Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, а также ликвидация их последствий требуют решения задач профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, которые способны решить возникшие проблемы. Уровень профессиональной подготовки таких специалистов определяет оперативность решений и качество устранения последствий возникающих чрезвычайных ситуаций, сохранение жизни оказавшихся в зоне их проявления людей. Это является свидетельством возрастающей роли профессионально подготовленных кадров для спасательных служб во всем мире.
Данные МЧС России свидетельствуют о том, что на сегодняшний день часть подразделений аварийно-спасательной службы недостаточно укомплектованы профессиональными спасателями и пожарными. Одновременно происходит дальнейшее переоснащение аварийно-спасательных сил страны, внедрение новой техники и технологий, что обусловливает более высокие требования к подготовке молодых специалистов, которые должны владеть современными способами ведения аварийно-спасательных работ и уметь использовать в своей работе передовую технику и технологии.
В настоящее время сложилась система профессиональной подготовки спасателей, целью которой является обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время. В эту систему включены учреждения высшего, среднего и дополнительно профессионального образования.
Особое значение в работе этой системы имеют учреждения дополнительного образования молодежи. Они входят в систему профессионального образования.
Деятельность учреждений дополнительного образования, направленная на подготовку молодых спасателей, основывается на профессиональном самоопределении молодых людей, которые выбирают для себя профессию, связанную с решением задач в чрезвычайных ситуациях различного характера.
Создаваемые региональными отделениями МЧС учреждения дополнительного профессионального образования, нацеленные на подготовку молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях, получили признание и активно работают.
Личностно-ориентированный подход, лежащий в основе их деятельности, позволяет удовлетворять профессиональные запросы молодежи, использовать свободное время подростков.
Одним из таких направлений работы является программа «Юный спасатель».
Целью работы является изучение программы «Юный спасатель» и путей ее реализации
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
определить требования, предъявляемые к молодым спасателям;
изучить программу «Юный спасатель»;
выявить пути ее реализации.
Объект исследования: подготовка молодых спасателей.
Предмет исследования: программа «Юный спасатель» и пути ее реализации на Сахалине.
Глава 1. Формирование готовности молодых спасателей к профессиональной деятельности
1.1. Требования, предъявляемые к молодым спасателям
Профессия спасателя в настоящее время, несмотря на сложную специфику работы, риск для жизни и здоровья ради спасения в различных чрезвычайных обстоятельствах, при катастрофах, техногенных авариях, природных катаклизмах других людей, является одной из самых престижных. Юношеская романтика, желание чувствовать себя сильным, настоящим человеком приводит многих подростков к выбору профессии спасателя и желанию работать в МЧС.
Профессия спасателей является востребованной, поскольку аварии различного рода, природные стихии, разрушающие жилища, уносящие жизни людей, регулярно происходят не только в России, но и во всем мире.
Попасть на службу в МЧС даже в качестве рядового спасателя или пожарного – задача не легкая в связи с растущим количеством достойных молодых людей, которые ведут здоровый образ жизни, имеют хорошую физическую форму, отслужили в рядах вооруженных сил и получили определенные навыки и закалку.
Научные подразделения МЧС России провели исследования, направленные на определение профессионально важных качеств спасателей, позволяющих успешно выполнять в различных условиях свои профессиональные обязанности.
Результатом проведенных исследований стало определение структуры важных профессиональных качеств спасателей
Эта структура включает в себя пять групп:
медицинские (физиологические) качества;
психологические качества;
социально - психологические качества;
эргономические качества;
инженерно- психологические качества.
Внимание является одним из важнейших психологических качеств спасателей.
Внимание позволяет спасателям осуществлять контроль соблюдения порядка своей деятельности, работы технических средств и инструмента, изменений обстановки в зоне чрезвычайной ситуации.
Недостаточность уровня развития внимания у спасателей может стать причиной нарушения порядка выполнения работ, ошибок, ослабления контроля своей деятельности, что, в свою очередь, может стать причиной травматизма и выхода из строя технических средств.
