. - №4. – С.34-36
11. Марцулевич Д.В. Кроссканальные маркетинговые коммуникации как фактор повышения ценности российских интернет-магазинов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - №1-2 (103). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/krosskanalnye-marketingovye-kommunikatsii-kak-faktor-povysheniya-tsennosti-rossiyskih-internet-magazinov (дата обращения: 27.03.2019).
12. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Федорова Я.О. Формирование бренд-коммуникаций как эффективной формы массовых коммуникаций // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 4-3. – С. 629-632
13. Несоленая О. В., Агишева А. В., Кулеша Э. В. Особенности формирования HR-бренда современной финансовой организации: российский и зарубежный опыт // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 453-459. — URL https://moluch.ru/archive/102/23131/ (дата обращения: 15.04.2019).
14. Оботурова О.В., Сергиенко Е.С. Обоснование рационального использования маркетинговых коммуникационных инструментов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60818 (дата обращения: 12.03.2019).
15. Пеша А.В., Девятайкин В.Е. PR-технологии как инструмент формирования внешнего hr-бренда компании // Human Progress. – 2016. – Т. 2. – №. 12. – С. 14
16. Полиит-Заниздра Т.А. Послы бренда – новое звено между бизнесом и потребителем // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/39943 (дата обращения: 11.04.2019)
17. Тренды HR, о которых надо знать работодателю в 2019 году// https://www.paper-planes.ru/blog/hrbrand/trendy-chto-nado-znat-rabotodatelyu-v-2019-godu (Дата обращения: 14.04.2019)
18. Чумиков А. Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций. – М. :ИНФРА-М, 2015. – с. 32-41
19. Шишкина И. Как создание собственного учебного центра влияет на формированиеHR-бренда компании? // Корпоративные университеты. – 2016 - №, С. 346
20. Dewalska-Opitek, A.; Bilinska-Reformat, K. Employer Branding as a Development Determinant of Retail Chains in Poland // Problemy Zarzadzania-Management Issues. – 2016. - Т.: 14. – Вып.: 1. Часть: 1. - С.: 152-165
21. Fatma, M.; Rahman, Z.; Khan, I. Building company reputation and brand equity through CSR: the mediating role of trust. International Journal of Bank Marketing. 33 (6), pp. 840-856.