Высокий уровень развития нашей психики позволяет человеку многое уметь. Психическое развитие, в свою очередь, возможно потому, что человек сохраняет приобретенный опыт и знания благодаря человеческой памяти.
Память представляет собой запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
В памяти различаются следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание, которые формируются в деятельности и ею определяются.
По характеру преобладающей в деятельности психической активности, память делится на эмоциональную, двигательную, образную и словесно- логическую. По характеру целей деятельности выделяется непроизвольная и произвольная память, по продолжительности закрепления и сохранения материала – кратковременная, долговременная и оперативная.
Как и любой другой познавательный психический процесс, память, имеет определенные характеристики, которые могут повлиять на деятельность спасателей.
Основные характеристики памяти представлены объемом, быстротой запечатления, точностью воспроизведения, длительностью сохранения, готовностью к использованию сохраненной информации.
В процессе обучения спасателей и в работе в условиях экстремальной ситуации все эти характеристики имеют самое существенное значение и позволяют спасателям приобретать профессиональные знания, умения и навыки.
Ощущение и восприятие дают нам знания единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может быть достаточной, человеку необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий.
Предвидение требует обобщения единичных предметов и фактов и, исходя из этих обобщений, определенных выводов относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход от единичного к общему и от общего к единичному осуществляется благодаря мышлению – особому психическому процессу.
Мышление представляет собой высший познавательный психический процесс, суть которого заключается в порождении на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности нового знания.
Мышление, как и всякий психический процесс, является функцией мозга. Физиологическую основу мышления составляют мозговые процессы более высокого уровня, чем процессы, которые служащие основой для элементарных психических процессов, таких как ощущения.
Мышление включается во все другие познавательные психические процессы, в том числе в восприятие, внимание, воображение, память и речь. В определенной степени, все высшие формы этих процессов в зависимости от уровня своего развития связаны с мышлением.
Большую роль в практической деятельности спасателей играет определение характера и объема информации, прогнозирование событий, необходимые для принятия решения. Недостаточность мышления может стать причиной затруднения в процессе адаптации к условиям чрезвычайной ситуации и неспособности принимать самостоятельное решение.
Любую деятельность человека всегда сопровождают конкретные действия, которые можно разделить на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они контролируются сознанием и требуют определенных усилий со стороны человека, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Это происходит благодаря волевым процессам, присущим каждому индивиду. Воля является сознательным регулированием человеком своего поведения и деятельности, выраженным в умении преодолеть при совершении целенаправленных действий и поступков внутренние и внешние трудности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Федеральный закон РФ от 11.11.1994 г. «О защите населения и террито - рий от ЧС природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон РФ от 14.07.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
3. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Постановление Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
6. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»,
7. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи [Текст] /Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.
8. Ильин А. А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. - М.: Изд-во Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник нового века. - СПб.: Питер, 2000.
9. Марков Н.Д., В.А.Королихин «Тактико-специальная подготовка спасательных подразделений МЧС России», М., 1997 г.
10. Методические рекомендации по оценке психологической готовности спасателей к действиям в экстремальных условиях. - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
11. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразделений Войск ГО Российской Федерации. Под общей редакцией генерал-полковника Кириллова Г.Н. – М., 1997.
12. Новосельцев О.В. Плавание и легководолазная подготовка: Учебник [Текст] / Под ред. проф. О.В. Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2003. -340 с.
13. Овчинников В.В. и др. «Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушений зданий и сооружений» М., 1994 г.
14. Учебник спасателя. С.К.Шойгу. М. ЗАО НПЦ «Средства спасения», 2002 г.
15. Чуриков А.И. Подготовка студентов вузов России к уверенным действиям в условиях водной среды [Текст] / А.И. Чуриков.- СПб.: ОМ-Пресс, 2004. -142 с.
16. Шойгу С.К.и др., «Охрана труда спасателя», М. 1998 г.